Ростов-на-Дону Воскресенье, 19 мая

«Пишем летопись страны»: жизнь и смерть Ростовской студии кинохроники

Во второй части материала, приуроченного к выходу дебютного игрового фильма на Дону, «Блокнот Ростов» расскажет о деятельности кинохроники, которая в течение 89 лет фиксировала жизнь во многих регионах страны.

«Тысячу километров кинопленки сняли ростовские кинематографисты», – говорит ведущий в фильме, снятом к 80-летию киностудии, которая когда-то была одной из самых успешных в стране. За годы работы талантливые сотрудники сняли три тысячи выпусков киножурналов и более 300 фильмов. Увы, в 2016 году богатая история студии кинохроники завершилась. Попробуем вспомнить главные вехи. 

Официальный год рождения студии – 1927-й. Тогда на советские экраны вышел первый выпуск киножурнала «Северный Кавказ». По заказу новой власти инициативные молодые люди, о которых мы писали в первой части материала, стали снимать документальное и научно-популярное кино. 

Постепенно сотрудникам студии доверили сопровождать события не только южного региона. В зону съемок вошли Рязанская, Калужская, Тамбовская области и множество других, составляющих сейчас центральный федеральный округ.

Озвученные фильмы студия стала выпускать через восемь лет, с 1935 года. Снимали в любых условиях – на море, в небе, в шахте, в жару и мороз. В ту пору высоко оценивали работу кинохроники и нуждались в ней не только власти, но и зрители.

5 (1).jpg

Момент съемок в детском саду. Фото: rostov-filmstudio.ru

В 1940 году фильм Ростовской студии кинохроники под названием «Гигант» о первом зерновом совхозе был показан на Всемирной выставке в Нью-Йорке.

Во время Великой Отечественной войны сотрудников и оборудование студии эвакуировали во Владикавказ (в те годы – Орджоникидзе). Но съемки не прекращались, в том числе и в ходе боев. Оператор Кенан Кутуб-Заде снял освобождение Освенцима, эти кадры использовались позднее на Нюрнбергском процессе.

А в 1952 году по проекту легендарного архитектора Льва Эберга на пересечении Красноармейской и Островского появилось трехэтажное здание Ростовской студии кинохроники. В нем были зал для просмотра, место для архива и, конечно, множество рабочих помещений, где кипел труд.

4.jpg

Таким был просмотровый павильон в здании студии. Фото: rostov-filmstudio.ru

Зачастую снимали трудовые достижения, как это было принято. Конечно, большое внимание уделялось сельскому хозяйству и промышленности. До перестройки выдавали каждый месяц 7 киножурналов. И плюс к этому ежегодно около 20 документальных или научно-популярных фильма.

Студия кинохроники, например, фиксировала жизнь и работу Михаила Шолохова. Главным видеографом и другом писателя стал режиссер студии кинохроники Леон Мазрухо. 

Операторы старались попасть и в эпицентр драматических событий. Одним из печальных документов времени стал фильм «Трудный хлеб», выпущенный в 1971 году после бури, уничтожившей урожай. «Впервые в советской кинематографии была показана трагедия, был показан момент небывалой бури, небывалого града (...) Были уничтожены сады, поля пшеницы, погиб скот, птица. Этого никогда в кино не показывали в принципе», – рассказал в фильме «Пишем кинолетопись страны» режиссер Ким Лаврентьев.

Засняли последствия крушения поезда на станции Каменская, землетрясения в Спитаке, школу в Беслане после трагедии… Черные страницы истории, о которых важно помнить. 

Снимали быт и судьбы простых людей. «И, наверное, самым большим открытием в моей жизни была Ростовская киностудия. Потому что вот там была даже в те годы совершенно удивительная свобода. И удивительный коллектив единомышленников. Но больше всего меня, наверное, поразила работа в последние годы: работа над киножурналом, который рассказывал о буднях тихой российской провинции. (...) И каждый раз, приезжая на съемку, для нас была полным открытием встреча с этими людьми, которые тихо и незаметно творят свое очень большое и благородное дело», – вспоминала режиссер Ада Лазо в упомянутом фильме к годовщине студии.

л.jpg

Здание студии незадолго до сноса. Фото из открытых источников

Увы, несмотря на богатую историю и внушительный вклад творческой организации в жизнь страны, здание студии кинохроники так и не включили в список объектов культурного наследия. В 2015 году его снесли, а сейчас на месте здания кинохроники возвышаются два многоэтажных жилых дома.

Кстати, печальная участь постигла и материалы, которые не вошли в готовые фильмы и оставались в архиве с пометкой «хранить вечно». Черно-белую пленку утилизировали на серебро, а цветную уничтожили. Как юридическое лицо киностудию ликвидировали в 2016 году.

Так завершилась эра Ростовской студии кинохроники. Правда, в 2018-м губернатор Василий Голубев выступал с инициативой возрождения организации. Увы, дальше обсуждения дело не пошло.

Но сохранились многие фильмы. Если вы захотите посмотреть – канал на RuTube называется «Ордена знак почета Ростовская киностудия».

Григорий Мелихов

Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиВКонтактеTelegramДзен.

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
киноискусствокультураисторияпамятьдокументальное кинотогда и сейчас
0
0