Ростов-на-Дону Четверг, 28 ноября
Общество, 20.11.2023 13:05

Перевод набережной Ростова в статус «морской» может навредить донской столице

Порты Ростова и Азова уже достаточно давно де-юре являются морскими, хотя и находятся на реках. Но эта правовая коллизия недавно получила неожиданное продолжение. Региональная транспортная прокуратура рекомендовала перевести в статус «морской» и речную набережную Ростова. Все это приведет к тому, что требования по ее эксплуатацию станут строже. А это, в свою очередь, может привести к проблемам с доступностью, проведением благоустройства и обеспечением комфортного времяпрепровождения на одном из самых популярных у ростовчан мест отдыха.


Все началось еще в 2009 году, когда решением Правительства РФ порты Ростова и Азова получили статус морских. Сделано это было из лучших побуждений. Это не только рост статуса, но и возможность обслуживать иностранные суда.

Но вместе с портами изменился и статус участка реки Дон от Аксая и до начала Азово-Донского морского судоходного канала. Теперь это тоже «море». Это привело к тому, что условия эксплуатацию стали строже. Так, чтобы проводить на этом участке какие-либо работы по дноуглублению или реконструкции судоходного канала, нужно руководствоваться морскими нормативами, которые вдвое жестче речных. А главной проблемой стала необходимость прохождения экологической экспертизы, которая растягивается на годы. Они и растянулись. В результате,  работы по содержанию участка не велись более 10 лет.

Все это привело к тому, что минимальна глубина переката в месте прохода судов сократилась с 170 метров в 2010 году до 75 метров в 2019 году. Если так дальше продолжится, то со временем придётся вводить на этом участке одностороннее движение.

Судоходное сообщество Дона считает, что решение о смене статуса устьевых портов — это ошибка. Ведь на деле особой необходимости в этом и не было. Иностранные корабли заходили и так. А чистить устье по речным стандартам было намного проще.



Участок Дона вдоль Ростова считается морем

Стоит отметить, что исправить ситуацию пытались. Причем на уровне Госдумы. Депутат от Ростовской области Виктор Дерябкин отметил, что еще в 2019 году был подготовлен соответствующий законопроект. Он позволил бы разрешить противоречия в статусе портов и дать возможности им нормально развиваться. Но правительство отправило его на доработку. Позже был еще один документ, но он тоже не нашел поддержки.

Без замечаний законопроект согласовали только Минфин, Минобороны и Росморречфлот. Минэкономразвития, Росрыболовство и корпорация «Росатом» предложили внести еще изменения — в частности, насчет обязательных государственных экспертиз при проведении реконструкции в речных портах. В свою очередь Минприроды и Росприроднадзор проект не поддержали. Причем фактически без объяснения причин. И как итог — дальше этот законопроект завис, погрязнув в бюрократической бездне.

В 2022 году проблему в ходе заседания морской коллегии при правительстве РФ поднял и губернатор Ростовской области.

— Надо определить для морских устьевых портов речной режим эксплуатации водных путей и гидротехнических сооружений. Это позволит своевременно проводить дноуглубительные работы, а также упростит строительство и техническую эксплуатацию акваторий и гидротехнических сооружений, — заявил Василий Голубев.

Для преодоления правовой коллизии, по словам губернатора, необходимо внести изменения в Кодекс торгового мореплавания РФ и Федеральный закон «О морских портах в РФ».

Также, губернатор вышел с инициативой о смягчении налоговых, арендных и кредитных платежей для компаний, занимающихся перевалкой грузов в портах Ростовской области. Они понесли большие убытки в связи с закрытием из-за СВО акватории Азовского моря и снижением объемов погрузки на терминалах.

Но пока инициативу главы Дона так никто и не поддержал. Тем временем, товарооборот портов Азова и Таганрога в условиях СВО продолжает падать. Не помогла и рекордная продолжительность навигации в 2022 году, которая составила 274 суток. Но грузооборот сократился на 70%. В таких условиях да еще с учетом «дорогого» морского статуса порты как и весь устьевой участок судоходства вряд ли будут развиваться из-за вероятного дефицита бюджетного финансирования.

При этом в правительстве понимают, что есть проблема и ее надо решать. Но пока ничего сделано не было. Это приводит к новым юридическим коллизиям.



Так, транспортная прокуратура подготовила рекомендацию, согласно которой портам необходимо привести себя в соответствие с положенным по закону морским статусом. Для Ростова, в частности, это означает соответствующее изменение статуса городской набережной.

Смена юрисдикции может повлечь за собой и возможные трудности. Вырастет, например, число согласований для новых инвестиционных проектов, появятся требования каких-либо дорогостоящих дополнительных экспертиз и др. Ну а если любимую прогулочную зону ростовчан вообще объявят режимным объектом?

При этом, готовое решение проблемы уже есть и неоднократно озвучивалось. Надо чтобы в морском порту Ростова ввели правила речного судоходства. А городскую набережную и вовсе не стоит трогать. Там и так все нормально функционируют. Но правительство РФ пока почему-то данный вопрос не решает.

Григорий Мелихов

Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиВКонтактеTelegramДзен.

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
Ростовнабережнаяпроблема
0
0