Ростов-на-Дону Суббота, 20 апреля
Общество, 09.02.2020 08:00

Шумные вечеринки, квартиры-помойки и кричащие дети: главный участковый Ростовской области о том, что делать, если соседи мешают жить

Кто такой ростовский участковый? Куда жаловаться на шумных соседей и на квартиры, заваленные мусором? Работают ли женщины участковыми? Об этом и многом другом корреспондент «Блокнот Ростов» поговорил с подполковником полиции начальником управления организации деятельности участковых уполномоченных и подразделений по делам несовершеннолетних Владимиром Бухаловым.

— Добрый день, Владимир Валерьевич. Расскажите, пожалуйста, сколько сейчас участковых уполномоченных служат в Ростове-на-Дону и в Ростовской области?

— Добрый день. Сегодня в Ростовской области насчитывается 1350 участковых, в Ростове — 301. Так как население увеличивается, то должностных единиц не хватает. И поэтому мы вводим дополнительные должности в участковой службе за счет сокращения мест в других службах. Люди на эту работу идут. Недобор маленький. К примеру, в Советском районе Ростова открыты только две вакансии, а в Октябрьском районе — штат полностью укомплектован.

— Кто такой участковый сейчас? Какими качествами должен обладать человек на этой должности?

— Участкового мы называем универсальным солдатом. Нет ни одной службы в полиции, которая совмещала бы в себе все остальные службы. Он и дознаватель, и следователь, и сотрудник ГИБДД. Всего понемногу. И задач у участкового очень много. Но самая основная из них — помощь населению от мелких бытовых конфликтов до раскрытия преступлений.

Сегодня участковый очень помолодел. Половина личного состава — в возрасте от 25 до 30 лет. Зачастую работа участковых уполномоченных является ступенькой перед работой в других службах. Так всегда и было. К примеру, показал себя участковый в каком-то деле хорошо, он может дальше идти в уголовный розыск или в следствие, или в дознание. А некоторые остаются на этой службе. В Зерноградском районе работает династия участковых. Отец служит в этой должности 22 года, теперь и сын туда пришел.

— Идут ли женщины на эту работу?

— В последнее время очень много девушек в полицию идет, в т. ч. в службу участковых. Я недавно был на выпускном экзамене в юридическом институте МВД, половина сдающих экзамен — девушки. Не знаю, с чем это связано. Но им тяжеловато приходится, конечно. Хотя есть и такие, которые кулаком по столу ударят и все вопросы решат. В одном из районов Ростова работает женщина-инспектор по осуществлению административного надзора в службе участковых. Ее даже судимые мужчины боятся. Так она себя поставила.

s5a0711.jpg

— Есть ли какой-то норматив, сколько домов или улиц закреплено за участковым?

— На одного участкового по нормативу приходится около 2800 - 3000 человек. Это, к примеру, одно сельское поселение. Или в городе — один микрорайон. С августа прошлого года в силу вступил приказ, согласно которому участковый ежегодно должен отчитываться перед населением, рассказывать об обстановке, выслушивать жалобы. Мы сейчас участковых заставляем все делать под видео- или фотофиксацию. Мы проверяем, насколько это было сделано качественно, присутствовало ли там 5-10 человек или 50-100 человек.

— Если за три года житель дома ни разу не видел своего участкового — это хорошо или плохо?

— Председатель общественного совета Главка Эдуард Шапошников говорит по этому случаю так: напейтесь один раз, на лавочке поваляйтесь, и сразу познакомитесь со своим участковым. Тут тяжело сказать. Да, участковый должен каждый день быть у себя на участке, обходить свой участок. Но ежедневно у него столько заявлений, столько конфликтных семей, что не всегда остается времени дойти до законопослушных граждан. Все лица, которые состоят на учете, а также их соседи, своего участкового хорошо знают, знают его телефон и так далее. А так, знать участкового, конечно, надо, и это правильно.

— Вернемся к Ростову. Можно ли выделить в городе самый криминальный район или самый спокойный?

— Такого разделения на районы нет. В каждом — своя специфика и разное количество жителей. К примеру, Советский, Октябрьский и Ворошиловский — это спальные районы. Там больше распространены квартирные кражи. В Ленинском и Кировском, то есть центральных районах, чаще происходят грабежи. Однозначно нельзя ответить, что какой-то район более криминальный.

— Как жители дома помогают поддерживать спокойную обстановку?

— Люди сейчас очень мало между собой общаются. Максимум мы знаем соседей по площадке, ну выше-ниже. Сейчас соседи такие — «моя хата с краю». И в большинстве случаев, люди умалчивают о том, что происходит. А когда жалуются, то не для того, чтобы людям помочь, а из-за собственного дискомфорта — «они мне мешают жить», «мне шумно».

— А вот как раз про шумных соседей. Что с ними делать? Как бороться за тишину?

— Конечно, есть смысл обращаться к участковым. Хотя у полицейского нет полномочий привлекать таких нарушителей к ответственности. Естественно, он выйдет на место, проведет профилактическую беседу, сделает замечание. Иногда этого бывает достаточно. А если нет, то всю информацию передаст в административную комиссию, которая уже оштрафует нарушителя. Сейчас внесли в Госдуму новый проект КоАП, в который включены наказания на нарушения тишины и покоя. Когда этот кодекс будет одобрен и вступит в силу, то полицейские получат полномочия штрафовать шумных соседей.

— В последнее время много появляется сообщений о том, что жильцы жалуются на квартиры, заваленные мусором.

— Опять-таки, полномочий разбираться с такими случаями у участкового нет. Он может только собрать материал и направить в госжилинспекцию для привлечения хозяина такой квартиры к ответственности.

whatsapp_image_2019_11_06_at_16.07.45.jpeg

— С чем чаще всего приходится работать участковому?

— Очень много мелких бытовых конфликтов. Я сам недавно выезжал в одну коммунальную квартиру. Там соседи сами не могут поделить периодичность пользования кухней и туалетом. Участковый их знает уже наизусть. Но повлиять, по большому счету, мы не можем, пока сами соседи не найдут общий язык.

—  Разве это работа участкового разбираться в таких конфликтах?

— В принципе, нет. Но задача участкового — чтобы все было тихо и спокойно. Если посмотреть шире, конфликт начался из-за пользования конфорками на кухне, а потом человек берет молоток и совершает уголовное преступление. Наше дело — не довести до этого, то есть сделать все, чтобы минимизировать последствия. В этом заключается профилактика.

— А если все-таки уголовные преступления на бытовой почве совершаются, получается, участковый не доработал?

— Не всегда. Если участковый владел информацией и сделал все от него возможное, то тут вины его никакой нет. Сейчас в России нет ни медвытрезвителей, ни лечебно-трудовых профилакториев, куда можно было направить буйного человека и принудительно вылечить. Сегодня у нас нет никакого такого воздействия. Все зависит от социально-экономического положения муниципалитета. Чем беднее муниципалитет, чем меньше там мест для трудоустройства, тем больше там преступлений в состоянии алкогольного опьянения, в том числе, поножовщины.

— Давайте поговорим о случаях жестокого обращения с детьми и роли участковых в их предотвращении

— Работать с такими случаями должна комиссия по делам несовершеннолетних. Но в любом случае, мы призываем жильцов, если слышите крик ребенка, если понимаете, что за стеной разворачивается конфликт, то сообщите в полицию. Чаще всего достаточно на начальной стадии поговорить с родителями, чтобы исправить ситуацию. Иногда, если идет речь о пьющих родителях, то может быть достаточно помочь трудоустроить человека.

 И каждый раз возникает вопрос: что лучше — изъять ребенка и поместить в детский дом или оставить с мамой и папой? Дети в 99% случаях выберут последнее. «Пусть она пьет, пусть она плохая — но она мама», — ответят они. Детский дом — не всегда выход из положения, и не всегда спасение для ребенка. Бывает так, что ребенок из него выходит в гораздо худшем состоянии, чем был, когда его туда отправили.

Вообще, конфликты с детьми — это тяжелый психологический вопрос, на который нельзя ответить однозначно. Нужно досконально подходить к каждому случаю. 

WhatsApp Image 2020-02-07 at 11.38.17.jpeg

— Расскажите о необычных случаях из будней участовых

К примеру, возьмем семью, проживающую на одной из центральных улиц Ростова. Там между родственниками был конфликт на протяжении нескольких лет. Благодаря вмешательству участкового удалось одного из членов семьи уговорить начать лечиться от алгоколизма в наркологической клинике, а второго - отправить на принудительное лечение в психоневрологический диспансер в поселок Ковалевка. Глава семьи благодарит участкового за то, что теперь живет спокойно. 

Или другой случай, произошедший в начале января в Александровке. Там азиатская овчарка напала на свою 70-летнюю хозяйку. Успокоить собаку не удалось. Спас пожилую женщину от взбесившегося зверя находившийся неподалеку участковый. Он застрелил собаку.

Ну и конечно, все помнят случай, произошедший несколько лет назад в Ростове. Тогда участковый во время обхода подконтрольных ему домов вычислил человека, готовившегося к совершению теракта.

— Участковым приходится много общаться с людьми. И иногда от их слова зависит исход конфликта. Проходят ли участковые какие-то курсы психологической подготовки или, к примеру, курсы НЛП (нейролингвистического программирования)?

— Нет, этому специально нигде не учатся. Если, к примеру, полицейский окончил юридический институт, то у него психология была во время обучения. А если человек пришел работать в органы «со стороны», то есть после гражданского вуза, то он проходит трехмесячную подготовку в спеццентре в Волгодонске. Там учат навыкам работы в полиции, в том числе — боевым приемам. А отдельно психологическим навыкам их не обучают. Хотя, это хорошая идея.

Беседовала Екатерина Пономарева

Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.  

Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиFacebookВКонтактеTelegram



Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
участковыйГУ МВДВладимир Бухалов
2
1