Ростовский литературный критик Евдоксия Никитина, создавшая знаменитые «Никитинские субботники»
Дончанке хватило смелости спасти книги запрещенных в советское время авторов. Фото: Википедия
Читайте также:
- Ростовская область стала лидером по числу женских коллективов (08.03.2020 11:01)
- Ростовские автоинспекторы подарили девушкам букеты (07.03.2020 22:16)
- «Ростов-Дон» на домашней площадке победил венгерский «Ференцварош» (07.03.2020 19:07)
«Блокнот Ростов» продолжает публиковать истории об удивительной жизни знаменитых женщин из Ростова.
На память о знаменитой жительнице Дона у потомков осталась лишь пара карандашных набросков (о южанке ходили легенды, но сама она была очень скрытной). Один из портретов был написан русским художником и искусствоведом Василием Журавлевым в 1925 году. Добрые глаза, кудрявые темные волосы, соболиные брови, обаятельная улыбка... Мужчины таяли, как воск. Друзья знали, что ростовчанка Евдокия Федоровна Плотникова – чудо, как хороша.
Современники называли ее «женщина-праздник» и «дама, приятная во всех отношениях». Вокруг имени ходили многочисленные слухи: о связях с могущественным НКВД и любви партийных лидеров. Возможно, пересуды подогревала и сама хозяйка знаменитых «Никитинских субботников» – должна же быть в девушке какая-то загадка? Евдокия была отличным менеджером и оратором, ее детище переживало смену режимов, войны и трагедии, но каждый раз выживало. Храбрая донская красавица, ставшая критиком, редактором и организатором литературной жизни на Юге России и Москве, родилась в Ростове 16 февраля 1895 года.
В историю журналистка и поэтесса вошла как Евдоксия Никитина. Она была трижды замужем. Первым супругом стал преподаватель Лазаревского института восточных языков Николай Богушевский, с которым юная ученица обручилась сразу после окончания Высших женских курсов в Москве, 1914 году. Хотя прожили супруги немного, но первый муж оказал на нее большое влияние.
Лазаревский институт восточных языков. Фото: Википедия
В год свадьбы пара стала приглашать к себе домой известных писателей и молодых поэтов. Литературный кружок собирался по субботам: на огонек заглядывали знаменитые критики Николай Бродский и Юлий Айхенвальд, академик Александр Веселовский, историк Иван Розанов и литературовед Павел Сакулин. За многие годы к объединению присоединились более 200 известных литераторов. Это были не просто чаепития в приятной компании (хотя без пирогов и сладостей, музыкальных вечеров и розыгрышей дело не обходилось): образованные и думающие люди того времени могли пообщаться с единомышленниками – без унижений и критики. На огонек по субботам заглядывали Цветаева и Мандельштам, Булгаков и Сельвинский читали свои новые поэмы. Ругаться у Никитиной – было дурным тоном, в следующий раз просто не пригласят.
Писатели на Никитских субботниках. Фото: Википедия
Когда грянула Гражданская война, Евдоксия ненадолго переехала домой, в Ростов, где стала жить с адвокатом Алексеем Никитиным. В 1917 году он был министром почт и телеграфов и министром внутренних дел Временного правительства, но политическая деятельность счастья ему не принесла. Никитин был ярым противником большевиков, за что успел побывать в застенках Петропавловской крепости и едва не лишился жизни.
Женившись на Евдоксии, муж полностью ушел в семейное дело, воплотив в жизнь мечту любимой – открыв с ней в 1922 году кооперативное издательство писателей «Никитинские субботники». Так же прозвали их еженедельные посиделки, которые очень полюбили горожане (вскоре супруги вернулись в Москву и продолжили проводить встречи в столице). Никитины выпускали редкие книги тех авторов, которых вряд ли бы «пропустили» другие издательства, например, работу теоретика театра Сигизмунда Кржижановского «Поэтика заглавий». Сама Евдоксия выпустила сборники своих стихов, статей, посвященных русской природе, литературе и поэзии. Автор талантливо рассказывала о современниках – поэтах и прозаиках, собирала рукописи, автобиографии, автографы, письма, портреты, критические статьи по истории русской литературы (они потом станут бесценными экспонатами ее музея).
Алексей Никитин Борис Этингоф
Пара не отказывала авторам разных жанров – выпустила более 300 произведений (позже многие книги были изъяты по постановлению Главного управления по делам литературы и издательств). Черные дни для Евдоксии наступили в начале 1930-х годов, когда было ликвидировано частное предпринимательство, журналистка использовала все свои связи и ораторское искусство, но сохранить издательство не удалось. Брак тоже затрещал по швам, пара развелась. Через два года ростовчанка стала женой профессора Бориса Этингофа, к которому перешли дела ее издания. Семейный союз был недолгим, но бывшие супруги после расставания дружили долгие годы.
Лишь во время «хрущевской оттепели», в 1950-х годах, Евдоксия снова смогла печатать авторов, возобновив субботние встречи. Там молодые авторы с удивлением узнавали о забытых лицах «серебряного века» и событиях советской культуры – мужчины жгли и хоронили литературное наследие, а у хрупкой Евдоксии хватило смелости спрятать и сохранить запрещенные в 30-е годы книги, стихи Саши Черного, подлинники шаржей Кукрыниксов, календари и газеты той эпохи. В 1962 году Евдоксия основала в Москве музей «Никитинские субботники», который стал филиалом Государственного литературного музея РСФСР. Он работал до самой смерти ростовчанки, которая ушла из жизни 3 декабря 1973 года, в возрасте 78 лет. Знаменитую ростовчанку похоронили в Москве.
Юлия Ежикова
Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.
Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: Одноклассники, Facebook, ВКонтакте, Telegram.