Топ-7 главных проблем Ростова: памятка для будущего сити-менеджера от «Блокнота»
Ростов вновь готовится к смене сити-менеджера. Фото: «Блокнот"
Читайте также:
- «Ростов» и «Спартак» встретятся в 1/8 финала Кубка России (25.09.2019 21:01)
- Василий Голубев раскритиковал ход работ по конно-спортивному комплексу под Ростовом (25.09.2019 17:01)
- Директор кадетского корпуса ДГТУ обвинил ректорат вуза в давлении и незаконном увольнении (25.09.2019 08:01)
С чем в первую очередь придется сражаться новому сити-менеджеру, на которых так не везет Ростову-на-Дону в последние пять лет.
«Блокнот» собрал список самых актуальных проблем Ростова-на-Дону, от решения которых зависит благополучие и качество жизни ростовчан.
Чистота города
Уборка улиц и система вывоза мусора остаются главными критериями оценки качества работы любого градоначальника — хоть назначенного, хоть всенародно избранного.
Если в летнее время чистота улиц может быть поводом для отвлеченных споров, то зимой она быстро переходит в категорию вопросов выживания. Знаменитый снегопад 2014 года, когда сотни людей оказались запертыми в пробках, остановился общественный транспорт, а в городе начались перебои с подвозом хлеба, заставил Ростов кардинально пересмотреть свою систему организации работы коммунальных служб в зимний период.
Были приняты протоколы, которые предполагают немедленную мобилизацию всей подходящей техники в городе для расчистки центральных магистралей, увеличен парк спецтехники и усовершенствована система оповещения о грядущем ухудшении погоды.
Улицы Ростова зимой редко где чистят от снега. Фото "Блокнот"
Однако, последние два года показали, что в Ростове практически исчезли дворники, из-за чего даже центральные улицы города в снегопад не очищаются, а тротуары усилиями прохожих превращаются в опасные ледовые тропы. Роль сити-менеджера в решении этого вопроса трудно недооценивать: в прошлом году администрация Ростова под давлением общественности и УФАС была вынуждена отменить спорный контракт на уборку ростовских улиц, который достался компании с уставным капиталом в 10 тысяч и одним сотрудником в штате.
К тому же в городе так и не решен вопрос, куда свозить мусор: пока что отходы временно складируются в западной части города, вопрос со строительством мусороперерабатывающего завода подвешен где-то между Левенцовкой и Мясниковским районом области — именно там ростовские чиновники надеются разместить и новый временный полигон, и завод, но пока вопрос далёк от разрешения. Пока что сложившаяся в Ростове ситуация может лишить политического будущего любого, кто рискнет возглавить бывшую мэрию. Усугубляется она тем, что два предыдущих сити-менеджера не очень-то ею дорожили.
Обветшание
На первый взгляд может показаться, что обрастающий новенькими высотками Ростов стремительно развивается, расширяя открыточные виды с обоих берегов Дона. Но при ближайшем рассмотрении даже неспециалисту становится понятна цена такого «развития»: никому не нужные исторические особняки и жилые дома разрушаются, у муниципалитета и собственников нет денег на их сохранение, а за 27 лет постсоветской эпохи чиновники так и не придумали, как заинтересовать в сохранении исторического облика частных инвесторов.
Коммунальная инфраструктура Ростова стремительно разрушается. Фото "Блокнот"
Не менее плачевно дела обстоят с коммунальной инфраструктурой: по степени аварийности ростовские коллекторы еще не достигли дна Таганрога, где пришлось на несколько дней отключить центральное водоснабжение и организовать подвоз питьевой воды. Но затянувшееся этим летом плановое отключение горячей воды добавило свою каплю в переполненную чашу терпения ростовчан. Они уже давно задают вопросы, куда уходят миллиарды рублей, которые горожане отдают коммунальщикам, но в ответ пока только приходят новости о банкротстве водоканалов, что наводит на мысль о потере доверия между муниципалитетом и горожанами.
Потеря доверия к власти
Это лишь на первый взгляд может показаться, что ростовчане никогда особенно не питали доверия к муниципальным чиновникам, а потерять то, чего не было, нельзя. На самом деле, существовавший до недавнего времени общественный договор вполне устраивал обе стороны: ростовчане на протяжении почти двух десятков лет исправно голосовали за мэра Михаила Чернышева и получали взамен медленно растущую экономику, интересную деловую суету, а плитку на Большой Садовой никто не менял два раза за три года.
Отказ от прямых выборов мэра, который произошел в 2014 году, совпал с началом очередной рецессии в экономике. Доходы ростовчан перестали расти, отчего граждане начали интересоваться доходами чиновников. Возникли вопросы вроде «почему важные городские решения об уничтожении скверов, фонтанов и парков принимаются без учета мнения горожан?». Не привыкшая работать в таких условиях гордума не смогла смягчить удар от стремительного сближения исполнительной власти и избирателей. Горожане вдруг стали объединяться в инициативные группы, срывать общественные слушания, подавать иски в суды, ходить на митинги и требовать ответов. Вместо них и диалога они продолжают получать обреченное молчание то одного, то другого, то третьего главы муниципалитета.
Созданные по московским лекалам цифровые сервисы типа «Активного ростовчанина», где избирателям предлагается стать полноправными участниками работы городских властей, не работают. Соцсети полны оскорбительных намеков в адрес муниципальных чиновников, а через года Ростову предстоит выбирать гордуму. И если новый глава исполнительной власти за этот год не восстановит утраченное доверие ростовчан к работе муниципалитета, то 2020-ый год может стать переломным в самом неприятном смысле этого слова и для горожан, и для властей.
Социальная инфраструктура
Обветшание города — это не только фасады, трубы и разрушенные ливневки. Стремительно ветшает его социальная инфраструктура.
Губернатор не выполнил своих обещаний по строительству школ и садиков в Ростовской области. Фото: пресс-служба администрации Волгодонска
Василий Голубев, придя к власти в 2010 году, не зря заявлял о строительстве 100 садиков и 50 новых школ. Уже тогда было понятно, что бэби-бум второй половины «нулевых» очень скоро обернется резким дефицитом мест в образовательных учреждениях, которых и без того не хватало. Власти нашли варварский способ решения проблемы: были увеличены группы в детских садиках, что практически похоронило дошкольное образование на Дону.
Сейчас «бэби-бумеры» не помещаются в школьных классах. За 9 лет работы команде губернатора удалось построить всего три школы и несколько садиков. Бурное жилищное строительство в центре города рано или поздно приведет к полному коллапсу, описывать который пока никто не спешит. Но в центре города просто нет столько школ, чтобы удовлетворить потребности покупателей новостроек. Строить новые негде, а если есть где - некому.
В 2019 году в Ростове открылась вторая новая школа за весь постсоветский период. Фото: администрация Ростова
И это при том, что стандарты образования сейчас требуют совершенно иного подхода к организации учебного процесса и работе классов. Школьникам нужны большие, просторные помещения для использования мультимедийного оборудования, организации диспутов, коворкингов, но вместо этого они получают переполненные, душные классы, в которых к тому же не хватает педагогов. По Ростовской области дефицит учителей — 1500 вакансий, и принципиального решения нет.
Национальные проекты и наличие коммерческой составляющей более-менее спасают ситуацию в сфере ростовской медицины, но в целом ее качество, как и качество обучения, оставляют желать лучшего. В новых и хорошо отремонтированных поликлиниках врачей нет точно так же, как и в старых больницах. К сожалению, в решении этих проблем роль сити-менеджера может ограничиваться только плотным общением с органами власти на уровне субъекта или Кремля. Но можно будет хотя бы внятно объяснить людям, зачем чуть было не отдали в концессию бизнесу часть ЦГБ. Хочется надеяться, что хотя бы с этой задачей новый сити-менеджер справится.
Транспорт Ростова
Решение этой застарелой проблемы, к сожалению, так же находится далеко за пределами компетенций главы исполнительной власти города. Но шанс есть: похоже, ростовские чиновники, перепуганные арестами и обысками, нашли в себе силы отказаться от идеи строительства тяжелого подземного метро, на которую, кстати, уже был потрачен не один десяток миллионов рублей. В Ростове несколько лет существовало целое управление метрополитеном, в котором какие-то люди сидели и за неплохую зарплату рассказывали, каким будет ростовское метро и почему его невозможно начать строить в следующем году.
Чиновники потратили десятки миллионов рублей на мечту о ростовском метро. Фото: правительство РО
Сам Василий Голубев несколько раз то приходил, то отходил от этой идеи, но в последнее время все чаще стал произносить фразу «легкое метро», «колесное метро». А нынешний врио сити-менеджера даже анонсировал поиск подрядчика для разработки проектно-сметной документации для «скоростного трамвая». Так или иначе решение транспортной проблемы Ростова — это тот гордиев узел, которым город связан на годы вперед, и разрубить его рано или поздно придется.
Промежуточным решением могла бы стать совершенная система общественного транспорта, при которой ростовчане наконец-то смогут отказаться от личных машин в пользу красивых, теплых — зимой, прохладных — летом автобусов, трамваев и троллейбусов. Но большой поток неучтенной наличности, аффилированность транспортных компаний с чиновниками и депутатами, политическая нерешительность и отсутствие перспективного мышления чиновников пока не позволяют Ростову встать на путь поиска цивилизованных путей решения транспортной проблемы.
Жилищное строительство
Пока что все идет к тому, что жилищное строительство в Ростове остановится само собой: введение эскроу-счетов, снижение доходов населения, монополизация рынка компаниями с госучастием — все это грозит в ближайшем будущем снизить активность застройщиков до того уровня, когда они перестанут вырубать рощи и застраивать 20-этажными свечками дворы «хрущевок», в прямом смысле разрушая вокруг себя всё и вся.
Но совершенных ошибок в сфере градостроительной политики Ростову хватит надолго. Это и растущая нагрузка на социальную инфраструктуру (см. п. 4), и нарастающие транспортные проблемы (см. п 5). Решение этих проблем может стать для будущего сити-менеджера Ростова пропуском в большую политику: от непродуманной застройки страдают сотни российских городов, сказывается годами копившаяся нехватка квадратных метров, высокая маржинальность строительного бизнеса, обусловленная такой же высокой коррумпированностью муниципальных чиновников. Каким будет это решение — хочется знать всем, но вряд ли все доживут.
А вот что реально угрожает Ростову, так это распространение порочной практики «нестандартных» решений в поиске новых пятен под застройку. Знаменитый пожар на Театральном спуске показал пример одного такого «нестандартного» решения. Учитывая распространенность частной застройки в той части Ростова, которую принято считать центром, перед владельцами хибар и коттеджей разворачиваются не самые радужные перспективы. Переломить эту тенденцию и предстоит будущему сити-менеджеру, но вовсе не факт, что у него на это хватит сил и будет желание.
Последствия пожара на Театральном спуске 21 августа 2017 г. Фото "Блокнот"
Благоустройство и безопасность
Создание комфортной и безопасной городской среды, пожалуй, тот пункт, который напрямую зависит от качества работы главы городской администрации. Ведь ни построить новые заводы, ни открыть новые компании он не может. Существующий порядок формирования и распределения бюджета в муниципалитете таков, что новые скверы, дороги, дворы, фасады и общественные пространства напрямую зависят от уровня компетенций команды, которая зайдет работать в администрацию города. Надо уметь получать и осваивать деньги федеральных программ.
Пока что Ростов имеет не совсем успешный опыт участия в федеральной программе «Формирование комфортной городской среды», которая, вместо повышения качества жизни горожан, повысила в нем градус социальной напряженности. Бесконтрольная вырубка скверов, некачественный ремонт дворов, сомнительные градостроительные проекты, вызывающие споры и недопонимание — все это одна большая проблема, решение которой следует искать за границами сложившихся практик.
Ростов украсили по случаю 270-летия. Фото "Блокнот"
Можно провести бесчисленное количество круглых столов, конференций и коворкингов с привлечением самых интересных спикеров. Но если воплощение самых смелых идей будет возложено на людей, которые меняют плитку на Б. Садовой и расставляют по городу коней из ковролина, Ростов еще долго будет городом, где можно делать смешные селфи на фоне дряхлых кариатид и ржать по поводу управленческих решений. Но где мало хочется рожать, растить детей, работать и встречать старость.
Елена Романова
Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.
Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: Одноклассники, Facebook, ВКонтакте, Telegram.
Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону