Ростов-на-Дону Понедельник, 25 ноября
Общество, 15.11.2021 07:30

Живые статуи и танцы с прохожими: как несколько артистов превратили улицы Ростова в интерактивный театр

Живые статуи и танцы с прохожими: как несколько артистов превратили улицы Ростова в интерактивный театр

Артисты уличного театра «Ларамбла» из Ростова делают бесплатные перфомансы для горожан. Фото: Instagram

Безумно талантливые и творческие артисты театра «Ларамбла» под руководством Александра Соловьева не стесняются выступить с перфомансами на улице. Ростовчане уже оценили живых статуй на Пушкинской, а также танец артистов вместе с «Дядей Ваней». Сами участники могут похвастаться тем, что побывали на многих европейских фестивалях и теперь готовы бесконечно удивлять Ростов ярким гримом и колоритными костюмами. Руководитель театра рассказал корреспонденту «Блокнот Ростов», откуда возникла идея уличного театра и с чем приходится сталкиваться артистам, взаимодействуя с людьми.


Александр, вы сами из Новосибирска. Скажите, почему вы решили остановиться именно в Ростове и образовать здесь уличный театр?

— Вообще из Новосибирска я уехал сначала в Москву. Честно говоря, там особо ничего не складывалось, мои ожидания от столицы оказались совершенно провальными. Потом появился ребенок, и так как у моей жены родители живут в Краснодарском крае, я решил, что нужно переезжать ближе к южным местам. Хотел найти какой-нибудь театр и устроиться там работать. Я отправил резюме в разные места, и на мою заявку откликнулся ростовский молодежный театр.

Мы собрали все вещи и приехали работать в Ростов. Однако зарплата в театре была очень маленькая, и я пытался придумать, чем еще дополнительно можно заработать на жизнь. В 30 лет я вспомнил, что умею стоять на ходулях. В один прекрасный момент, когда ложился спать, резко посетила идея о том, что нужно создать уличный театр. Потом все завертелось. Я предложил одному актеру сшить костюмы и выступить на одном из корпоративов. Сначала реакции никакой не последовало от людей. Тогда мы решили выйти на улицу Пушкинскую, чтобы привлечь к себе внимание. Через полгода пошли первые заказы. Мы поняли, что нам нравится этим заниматься. Никогда не думал, что это принесет мне истинное удовольствие.

Почему все-таки Ростов? Мне здесь очень понравился климат. Я мечтал жить там, где зима не такая жесткая. В основном, в Ростове уже в апреле становится тепло, а холодает только к середине ноября. Практически круглый можно заниматься уличным театром. Ростов-на-Дону для этого просто идеален, поэтому отсюда я уезжать не хочу.

larambla.ru_242916329_390751792688654_2584870385645156944_n.jpg

Сколько существует «Ларамбла»? По какому принципу вы набираете людей в труппу?

— «Ларамбла» как проект существует с 1 октября 2021 года. Труппы никакой нет, это проект, который включает в себя еще несколько проектов: трио ПВХ, спектакль «Светлячки», серия перформансов, анимация. И в зависимости от задач, которые стоят перед каждым проектом, я подбираю людей. Есть более универсальные артисты, которые могут быть и музыкантами, и актерами, и аниматорами. А есть те люди, которые являются профессионалами в одном деле. Например, в трио ПВХ есть парень, который играет на кахоне (прим. ред. ударный ящик), он музыкант по образованию, поэтому участвует только в этом проекте.

Раньше ваш театр назывался «Сюрледон», в связи с чем вы решили изменить название?

— «Сюрледон» изначально занимался только анимацией, потом в нем зародилось два движения — это уличный и детский театры. Мы дошли до определенного этапа и поняли, что переросли анимацию. Каждому из нас захотелось заниматься самостоятельно своим проектом. Мы решили разделиться и пойти каждый своей дорогой. Я вот создал проект под названием «Ларамбла».

larambla.ru_246861576_410829893979466_4948470209180968768_n.jpg

Вы можете рассказать о перфомансе «Ларамблы», который был связан с закрытием сезона городских прогулок. Почему вы вдруг решили выйти вместе с «Дядей Ваней» станцевать на улицах города?

— Все началось с того, что мне подарили девять дедушкиных костюмов — советских шляп, пиджаков, рубашек. Я разложил их в офисе на полу и начал думать, какой образ можно сделать из этого. Показалось, что люди в этих костюмах будут очень похожи на туристов из глубинки Ростовской области, которые приехали в Ростов-на-Дону первый раз в жизни. В интернете увидел «Дядю Ваню», которого я могу смело причислить к артистам. Причем это заложено в нем от природы. Я, конечно, как и все задался вопросом, адекватный ли он, но когда почитал комментарии в интернете о нем, понял, что с ним есть о чем поговорить. Скажу, что это человек без каких-либо внутренних комплексов, зажимов, может выходить так же, как и мы на улицу и самореализовываться. Он получает удовольствие от жизни, а не ходит хмурый и зажатый. Так самое интересное, что он выглядит один в один, как наши «туристы» — старые шляпа, пиджак, рубашка.

Я подумал, что мне нужно найти его во чтобы то ни стало и вместе станцевать. Мне показалось, что у него отличная пластика, и он сможет моим ребятам дать мастер-класс, как нужно танцевать по-клоунски, вот, чтобы это было от души. Я нашел место, где он может приблизительно жить, но не застал его на тот момент. А потом, в один из дней, мы стояли развлекали горожан на Пушкинской живыми статуями, я поднимаю голову и вижу, что он стоит на нас смотрит. Я взял его быстро за руку и рассказал свою идею. Он тут же согласился и сказал, что нужно это сделать как можно быстрее, пока на улице тепло.

sibapro_246549405_211446160956183_6327680172397439599_n.jpg

Откуда вы черпаете идеи?

— Я постоянно изучаю все, что связано с уличным театром и анимацией. Я интересуюсь ходулистами, мимами, клоунами. Бывает, уже нахожу готовые идеи, но потом дорабатываю их. Бывает, увижу какой-нибудь фильм, герой которого западет в душу. А потом сижу и думаю, какой у него классный пиджак или шляпа. От одного только элемента одежды у меня в голове может возникнуть свой образ.

Если, например, брать костюм статуи шарманщика, то я подглядел этот образ в последнем голливудском фильме о волшебнике из страны Оз. Или, например, фильм про слоненка Дамбо, связанный с цирковой темой. Идеи можно найти везде. Кроме того, мы ездим по разным фестивалям. Мы были на чемпионате живых статуй в Голландии. Я посмотрел на то, как работают европейские коллеги и был в невероятном восторге. Мне захотелось выйти на такой же уровень.

Сколько времени у вас уходит на грим и на создание костюма?

— Это очень долгий процесс. Нужно начать с того, что в голове должна родиться идея для костюма. После этого я нахожу людей, которые воплощают идею в реальность. Некоторые костюмы я покупаю, некоторые делаю самостоятельно. Например, костюмы живых статуй я делал сам, нашел одежду и покрасил ее. Если же есть костюмы, которые нужно шить, я обращаюсь к художнику по костюмам. Или если взять костюмы ангелочков. Для начала я обращаюсь к книгам, смотрю в интернете фигурки ангелов, беру идеи из фильмов. Затем смотрю всех ходулистов-ангелочков, потом ищу театральные костюмы ангелочков. В конце начинаю думать о том, где брать материалы, что нужно купить, что сшить, а что заказать.

Увидел у вас гитару из канистры, саксофон из пластмассовых труб. Для чего вы это используете?

— У нас есть шоу, которое называется «Оркестр живых статуй», а по-другому — «Трио ПВХ» под управлением Анатолия Курлыка. Это очень крутое шоу, которое мы уже продемонстрировали на разных фестивалях. Иногда мы показываем его в Ростове. Сначала были придуманы живые статуи рабочих, потом появился саксофон из труб ПВХ (откуда и пошло название оркестра). В качестве аккомпанемента мы сделали кахон. Затем мы поняли, что не хватает гитары. Но она должна была быть концептуальной, вписываться в образ простых рабочих. Поэтому мы сделали ее из канистры.

larambla.ru_249273084_241746367938803_3610701853815314168_n.jpg

 Касаемо выступлений, не боитесь показаться глупыми?

— Я работаю в таком жанре, в котором нужно выглядеть глупым. Чем глупее мы будем выглядеть, тем это будет смешнее. Мне хочется разрядить эту скучную обстановку в городе, потому что в Ростове практически вообще ничего не происходит. Тем более на количестве событий сказались коронавирусные ограничения.

Когда я жил в Москве, то просто закрывал все двери и окна, чтобы избавиться от лишнего шума, от событий, которые произошли за день. В Ростове все работает наоборот, хочется создавать эти события, потому что это прекрасный город, с великолепной архитектурой, которая требует внимания. Здесь есть художники, галереи, все, чтобы заниматься творчеством.

Вы как-то готовитесь к перфомансам? Если да, то как?

— Да, мы обговариваем что-то, но только слегка репетируем. На улице все непредсказуемо, поэтому нужно научиться импровизировать. Как и в случае танцев с дядей Ваней, мы просто вышли на улицу и учились синхронно повторять движения. Хотя многие думали, что мы это отрепетировали, и спрашивали, почему это было не так слаженно.

larambla.ru_243014192_541576946932608_9115571622052676506_n.jpg

В вашу сторону приходит больше положительных или отрицательных комментариев?

— Смотря где. В Intagram — 90% положительных комментариев, в «Вконтакте» — 80% отрицательные. Может быть аудитория разная, возможно в Instagram сидят люди более продвинутые, которые знают, что такое уличный театр, что такое «клоунада». Для публики «Вконтакте» мы просто мужики, которые чем-то обдолбались, набухались и пошли выступать.

Как вы реагируете на неадекватную реакцию прохожих? Было ли такое, когда человек с плохим настроением пытался вас задеть? Не доходило до драки?

— До драки точно не доходило. Я считаю, что этого нужно максимально избегать. Мы выходим на улицу не для того, чтобы кому-то что-то доказывать. Мы выходим для взаимодействия с горожанами. Если с нами хотят взаимодействовать, то мы воспринимаем его как участника, если мы видим, что человек не настроен на взаимодействие, мы максимально его обходим.

Была идея включать музыку во время перформансов. Однако, мы отказались от нее. Мы не должны никому мешать, это потом мы можем наложить музыку в видео и люди кайфанут от этого. Я понял, что нет ничего лучше того момента, когда пять человек идут по улицам и танцуют под звуки шелестящей листвы. Одно дело, когда перфоманс объявляется. В этом случае, мы можем позволить себе пошуметь. В остальные моменты мы приходим на «тренировку» и не должны никому мешать.

larambla.ru_251518276_264127995677220_6458994849112799493_n.jpg

Какая первая задача перед вами стоит, когда вы выходите выступать на улицу?

-У каждого участника перформанса она своя. Мне как руководителю театра и автору идей важно доказать себе, что я могу воплотить что-то. Как минимум, я долго искал «Дядю Ваню», и каждый раз я думал, а не бросить ли мне эти поиски. Однако эта идея не погасла во мне, а это очень важно. Что касается участников перфоманса, то им важно получить опыт.

Вы всегда мечтали стать актером? Есть ли ощущение, что это дело всей вашей жизни?

— Не всегда. Да и к тому же, не причисляю себя к актерам. Я думаю, что я больше отношусь к артистам, а они в свою очередь, могут быть кем угодно. Актер — это больше исполнительская роль, тебе дали текст, ты его выучил и сыграл. Артист же сам себе может придумать роль, текст. Как мы и делаем с помощью перфомансов. Да, я долго к этому шел и еще иду. Кроме этого, у меня есть еще музыкальный проект. Я пишу и играю музыку выступаю на разных музыкальных фестивалях.

Расскажите о вашем первом выступлении? Насколько страшно было выходить на улицу?

— Первый раз я вышел еще в 18 лет. Это было в Новосибирске, я участвовал в уличном перформансе Андрея Кислицына. Это мой однокурсник, который стал артистом цирка «Дю Солей», сейчас он живет в Питере. Мне не было страшно, я обожаю импровизацию, поэтому рвался всегда в бой, не думая о страхе.

Хотя был момент в студенчестве, когда мы представляли дипломную работу. Это был спектакль про детей, которые играют во взрослых. Наш режиссер Алексей Крикливый выбрал в качестве локаций Новосибирские гаражи. Мы чувствовали себя сначала как рыбы в воде. Но сзади нас была стройка. Мы стоим и играем, перед нами сидит комиссия — директор театрального института, разные мастера. Вдруг из забора выглядывает строитель и начинает на нас ругаться матом, говорит, что мы мешаем им работать. Вот тогда я почему-то испугался, подумал, что сейчас остановят спектакль. Однако мой напарник Павел Прилучный вступил с ним в перепалку, он этого строителя начал «обыгрывать», и этот мужчина стал персонажем нашего спектакля.

sibapro_194075968_306512657612689_4176865917991011730_n.jpg

Как родители отнеслись к вашему творчеству? Не было ли разговоров о том, что это не принесет вам никаких денег?

— Наверное, у отца были такие опасения, когда я выбрал эту профессию. Ну, а отец у меня всю жизнь занимался предпринимательской деятельностью, поэтому ему казалось это не очень серьезным. Сейчас же он видит, что я работаю, я зарабатываю, денег у него не прошу. Мама всегда меня поддерживала в том, чем я занимаюсь. Она видит, что я получаю удовольствие, не хожу и не ною. Брату моему тоже очень нравится то, чем я занимаюсь, к тому же он мне помогает, кахон сделал своими руками.

Насколько трудно содержать уличный театр? Большой ли спрос имеют ваши актеры на коммерческие заказы?

— Ну тут уже все зависит от меня. Мы живем за счет заказов для свадебных корпоративов, ярмарок. Нас часто куда-то приглашают. На этом в принципе держится уличный театр. Но все же я считаю, до полноценного уличного театра нам нужно дорасти. Пока что 90% нашего заработка — это коммерческая анимация, остальные 10% можно назвать театром. Эту цифру в 10% нужно постепенно увеличивать. Это невероятный труд, мы должны вложить очень много усилий. А пока театр живет заказами, коммерческими и для привлечения некоммерческим фестивалям.

Как вы считаете, Ростов нуждается в вас? Есть ли какое-то будущее у театра улиц?

— Ну скажу так, что человек нуждается в разного рода событиях. В данном случае его жизнь просто становится интереснее. Мне приятно читать комментарии, когда люди пишут, что они будто бы оказались не в Ростове. Уличный театр — это хороший инструмент для того, чтобы делать жизнь лучше в городе. Уличный театр может возникнуть отовсюду: в трамвае, в магазине, чуть ли не в колодце, откуда могут вылезти разные персонажи. Для людей это своеобразный шок, но он полезный, я уверен, что такое запоминается на всю жизнь.

larambla.ru_244556902_371885634618497_3092140684998924242_n.jpg

Можете дать совет ростовчанам, как перестать бояться самовыражаться?

— А все так или иначе самовыражаются. Просто у каждого свой способ. Людям нужно найти его. Кому-то достаточно нарисовать картину, кто-то снимает тик ток, кто-то готовит. Необязательно выходить на улицу и кричать об этом.

Людям нужно понять, чего они именно боятся. Я подозреваю, что они не в ту сторону двигаются, если у них стоит какой-то блок. Может им и не надо выступать с гитарой на улице, а достаточно сыграть дома в комфортной обстановке и записать все на видео. Нужно искать комфортные способы самовыражения. Если это будет натяжным, то зрителям тяжело будет воспринимать тебя. Почему «Дядя Ваня» всем понравился? Он просто занимается своим делом в комфортной для него среде.

Евгений Карабак

Фото: официальный Instagram-аккаунт "Larambla", Instagram-аккаунт Александра Соловьева 

Присылайте свои новости, фото и видео на номер 8 (938) 108-56-10 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников. 

Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиFacebookВКонтактеTelegram.

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
Уличный театрЛарамблаРостов
1
0