Календарь: 146 лет назад в Ростове для железнодорожников открылось техническое училище

фото: rgups.ru
Читайте также:
- Новость о назначении новой главы Ворошиловского района Ростова оказалась недостоверной (19.08.2025 16:16)
- Ростовские врачи собрали лицо пациенту после удара лошадиным копытом (19.08.2025 15:50)
- Врио губернатора Слюсарь встретился с Владимиром Путиным (18.08.2025 14:10)
- В Ростовской области осенью вырастут пенсии и зарплаты (18.08.2025 13:06)
История Ростовского технического училища неразрывно связана с развитием железнодорожного транспорта на Северном Кавказе. В 1872 году было утверждено направление первой магистральной линии Ростов-на-Дону - Владикавказ, а вместе с этим возникла острая потребность в подготовке профессиональных кадров для новой отрасли.

фото: rgups.ru
5 октября 1878 года Правлением Общества Ростово-Владикавказской железной дороги был утверждён устав Ростовского технического железнодорожного училища - первого учебного заведения подобного профиля на Северном Кавказе. Торжественное открытие состоялось 19 августа 1879 года. Первым начальником училища стал кандидат сельского хозяйства, статский советник Лонгин Килимов. Местом расположения главного корпуса была выбрана улица Сенная, ныне - улица Максима Горького.
фото: первый начальник училища Лонгин Килимов / rgups.ru
С первых дней училище предлагало подготовку по ключевым направлениям: строительство и эксплуатация железных дорог, паровозы, конторское дело, телеграфия. Ежегодно принимали 30- 35 учеников, а первый выпуск 1882/83 учебного года составил 14 человек. До революции училище подготовило 647 специалистов, которые разъехались работать на различные участки железной дороги.
После национализации частных железных дорог в 1921 году училище преобразовано в Ростовский политехникум путей сообщения (РППС), открылись новые специальности, увеличился контингент студентов. В 1929 году на базе политехникума был создан Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта, ставший впоследствии головным университетом РГУПС. В 1938 году политехникум получил название Ростовский техникум железнодорожного транспорта (РТЖТ).
фото: rgups.ru
Во время Великой Отечественной войны часть преподавателей и студентов ушла на фронт, а сам техникум был эвакуирован сначала в Орджоникидзе, а позже в Кызыл-Орду. В это время воспитанники училища проявили героизм на фронтах и в партизанских отрядах. После освобождения Ростова коллектив техникума активно участвовал в восстановлении города, железнодорожных объектов и промышленных предприятий.
За свою историю учебное заведение подготовило более 20 тысяч специалистов. Среди известных выпускников - Семен Кутафин, первый кавалер знака «Почетный железнодорожник», Иван Соснов, министр транспортного строительства СССР, Александр Курочка, выдающийся машиностроитель, а также многочисленные руководители Северо-Кавказской железной дороги. Среди педагогов более 70% имеют высшую и первую категории, есть кандидаты наук и заслуженные учителя России.
фото: Во время войны здание института было сильно разрушено, остались только несущие стены. Состояние на момент освобождения в феврале 1943 года / pastvu.com
В 1979 году, к столетию, техникум был награждён Почетной грамотой Верховного Совета СССР, в 1993 году - признан «Техникумом года на Северо-Кавказской железной дороге». С 2008 года Ростовский техникум железнодорожного транспорта стал структурным подразделением Ростовского государственного университета путей сообщения.
фото: rzdp.ru
Сегодня техникум продолжает выполнять свою основную задачу - готовить квалифицированные кадры для железнодорожного транспорта, сочетая многолетние традиции с современными методами обучения.
«Блокнот Ростов» ранее писал о том, что Ростов-на-Дону отметил столетие своей первой летной станции и аэродрома.
Денис Забнин
Наш сайт в соцсетях: Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен.