Ростов-на-Дону Пятница, 19 апреля
Общество, 05.01.2020 12:00

Арест Быковской как надежда на выздоровление: итоги года в ростовском здравоохранении

В ноябре 2019 года в Ростовской области были арестованы министр здравоохранения Татьяна Быковская и ее заместитель Станислав Беседовский. Это стало главным событием года не только в медицинской сфере области, но и оказало серьезное влияние на внутриполитическую обстановку в регионе, обнажив наметившееся противостояние между силовиками и органами исполнительной власти области.

Выступая 23 октября 2019 года с докладом о промежуточных итогах реализации нацпроекта «Здравоохранение», Татьяна Быковская назвала «критической» ситуацию с обеспечением медицинскими кадрами территории региона.

— Из 1638 участков терапевтической службы жители 126 участков не имеют своего участкового врача,  — заявила министр. — Ситуация критическая. Министерством здравоохранения области совместно с РостГМУ (медвузом), сейчас отрабатывается механизм привлечения для прохождения практики на рабочих местах, непосредственно в поликлиниках на участках, учебных ординаторов, имеющих аккредитационные удостоверения по терапии. Мера вынужденная. Но и практикантов мы не сможем сохранить, если со стороны муниципалитета не будет проведена соответствующая работа. Молодежь необходимо заинтересовать, причем конкретными мерами социальной поддержки со стороны муниципальной власти.

Быковская татьяна Юрьевна.jpg

Спустя месяц министр была задержана, в ее доме и по месту работы прошли обыски. Татьяну Быковскую и ее заместителя Станислава Беседовского подозревают в лоббировании интересов швейцарской компании, которая занимается переработкой и утилизацией медицинского мусора. Договор с представителем швейцарцев губернатор области Василий Голубев торжественно подписал на сочинском форуме в 2017 году, а спустя год ООО «Центр 100 Ростов-на-Дону» уже осваивал многомиллионные контракты с донскими больницами. Организацией конкурсов заинтересовалась ФСБ, и вскоре министр оказалась под домашним арестом.

Учредитель сети городских сайтов «Блокнот» Олег Пахолков уверен, что Татьяна Быковская стала жертвой политической ситуации, которая сложилась в области в преддверии окончания второго губернаторского срока Василия Голубева.

— Все ведь знают, что завод, из-за которого отправили под домашний арест Быковскую, на самом деле лоббировал Голубев. Или те же «башни Рожновского», из-за которых возбудили уголовные дела на нескольких глав районов. Ведь их же заставили подписать документы о приемке. Если бы они были честно избранные главы и имели полномочия распоряжаться бюджетом, то они  послали бы «куда подальше» таких поставщиков. Это был бы их выбор и их ответственность. Но им навязали этого поставщика, заставили взять на себя риски. А за что? За то, чтобы пройти переназначение? Насколько я понимаю, вся команда Голубева, все чиновники области ненавидят губернатора, потому что стали просто его заложниками. Он мечется, ему надо спасать все нажитое непосильным трудом, а страдают другие,  — считает Олег Пахолков.

Заместитель Быковской до 27 января будет находиться в СИЗО, Татьяна Юрьевна дожидается окончания следствия дома. Ростовский политолог Дмитрий Савельев считает, что арест Быковской можно назвать главным политическим событием года, потому что чего-то подобного давно ждало уставшее от падающего уровня жизни население.

— Здравоохранения имеет непосредственное отношение к каждому жителю региона. Уровень качества обслуживания в поликлиниках и больницах, вне зависимо от их социального статуса, всегда был для людей главным мерилом справедливости. Как известно, на здравоохранение направляются огромные бюджеты, деньги распределяет министерство. От прозрачности распределения денег и от того, все ли средства доходят и расходуются по назначению, зависит качество профилактики и лечения всех жителей Дона, — уверяет Савельев.

Эксперт считает, что именно поэтому аресты замгубернатора Сергея Сидаша и экс-министра строительства Николая Безуглова не вызвали такого ажиотажа в обществе, как задержание Татьяны Быковской.

— Украли чиновники бюджетные деньги, да,  отвратительно и возмутительно, но непосредственно нас это вроде как не касается. Что же до здравоохранения, то здесь совсем другая ситуация — это касается всех. Жители Ростовской области очень недовольны состоянием как самих поликлиник и больниц, там и качеством обслуживания в них. Не говоря уже о постоянных поборах со стороны обслуживающего персонала. И это при всем том, что на многие лекарства и услуги выделяются огромные деньги. Только вот далеко не всем  они доходили.

Примечательно, что губернатор Голубев, который хранил молчание во время ареста своего заместителя, бывшего министра и архитекторов, после задержания Татьяны Быковской вступил в открытое противостояние с силовиками, заявив, что массовые аресты представителей исполнительной власти дестабилизируют регион.

За министра вступилисьи медики, хотя искренность этой поддержки вызывает много вопросов. Так, «Блокноту» стало известно, что письмо в поддержку Татьяны Юрьевной некоторых врачей заставляли подписывать едва ли не шантажом; в защиту Быковской выступили представители ассоциации, которая несколько лет не существует. А размещенный на Youtube фильм-петиция в поддержку министра спустя несколько дней «проката» пришлось снять из-за «дизлайков» и откровенных насмешек над этой инициативой в сети.

После ареста Быковской у ростовской медицины появилась надежда на выздоровление, считает бывший главный врач Ростовского областного перинатального центра, заслуженный врач РФ Валерий Буштырев.

— Главное обвинение, которое, впрочем, вряд ли кто-то предъявит Татьяне Юрьевне, — это криминализация ростовской медицины. Причем, как в прямом, так и в переносном смысле,  — говорит он.

С Буштыревым, который с 2008 года занимался строительством и оснащением перинатального центра, ростовский минздрав разорвал контракт осенью 2018 года. Официальная причина — выявленные в ходе многочисленных проверок незначительные нарушения внутренних регламентов. Буштырев настаивает, что таким образом с ним свели счеты за принципиальность: он как главврач потребовал от территориального фонда обязательного медстрахования возместить затраты, которые перинатальный центр понес сверх установленных квот. Несмотря на то, что в подобных случаях суды обычно становятся на сторону медучреждений и выплачивают им деньги за услуги, оказанные пациентам, с ростовским ПЦ так не случилось. Более 70 млн рублей медучреждение от страховщиков так и не получило, а сам Буштырев стал фигурантом уголовного дела. Его заподозрили в незаконном производстве кислорода для рожениц и новорожденных. Сейчас заслуженный неонатолог страны лишен работы.

Быковская мы.jpg

— Распределение квот, тарифы и отношение к медикам в Ростовской области привело к тому, что врачи вынуждены брать деньги у пациентов, да и сами пациенты уже не представляют свой поход в больницу без «благодарности» медикам. Все форумы пестрят сообщениями лишь о том, сколько надо дать тому или иному доктору,  — утверждает Буштырев. — Это и есть та самая криминализация ростовской медицины. А еще есть негласные преступные распоряжения, которые приходится выполнять ростовским медикам, становясь звеньями порочной круговой поруки и заложниками своих должностей.

Сторонники Татьяны Быковской говорят, что министр работала в режиме ручного управления и как могла помогала в условиях несовершенного законодательства прилагала все усилия для спасения тех, кого не в силах были спасти ростовские больницы.

— С первых дней работы бюро фонда в Ростовской области Быковская активно поддерживала его деятельность, не опасаясь публичности нашей работы, что большая редкость,  — говорит руководитель ростовского отделения «Русфонда» Галина Козлова. — Во многих регионах чиновники наоборот не в восторге от благотворительных фондов, которые собирают средства через СМИ. Они опасаются, что любая информация о существующих проблемах, став достоянием общественности, будет использована для критика их работы, и в итоге вышестоящее руководство останется недовольно. Бывает, что доходит даже до прямых запретов врачам сообщать в фонды о нехватке денежных средств на операции или отсутствии лекарств. В итоге дети остаются без необходимой помощи. Татьяна Быковская, как руководитель регионального министерства здравоохранения, в подобных ситуациях действовала в интересах детей.

По словам Галины Козловой, благодаря сотрудничеству министра и благотворителей, с 2015 года 280 детей из Ростовской области получили дополнительную помощь на общую сумму 103 095 206 руб.

— Так же с 2015 было начато типирование доноров костного мозга на областной станции переливания крови, а в 2019 году в Ростове-на-Дону был зарегистрирован и начал работать «Южный регистр доноров костного мозга» (Южный РДКМ). Он необходим для помощи детям и взрослым с онкогематологическими заболеваниями, нарушениями в системе кроветворения и в иммунной системе, нуждающимся в неродственной трансплантации костного мозга. В России это около 5 тысяч человек ежегодно,  — поясняет Козлова. — Только в прошлом году в рамках этого соглашения благотворительная помощь детям была оказана на общую сумму в размере 21 073 487 руб.

Защитники Быковской указывают на несовершенство законодательной базы, что не позволяет учреждениям вовремя закупать нужные лекарства и эффективно оказывать медицинскую помощь населению. Но при этом никто не вспоминает о том, что Татьяна Юрьевна 15 лет возглавляла министерство, успешно пережив и смену власти, и ряд криминальных скандалов в ведомстве. И никогда не позволяла себе критиковать то самое федеральное законодательство, которое, как выяснилось, мешает развиваться системе здравоохранения на Дону.

Елена Романова специально для "Блокнот Ростов"

Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.  

Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиFacebookВКонтактеTelegram.

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
  Тема: Итоги года в Ростове 2019  
здравоохранениеБыковскаяарестГолубев
1
1