Ростов-на-Дону Вторник, 07 мая
Общество, 09.01.2020 08:05

«Кому это выгодно? Только преступности»: «Омбудсмен полиции» выступил в защиту ростовского полицейского Сергея Штохова

В Ростове-на-Дону продолжается процесс по делу замначальника уголовного розыска Первомайского отдела полиции подполковника Сергея Штохова. В его защиту  выступил общественный активист Владимир Воронцов, известный как «Омбудсмен полиции».

Бывший сотрудник полиции Владимир Воронцов побывал на процессе по делу подполковника Штохова и заявил, что суд очевидно носит обвинительный характер. Судья Людмила Иорданская отказала журналистам «Блокнота» в разрешении вести видеозапись заседания, на котором допрашивался ключевой эксперт — психолог Ростовского центра судебных экспертиз Сергей Шикшин. В рамках уголовного расследования ему предложили прослушать запись разговора подполковника Штохова с задержанным директором ООО «Мегадон» Николаем Борисенко.

— Судебное разбирательство развивается в обвинительном уклоне,  — считает «Омбудсмен полиции». — Хотя даже Путин на съезде судей сказал, что если судья отказывает в съемке, то это может быть основанием для его отвода.

Борисенко задержали 13 декабря 2018 года в номере одной из ростовских гостиниц, куда ворвались опер Первомайского отдела полиции Антон Сагалович со стажером. Причем сделали это, не объяснив причину своего визита, не предъявив постановления на обыск, а сразу же стали осматривать помещение, проигнорировав вопрос Борисенко: «Что случилось и что вы здесь делаете?». Затем полицейские нашли  сумку с 450 тыс. рублей и потребовали от постояльца гостиницы проехать с ним в отдел. Поскольку Борисенко был ранее трижды судим, он не стал сопротивляться и отправился в Первомайский ОВД, где стал жертвой шантажа.

штохов2.jpg

На подполковник полиции Сергея Штохова показания дал бывший подчиненный

По версии Борисенко, Антон Сагалович потребовал у него 150 тысяч рублей в обмен на то, что сотрудники полиции не станут ему подкидывать наркотики и возбуждать очередное уголовное дело. В какой-то момент с задержанным решил пообщаться замначальника уголовного розыска Сергей Штохов.

На этом этапе версии обвинения и защиты кардинально расходятся, хотя разговор со Штоховым предусмотрительный трижды судимый Борисенко записал с помощью скрытого  устройства, и запись была признана судом в качестве доказательства.

Подполковник в суде говорит, что решил воспользоваться ситуацией и завербовать Борисенко как штатного агента. Признавая, что методы, выбранные им для вербовки, далеки от идеальных, Штохов и его защитники в суде настаивают, что ни о каком вымогательстве речи не идет.

В разговоре Штохов сначала спросил Борисенко, сколько тот зарабатывает. Тот ответил, что не менее 100 тысяч в месяц. А дальше опытный опер ему начал объяснять, что наверняка тот бы не хотел лишиться своего дохода из-за уголовных неприятностей, которые, как быстро понял Борисенко,  ему смогут «организовать».

— Мне от тебя нужна информация,  — несколько раз отчетливо на записи говорит Штохов.

штохов1.jpg

Сергею Штохову грозит до 12 лет лишения свободы

На суде проходящий по делу свидетелем Николай Борисенко подтвердил, что разговаривал со Штоховым именно об информации. А когда подполковник ушел, к нему вернулся опер Антон Сагалович, отнял у него 170 тысяч рублей и отпустил.

После отдела полиции Борисенко пошел в Следственный комитет, где рассказал о случившемся. Спустя неделю  Сагалович написал явку с повинной, заявив, что брал деньги у Борисенко по требованию начальника — Сергея Штохова.

Подполковника арестовали, а Сагалович сейчас проходит по делу как свидетель.

— Сагалович в ходе предварительного следствия решил обезопасить себя, чтобы его не привлекли к уголовной ответственности, и написал явку с повинной. В ней он указал, что деньги от Борисенко передал Штохову,  — рассказал «Блокноту» адвокат Штохова Дмитрий Ужитчак. — Он заявил, что действия его были санкционированы по указанию Штохова. И уголовное дело вначале было возбуждено в отношении Штохова и Сагаловича, но впоследствии в отношении Сагаловича оно было прекращено в связи с деятельным раскаянием. В суде Сагалович рассказал, что осознал общественную опасность своих действий и раскаялся. Хотя ранее, в ходе проверки, которую проводило ГУВД, Сагалович заявлял, что никаких денег от Борисенко не брал. А потом, спустя неделю, написал явку с повинной.

В защиту Штоховы выступил руководитель проекта "Омбудсмен полиции" Владимир Воронцов

Защитники Штохова неоднократно обращали внимание на тот факт, что на аудиозаписи нет ни слова о деньгах. Адвокаты очень надеялись, что детальное изучение записи прольет свет на это дело. Но вызванный в суд эксперт, по сути, заявил, что словам на записи верить не стоит, поскольку люди, которые их произносят, на самом деле имеют в виду совершенно другое. Таким образом эксперт Шикшин обнаружил в записи так необходимые обвинителям Штохова «коммуникативные признаки вымогательства».

Владимир Воронцов считает, что к процессу над Штоховым сейчас должны внимательно присмотреться все сотрудники уголовного розыска в России.

— Об этом не расскажут ни на одном ГПИ (государственное правовое информирование — прим. ред.). Об этом не напишет ни одно СМИ. Скорее всего, об этом умолчит ваш очередной наставник, потому что этот институт наставничества вымирает в системе МВД с каждым днем. Но если не послушать меня, то рано или поздно вы можете оказаться на скамье подсудимых,  — говорит «Омбудсмен полиции». — Вот и вопрос, молодым и перспективным. Как работать дальше собираетесь? Я честно не понимаю, во что превращают уголовный розыск? Брать взятки — плохо, не спорю. Пытать людей — тоже. Но ведь вы по-прежнему требуете вербовать агентов для статистики. Раскрывать «палки». Не ради помощи людям, а ради показателей и совещаний. Вот вам результат. Давно известно, и это есть в открытых учебниках по ОРД (оперативно-розыскной деятельности — прим.ред.) , что агент имеет три составляющих мотивации к сотрудничеству: 1) идейные соображения, 2) денежное вознаграждение, 3) наличие компрометирующих материалов. «Идейных» у нас нет, на дворе не 37-ой год. Денег в бюджете нет, никто и никому платить не будет. Это просто смешно. В итоге вы лишаете и третьего. Я не говорю, что само по себе третье — это хорошо. Нет. Я говорю, что нужно менять подход. А вы действуете только фискальными методами. При этом в плане подхода к организации — не делаете ничего. В итоге из уголовного розыска на этом примере уволятся все оставшиеся. И вы получите детский сад — штаны на лямках. Кому от этого выгодно? Только преступности.

Мать Сергея Штохова считает, что сына оклеветали

Владимир Воронцов уверен, что кардинально изменить ситуацию в полиции могли бы поправки в УПК, где главным доказательством вины человека признавалось не его «чистосердечное признание», а собранные доказательства .

— Поменяйте условия раскрытия преступлений — «Под тяжестью улик»,  — призывает «Омбудсмен полиции» .

Но пока этого не произошло, под тяжестью обвинений бывшего подчиненного, замначальника уголовного розыска Первомайского отдела полиции Ростова-на-Дону Сергей Штохов продолжает сражаться в суде. Ему инкриминируют ч .5 ст .290 УК РФ («Получение взятки»), по которой  бывшему полицейскому грозит от 7 до 12 лет. В его поддержку уже выступил ряд коллег. Очередное заседание назначено на 12 часов 14 января.

Катерина Матвеева

Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников. 

Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиFacebookВКонтактеTelegram

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
  Тема: Работа ростовской полиции  
ШтоховРостовполициясуд
2
1