Общество,
31.01.2023 18:00
Чистые улицы, недостроенный ТЦ и много автобусов: как живет микрорайон Сельмаш в Ростове
Его строительство началось в 1929 году. Фото: «Блокнот Ростов»
Читайте также:
- Глава администрации Таганрога не смог оспорить штраф за несанкционированную свалку (31.01.2023 17:35)
- В Новочеркасске простились с погибшим в СВО командиром взвода «Казачьей сотни» (31.01.2023 17:10)
- В Ростове на улице нашли труп молодой женщины (31.01.2023 14:29)
- В Ростове-на-Дону судят полковника Росгвардии за распространение фейков об армии (31.01.2023 10:22)
- В Ростове осудили обманувшего дольщиков на 138 млн рублей застройщика (31.01.2023 09:44)
«Блокнот Ростов» продолжает рассказывать о жизни ростовчан в разных микрорайонах города. На этот раз журналисты побывали на Сельмаше. Его организованное и планомерное строительство началось еще в 1929 году. Когда-то это был небольшой поселок. Сейчас же территория стала довольно обширной и уже ограничена улицами 1-й Конной армии, Веры Пановой, проспектом Сельмаш, а ниже проспекта Шолохова граничит с Нахичеванью.
У застроенного в основном частными домами Сельмаша есть несколько проблем. Это «стихийный рынок», с которым долгое время борются местные власти, недостроенный торговый центр на месте бывшего кинотеатра «Юбилейный», а также разбитые тротуары на улицах. Однако плюсов жизни в микрорайоне оказалось больше. О них, в том числе, рассказали корреспондентам «Блокнот Ростов» горожане.
Среди старых зданий Сельмаша можно выделить «испанские дома». Их строили для бойцов испанских интербригад, которые были вынуждены бежать из-за гражданской войны в 1936 году. Великая Отечественная война не затронула эти дома. Еще в 70-х годах в подъездах можно было увидеть таблички с испанскими фамилиями. Сейчас же все изменилось.
На данный момент в районе превалирует низкоэтажная застройка — это дома высотой от трех до пяти этажей. Высотки в основном расположены вдоль улицы 1-й Конной Армии и проспекта Сельмаш. На территории микрорайона находится большое количество школ и детских садов, есть областная клиническая больница и муниципальная поликлиника.
Из достопримечательностей микрорайона можно выделить ДК «Ростсельмаш». Его строительство задумывали еще в 1930-е годы, когда в городе появился огромный завод и тысячам его работников нужен был интересный и полезный досуг. Начинался дворец с маленького клуба, приютившегося в столовой в 1929 году. Через два года появился небольшой зрительный зал на 550 мест.
Опыта организации ДК не было ни у кого, пришлось молодым театралам учиться у коллег из Днепропетровска. Гости были рады маленьким, но душевным театральным постановкам. При этом их не смущали небольшой зал и ужасно скрипучие стулья.
В годы оккупации здание клуба стало госпиталем, отсюда вели радиотрансляцию, передавали песни и стихи, отважные радистки призывали бойцов не сдаваться. Немцам не понравился боевой дух ростовчан и клуб взорвали. Теперь на его месте находится вторая областная больница.
После войны началась масштабная стройка и появилось любимое и узнаваемое здание Дворца культуры. На долгие годы ДК стал местом встречи творческой молодежи.
Раньше у ДК были скверы-партнеры, их заложили в 1957 году, но во время реконструкции здания в 1978 году было принято решение убрать один из них и установить большой фонтан.
Сейчас во Дворце проводится множество мероприятий, куда съезжаются участники со всей России, здесь работает восемь коллективов, ориентированные на самые разные возрастные категории: от малышей до взрослых.
Парк культуры и отдыха Островского
Этот парк культуры и отдыха является самым большим в городе. Площадь его территории составляет 63,1 га. В 1894 году на его месте были посажены так называемые Балабановские рощи. Парк в течение многих лет менял своё название: Пролетарский, имени Шеболдаева, имени Марии Ульяновой, парк культуры и отдыха Ростсельмаш.
В 70-е годы XX века он получил свое нынешнее название. Главная особенность этого парка — это его зеленые насаждения с редкими деревьями и кустарниками. Некоторым деревьям уже больше ста лет.
Сейчас в парке расположены плавательный бассейн, футбольные поля, клуб альпинистов и юных пожарных, залы штангистов, ручного мяча и борцов, теннисные корты, стадион «Олимп-2» и настоящая детская железная дорога.
Стадион «Олимп-2»
Еще одним важнейшим для Ростова-на-Дону объектом является стадион «Олимп-2». Появился он еще в 1930 году. Изначально был спроектирован как подотчетное спортивное сооружение машиностроительного завода «Ростсельмаш». Стадион многократно перестраивался, пока не достиг того вида, который он имеет на сегодняшний день. Также менялись и названия спортивного объекта: «Ростсельмаш», «Олимп XXI век».
Стоит отметить, что стадион принадлежал не только главной донской команде «Сельмаш» (ныне ФК «Ростов»), но с 1958 года по 1970 год на нем проводил матчи СКА. В 1950-х годах стадион был девятым в СССР по величине: его вместимость за счет двухъярусных трибун равнялась 32 000. Затем второй ярус был демонтирован. Сейчас он вмещает 15 840 человек.
Постепенно стадион начал облагораживаться и мало походить, на тот, который появился в далеком 1930 году. В 2000 году он начал превращаться в сугубо футбольный. В 2001 году были установлены новые мачты освещения. В 2009 году было завершено строительство южной трибуны, а в 2010 году на стадионе было установлено новое видеотабло.
Что касается знаковых матчей, то здесь проходили встречи ФК «Ростов» с «Атлетико», «Баварией», «Манчестер Юнайтед». Кроме того, в 2015 году на этой площадке сыграли товарищеский матч сборная России и сборная Хорватии. А 16 мая 2010 года на стадионе состоялся финальный матч Кубка России по футболу.
Детская железная дорога
В прошлом году в парке имени Николая Островского отправился первый поезд по обновленной детской железной дороге. Этого события очень долгое время ждали жители города. На «очередную» реконструкцию ушло больше четырех лет.
Сама идея строительства ДЖД в донской столице принадлежала комсомольцам города. В мае 1936 года группа ростовских школьников приняла участие в совещании юных строителей детских железных дорог, которое проводил Совет содействия строительству ДЖД под председательством академика Образцова. Совет одобрил решение ростовчан и в 1937 году заработали первые кружки юных железнодорожников.
На подготовку проекта ДЖД и улаживание формальностей ушло несколько лет. Только 4 августа 1940 года, в День железнодорожника, на торжественном митинге было объявлено о начале строительства Ростовской ДЖД. К ноябрю того же года ее построили.
ДЖД проработала несколько месяцев, потом была закрыта в начале Великой Отечественной войны. Для того, чтобы сохранить станки и весь подвижной состав, его эвакуировали в Тбилиси.
В 1945 году было принято решение о реанимировании детской железной дороги. К этому времени ее переименовали в Малую Северо-Кавказскую. В послевоенное время практически все рельсы были сняты для строительства оборонительных сооружений, шпалы и даже часть балласта забрали местные жители для подсобного хозяйства, станционные постройки и депо, хоть и уцелели, требовали серьезного ремонта. В марте 1946 года детской дороге был возвращен эвакуированный подвижной состав, но и он требовал ремонта.
К концу июля 1946 года было завершено строительство километрового участок пути от станции Деповская до бывшей станции им. Кагановича. А к 1948 году открылось движение по большому кольцу протяженностью 3,15 километра. В ноябре 1949 года ДЖД полностью восстановили. К этому моменту у ЖД появилось три станции: Победа, Оборонная и Солнечная.
В 2006 году дорога вновь была реконструирована. Произведена частичная были замена рельсов и стрелок возле депо. Все стрелочные переводы сделали с электроприводами. На ЖД установили микропроцессорные системы СЦБ, которые позволяют диспетчеру контролировать положение всех единиц подвижного состава по всему маршруту. На дороге установили девять светофоров, на четырёх переездах световая и звуковая сигнализация.
А в 2018 году власти вновь начали масштабную реконструкцию ЖД с полной заменой путей и моста. С этого времени движение по всему участку детской железной дороги перестало осуществляться.
В 2020 году на развитие железнодорожного транспорта Ростовской области инвестировали 11 миллиардов рублей. Деньги, в том числе должны были пойти на реконструкцию ДЖД. Однако сроки открытия переносили несколько раз. И только в сентябре 2022 года железная дорога вновь заработала. «Блокнот Ростов» публиковал фоторепортаж с ее открытия.
В 2013 году город и инвестор создали АО «Киноконцертный комплекс «Юбилейный». Объем инвестиций в проект должен был составить 350 миллионов рублей. При реализации проекта неоднократно возникали проблемы, и сроки сдачи регулярно переносились.
Ожидалось, что после реконструкции «Юбилейный» будет представлять собой здание площадью 10 тыс квадратных метров с подземной парковкой, рестораном, торгово-выставочными площадями на первом и втором этажах, а также пятизальным кинотеатром на третьем-четвертом этажах. Однако сейчас на этом месте красуется недостроенное «разноцветное здание».
Вторая проблема, которая тянется более 10 лет — это «стихийная торговля». В мэрии Ростова-на-Дону в прошлом году отчитались, что борьба с нелегальными точками тянулась до марта 2020 года. На территории то и дело можно было увидеть самовольно размещенные НТО. Последние два года крупного рынка на этом месте нет. Однако регулярно на улице появляются незаконные торговцы — до 10 человек в день.
При этом администрация города не может конфисковать товар или заключить нарушителей под арест. На торговцев лишь составляют административные протоколы. Документы уже отправляются в адрес Управления Россельхознадзора и ОП-6 УМВД Ростова-на-Дону для принятия мер. Однако ситуация от этого нисколько не меняется.
— Дворники постоянно ходят и собирают в пакеты мусор. Летом всегда косят траву и аккуратно и вовремя все убирают. Район достаточно благоустроенный — есть детские площадки, парки, скверы, поликлиники, магазины. Из минусов — контингент здесь не очень, многие люди неприветливы, — поделилась местная жительница.
Одним из плюсов микрорайона является его транспортная доступность. При этом жители не сильно жалуются на пробки.
— Касаемо транспорта, сейчас все хорошо, большая развязка здесь. Можно уехать в любую часть города. Пробки бывают на переезде только. Правда людей в районе становится больше, а ведь район был когда-то тихий и спокойный, — рассказала ростовчанка.
Из минусов микрорайона ростовчане выделили большое количество аварийных домов, а также отсутствие кинотеатра.
— Ну вот раньше был кинотеатр «Юбилейный». Было так прекрасно. Вместо него поставили непонятное здание, захотели сделать ТЦ. Если честно, мне не нравится такая архитектура, она не вписывается сюда, — отметила горожанка.
— В целом, с западной части Сельмаша можно уехать практически в любую часть города (это все, что касается западнее улицы Мира). В районе, где находится площадь Мира, когда-то ездил трамвай. На замену ему пустили автобусы №67 и 67А. Однако в центр они ездят только через улицу 1-й Конной Армии и проспект Сельмаш. Есть лишь небольшая территория, где транспортная доступность может быть хуже. Но в целом, это одно из лучших мест по снабжению транспорта, — подчеркнул Михаил Кругликов.
Григорий Мелихов
Фото: Александр Прохорцев
Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Telegram, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.
У застроенного в основном частными домами Сельмаша есть несколько проблем. Это «стихийный рынок», с которым долгое время борются местные власти, недостроенный торговый центр на месте бывшего кинотеатра «Юбилейный», а также разбитые тротуары на улицах. Однако плюсов жизни в микрорайоне оказалось больше. О них, в том числе, рассказали корреспондентам «Блокнот Ростов» горожане.
Немного истории
Решение о возведении целого поселка было принято после строительства комбайнового завода «Ростсельмаш». Ростово-Нахичеванский горсовет постановил предоставить участок площадью около 130 га для заводского жилстроя. При этом территория была распланирована так, чтобы суровый степной ветер не мешал людям жить и работать. Изначально поселок представлял собой большие концентрические эллипсы частной застройки, к которым примыкали многоэтажные здания.Среди старых зданий Сельмаша можно выделить «испанские дома». Их строили для бойцов испанских интербригад, которые были вынуждены бежать из-за гражданской войны в 1936 году. Великая Отечественная война не затронула эти дома. Еще в 70-х годах в подъездах можно было увидеть таблички с испанскими фамилиями. Сейчас же все изменилось.
На данный момент в районе превалирует низкоэтажная застройка — это дома высотой от трех до пяти этажей. Высотки в основном расположены вдоль улицы 1-й Конной Армии и проспекта Сельмаш. На территории микрорайона находится большое количество школ и детских садов, есть областная клиническая больница и муниципальная поликлиника.
Достопримечательности
ДК «Ростсельмаш»Из достопримечательностей микрорайона можно выделить ДК «Ростсельмаш». Его строительство задумывали еще в 1930-е годы, когда в городе появился огромный завод и тысячам его работников нужен был интересный и полезный досуг. Начинался дворец с маленького клуба, приютившегося в столовой в 1929 году. Через два года появился небольшой зрительный зал на 550 мест.
Опыта организации ДК не было ни у кого, пришлось молодым театралам учиться у коллег из Днепропетровска. Гости были рады маленьким, но душевным театральным постановкам. При этом их не смущали небольшой зал и ужасно скрипучие стулья.
В годы оккупации здание клуба стало госпиталем, отсюда вели радиотрансляцию, передавали песни и стихи, отважные радистки призывали бойцов не сдаваться. Немцам не понравился боевой дух ростовчан и клуб взорвали. Теперь на его месте находится вторая областная больница.
После войны началась масштабная стройка и появилось любимое и узнаваемое здание Дворца культуры. На долгие годы ДК стал местом встречи творческой молодежи.
Раньше у ДК были скверы-партнеры, их заложили в 1957 году, но во время реконструкции здания в 1978 году было принято решение убрать один из них и установить большой фонтан.
Сейчас во Дворце проводится множество мероприятий, куда съезжаются участники со всей России, здесь работает восемь коллективов, ориентированные на самые разные возрастные категории: от малышей до взрослых.
Парк культуры и отдыха Островского
Этот парк культуры и отдыха является самым большим в городе. Площадь его территории составляет 63,1 га. В 1894 году на его месте были посажены так называемые Балабановские рощи. Парк в течение многих лет менял своё название: Пролетарский, имени Шеболдаева, имени Марии Ульяновой, парк культуры и отдыха Ростсельмаш.
В 70-е годы XX века он получил свое нынешнее название. Главная особенность этого парка — это его зеленые насаждения с редкими деревьями и кустарниками. Некоторым деревьям уже больше ста лет.
Сейчас в парке расположены плавательный бассейн, футбольные поля, клуб альпинистов и юных пожарных, залы штангистов, ручного мяча и борцов, теннисные корты, стадион «Олимп-2» и настоящая детская железная дорога.
Стадион «Олимп-2»
Еще одним важнейшим для Ростова-на-Дону объектом является стадион «Олимп-2». Появился он еще в 1930 году. Изначально был спроектирован как подотчетное спортивное сооружение машиностроительного завода «Ростсельмаш». Стадион многократно перестраивался, пока не достиг того вида, который он имеет на сегодняшний день. Также менялись и названия спортивного объекта: «Ростсельмаш», «Олимп XXI век».
Стоит отметить, что стадион принадлежал не только главной донской команде «Сельмаш» (ныне ФК «Ростов»), но с 1958 года по 1970 год на нем проводил матчи СКА. В 1950-х годах стадион был девятым в СССР по величине: его вместимость за счет двухъярусных трибун равнялась 32 000. Затем второй ярус был демонтирован. Сейчас он вмещает 15 840 человек.
Постепенно стадион начал облагораживаться и мало походить, на тот, который появился в далеком 1930 году. В 2000 году он начал превращаться в сугубо футбольный. В 2001 году были установлены новые мачты освещения. В 2009 году было завершено строительство южной трибуны, а в 2010 году на стадионе было установлено новое видеотабло.
Что касается знаковых матчей, то здесь проходили встречи ФК «Ростов» с «Атлетико», «Баварией», «Манчестер Юнайтед». Кроме того, в 2015 году на этой площадке сыграли товарищеский матч сборная России и сборная Хорватии. А 16 мая 2010 года на стадионе состоялся финальный матч Кубка России по футболу.
Детская железная дорога
В прошлом году в парке имени Николая Островского отправился первый поезд по обновленной детской железной дороге. Этого события очень долгое время ждали жители города. На «очередную» реконструкцию ушло больше четырех лет.
Сама идея строительства ДЖД в донской столице принадлежала комсомольцам города. В мае 1936 года группа ростовских школьников приняла участие в совещании юных строителей детских железных дорог, которое проводил Совет содействия строительству ДЖД под председательством академика Образцова. Совет одобрил решение ростовчан и в 1937 году заработали первые кружки юных железнодорожников.
На подготовку проекта ДЖД и улаживание формальностей ушло несколько лет. Только 4 августа 1940 года, в День железнодорожника, на торжественном митинге было объявлено о начале строительства Ростовской ДЖД. К ноябрю того же года ее построили.
ДЖД проработала несколько месяцев, потом была закрыта в начале Великой Отечественной войны. Для того, чтобы сохранить станки и весь подвижной состав, его эвакуировали в Тбилиси.
В 1945 году было принято решение о реанимировании детской железной дороги. К этому времени ее переименовали в Малую Северо-Кавказскую. В послевоенное время практически все рельсы были сняты для строительства оборонительных сооружений, шпалы и даже часть балласта забрали местные жители для подсобного хозяйства, станционные постройки и депо, хоть и уцелели, требовали серьезного ремонта. В марте 1946 года детской дороге был возвращен эвакуированный подвижной состав, но и он требовал ремонта.
К концу июля 1946 года было завершено строительство километрового участок пути от станции Деповская до бывшей станции им. Кагановича. А к 1948 году открылось движение по большому кольцу протяженностью 3,15 километра. В ноябре 1949 года ДЖД полностью восстановили. К этому моменту у ЖД появилось три станции: Победа, Оборонная и Солнечная.
В 2006 году дорога вновь была реконструирована. Произведена частичная были замена рельсов и стрелок возле депо. Все стрелочные переводы сделали с электроприводами. На ЖД установили микропроцессорные системы СЦБ, которые позволяют диспетчеру контролировать положение всех единиц подвижного состава по всему маршруту. На дороге установили девять светофоров, на четырёх переездах световая и звуковая сигнализация.
А в 2018 году власти вновь начали масштабную реконструкцию ЖД с полной заменой путей и моста. С этого времени движение по всему участку детской железной дороги перестало осуществляться.
В 2020 году на развитие железнодорожного транспорта Ростовской области инвестировали 11 миллиардов рублей. Деньги, в том числе должны были пойти на реконструкцию ДЖД. Однако сроки открытия переносили несколько раз. И только в сентябре 2022 года железная дорога вновь заработала. «Блокнот Ростов» публиковал фоторепортаж с ее открытия.
Долгострой на месте бывшего кинотеатра и «стихийная торговля»
Сразу две проблемы в микрорайоне с давних лет «поселились» на улице Сержантова. Одна из них — это долгострой на месте бывшего кинотеатра «Юбилейный». Еще в 2012 году по инициативе Сергея Горбаня, который занимал тогда должность главы администрации Ростова-на-Дону, было принято решение о реконструкции здания. При этом в городе был объявлен конкурс на лучший проект по обновлению строения.В 2013 году город и инвестор создали АО «Киноконцертный комплекс «Юбилейный». Объем инвестиций в проект должен был составить 350 миллионов рублей. При реализации проекта неоднократно возникали проблемы, и сроки сдачи регулярно переносились.
Ожидалось, что после реконструкции «Юбилейный» будет представлять собой здание площадью 10 тыс квадратных метров с подземной парковкой, рестораном, торгово-выставочными площадями на первом и втором этажах, а также пятизальным кинотеатром на третьем-четвертом этажах. Однако сейчас на этом месте красуется недостроенное «разноцветное здание».
Вторая проблема, которая тянется более 10 лет — это «стихийная торговля». В мэрии Ростова-на-Дону в прошлом году отчитались, что борьба с нелегальными точками тянулась до марта 2020 года. На территории то и дело можно было увидеть самовольно размещенные НТО. Последние два года крупного рынка на этом месте нет. Однако регулярно на улице появляются незаконные торговцы — до 10 человек в день.
При этом администрация города не может конфисковать товар или заключить нарушителей под арест. На торговцев лишь составляют административные протоколы. Документы уже отправляются в адрес Управления Россельхознадзора и ОП-6 УМВД Ростова-на-Дону для принятия мер. Однако ситуация от этого нисколько не меняется.
Плюсы и минусы жизни в микрорайоне, по мнению жителей
Ростовчане рассказали корреспонденту «Блокнот Ростов», что в микрорайоне достаточно пристально следят за чистотой на улицах. Проблемой, по их словам, являются лишь отдельные участки, где разбиты тротуары и дороги.— Дворники постоянно ходят и собирают в пакеты мусор. Летом всегда косят траву и аккуратно и вовремя все убирают. Район достаточно благоустроенный — есть детские площадки, парки, скверы, поликлиники, магазины. Из минусов — контингент здесь не очень, многие люди неприветливы, — поделилась местная жительница.
Одним из плюсов микрорайона является его транспортная доступность. При этом жители не сильно жалуются на пробки.
— Касаемо транспорта, сейчас все хорошо, большая развязка здесь. Можно уехать в любую часть города. Пробки бывают на переезде только. Правда людей в районе становится больше, а ведь район был когда-то тихий и спокойный, — рассказала ростовчанка.
Из минусов микрорайона ростовчане выделили большое количество аварийных домов, а также отсутствие кинотеатра.
— Ну вот раньше был кинотеатр «Юбилейный». Было так прекрасно. Вместо него поставили непонятное здание, захотели сделать ТЦ. Если честно, мне не нравится такая архитектура, она не вписывается сюда, — отметила горожанка.
Общественный транспорт. Мнение эксперта
Надо отметить, что по Сельмашу проходят маршруты всех видов общественного транспорта: автобусов, троллейбусов, трамваев и маршрутных такси. Поэтому транспортная доступность микрорайона находится на достаточно высоком уровне. Это же подтвердил редактор портала «Ростовский городской транспорт» Михаил Кругликов.— В целом, с западной части Сельмаша можно уехать практически в любую часть города (это все, что касается западнее улицы Мира). В районе, где находится площадь Мира, когда-то ездил трамвай. На замену ему пустили автобусы №67 и 67А. Однако в центр они ездят только через улицу 1-й Конной Армии и проспект Сельмаш. Есть лишь небольшая территория, где транспортная доступность может быть хуже. Но в целом, это одно из лучших мест по снабжению транспорта, — подчеркнул Михаил Кругликов.
Григорий Мелихов
Фото: Александр Прохорцев
Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Telegram, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.
Наш сайт в соцсетях: Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен.
Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону