Ростов-на-Дону Воскресенье, 12 мая
Общество, 30.07.2022 07:30

Надо менять сознание жителей и власти: почему передвижение по Ростову на самокатах и велосипедах становится опасным

Все больше мировых городов пересаживаются на велосипеды. Количество велодорожек растет как на дрожжах. И даже в мегаурбанизированной Москве уже построили 230 километров велосипедных полос и дорожек и останавливаться не собираются. В Ростове же за последний год благодаря усилиям активистов и помощи со стороны администрации обустроить дорожку для велосипедистов смогли только на улице Пушкинской. При этом глава администрации города уже анонсировал создание большого велосипедного кольца, правда пока дальше обещаний дело так и не зашло. «Блокнот Ростов» попытался разобраться, что же происходит с инфраструктурой для средств индивидуальной мобильности, к которым относятся и велосипеды.

Недавно вопрос развития велосипедного движения поднимался на заседании комитета по транспорту городской думы Ростова. По словам ведущего специалиста отдела организации дорожного движения департамента автомобильных дорог города Владимира Колесникова реализация проекта по оборудованию в Ростове-на-Дону сети велодорожек обойдется в 165 млн рублей.

Он отметил, что в департаменте уже готова схема размещения велосипедных дорожек. Там были выявлены самые популярные у велосипедистов маршруты. Их общая длина составила более 25 км.

Депутаты недовольны велодорожками Фото: пресс-служба гордумы

Наиболее востребованным оказались следующие маршруты: пр. Коммунистический, пр. Стачки (пл. Тружеников – пл. 5-го Донского корпуса), ул. Зорге (пр. Стачки – пр. Коммунистический), бул. Комарова (ул. Добровольского – ул. Волкова), пр. Космонавтов (ул. Волкова – пл. Королева), ул. Волкова (пл. Борко – пл. Космонавтов), пр. Шолохова (пр. Шолохова, 246а – 14-я Линия), пр. Сельмаш (пл. Октябрьская – пр. Сельмаш, 6), пр. 40 лет Победы (ул. Вересаева – пр. 40 лет Победы, 95), ул. Пушкинская, пер. Доломановский, пер. Братский (пл. 5-го Донского корпуса – ул. Пушкинская).

При этом для каждой улицы были выбраны способы прокладки велодорожек: совместное движение велосипедистов и пешеходов, обособленная велосипедная дорожка или велополоса на проезжей части. При этом Колесников отметил, что приоритет будет отдан тем направлениям, где это возможно осуществить без конструктивных изменений. В частности, так было сделано на Пушкинской, где велодорожку отделили разметкой.

Впрочем депутаты оказались этой велодорожкой явно недовольны. Зампред думы Сергей Сухариев потребовал от чиновников предоставить анализ работы велодорожки. Он тонко намекнул, что ради нее пришлось пожертвовать парковочными карманами.

А глава комиссии и владелец крупного перевозчика «АТП-5» Магомед Дарсигов и вовсе предложил ликвидировать дорожку на зимнее время.

— Велосипед — сезонный транспорт. Зимой на велосипеде практически никто не ездит. А люди этими карманами для парковки все равно не могут пользоваться. Снег там тоже не убирают. Может, стоит подумать над предложением убирать эти ограничения для автовладельцев? Допустим, с 1 декабря по 1 марта?— предложил Дарсигов.

Специальный корреспондент «Блокнот Ростов» Анастасися Горбикова проехалась по велодорожкам в центре Ростова и они оставили у нее двоякое впечатление.


Дело в том, что часть велодорожки на Пушкинской проложена прямо на тротуаре, где ходят люди. При этом выделена она только разметкой, которая кое-где уже стерлась.

— Здесь неудобно ездить хотя бы по тому, что здесь плитка. К тому же здесь расположено кафе и можно случайно кого-то сбить. Виноват будешь ты, так как едешь на транспорте. Ощущение, что едешь просто по пешеходной зоне, — рассказала Анастасия.

С ней солидарен и встретившийся велосипедист.

— Ездить тут сложно, так как ходят люди. Неочевиден переезд через дорогу на перекрестках. Плитка меня смущает меньше. Это не так критично как пешеходы. В целом Ростов предназначен для велосипедистов. Тут тепло 7-8 месяцев в году, но дорог нет, как нет и культуры вождения, — пожаловался ростовчанин.

Возникли сложности и с тем участком, где велодорожка расположена вдоль дорог и где забрали места у водителей.

— Я проехала от вокзала до Ворошиловского и скажу одно: удобно, классно, но машины припаркованы как попало, я один раз чуть не сбила ребенка, два раза чуть не влетела в машину, а один раз меня чуть не прибили открывающейся дверью, – отметила корреспондент.

Также Настя проверила и парк Левобережный. Тут дорожки сделаны как надо, со специальным покрытием и кататься тут удобно. Но, по словам девушки, лучше всего кататься на Гребном канале, там для этого есть все условия.

Эксперт в области развития велосипедной инфраструктуры Дмитрий Гусев, который был инициатором создания велодорожки на Пушкинской, отмечает, что уже сам факт появления выделенной дорожки — это хорошо. Хотя и реализовано все было не так, как планировалось. Изначально проект включал в себя более серьёзные изменения: разделители на дорожной полосе, качественную разметку на пешеходной части. Но в итоге имеет то, что имеем.



Велодорожки выделили только разметкой Фото: администрация Ростова

Он опасается, что власти вновь могут заявить, что проект не пользуется спросом и свернуть его. Тем более похожий опыт уже был.

— Сначала надо создать комфортабельные условия для передвижения велосипедистов, а потом уже заниматься подсчетами, — считает Гусев.

При этом спрос в городе на самом деле есть. Только в велопараде, который прошел в Ростове в конце мая, приняли участие более шести тысяч человек. И с каждым годом желающих становится все больше. В этом году, кстати, власти даже перекрыли движение по улицам, где проходил велопарад.

Жалуются на инфраструктуру и другие велосипедисты.

«То, что мы имеем на Пушкинской - это первые шаги к инфраструктуре в том виде, в котором они максимально возможны. Сейчас я пользуюсь этой велодорожкой и всё больше понимаю, что самая большая проблема в создании велоинфраструктуры - это построить велодорожки не на улицах города, а в головах людей. Пару недель назад я попал с велосипедом на Пушкинскую вечером, в выходной, и проехал её полностью от Доломановского до Театрального и обратно. После примерно 20-ой вежливой громкой просьбы «пожалуйста освободите велодорожку» я устал. После примерно пятого ответа «И чё? Мне пофиг, что тут дорожка» — я расстроился. После попытки таксиста подраться со мной потому что он ждал пассажира стоя на дорожке, а я попросил переставить машину на полметра левее — отчаялся», — написал велосипедист с более чем 20-летним стажем Илья Прокопенко.

Илья уверен, что все возможно, если люди начнут друг друга уважать.


Пешеходы ходят по велополосе

«Мне кажется, единственный путь рассказать обществу и среднестатистическому обывателю, что велосипед это не только подростковое и детское развлечение, но и удобный быстрый полезный транспорт - это просто быть вежливыми, прилежными и ответственными взрослыми людьми, которые просто ездят на велосипедах не смотря ни на что. Мы надеваем шлемы, соблюдаем ПДД: не ездим на красный свет и не игнорируем стоп-линии, мы используем передние и задние фонарики и подаём руками сигналы поворота. Мы не носимся по тротуарам и аллеям, а используем велодорожки, даже когда на них припаркованы машины и гуляют люди», — добавил молодой человек.

Другой проблемой стало и малое количество точек велопроката. До пандемии в городе работала система проката LuckyBike, ее велосипеды можно было найти по всему городу, но сейчас их больше нет. А ведь грамотная система велопроката могла бы стать еще одним шагом к развитию велодвижения. Как это произошло с электросамокатами, хотя и с этим тоже есть проблемы. В любом случае, без велодорожек обойтись сложно, но грамотно организовать их власти города пока так и не смогли.

Григорий Мелихов

Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Telegram, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников. 

Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиВКонтактеTelegramДзен

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
Ростоввелосипедсамокатпроблема
2
3