Фуд-корт и кинотеатр вместо депо: как убивали ростовский трамвай
Кировское трамвайное депо в 1992 году. Фото: Ааре Оландер
Читайте также:
- «Избавиться от административных барьеров»: что нужно Ростову, чтобы стать «умным городом» (12.04.2019 15:04)
- Эксперт: Ростову нужен скоростной трамвай, а не метро (03.04.2019 11:57)
- Выделенная полоса для трамваев на Горького: рассказываем, чем это «грозит» ростовчанам (25.02.2019 08:03)
К началу 1990-х годов сеть ростовского трамвая насчитывала 17 маршрутов. Он считался основным видом транспорта и брал на себя обслуживание самых сложных пассажиропотоков. Однако спустя несколько лет все поменялось. Как и почему снимали рельсы, вспоминал «Блокнот-Ростов».
В 1990 году трамвайные вагоны можно было увидеть практически в половине города. Он шел по оси нынешнего проспекта Михаила Нагибина, после чего ветка разделялась на две – первая поворачивала к поселку Чкаловскому, а другая посередине проспекта Космонавтов продолжала путь до улицы Орбитальной. Кроме того, от площади Толстого пути вели по улице Ереванской в район завода «Красный Аксай» (сейчас там строится новый жилой комплекс). Также трамвай можно было увидеть на Сельмаше, на улице Текучева, на Новом поселении и на проспекте Стачки. Рельсы на проспекте Буденновском лежали также на участке от улицы Максима Горького до улицы Текучева. Перспективные планы включали строительство линий по Новому мосту, в Александровку, а также вглубь Западного жилого массива. Однако им не суждено было сбыться. Даже несмотря на закупку новых трамвайных вагонов в 1993-1996 гг., трамвайная сеть вскоре была существенно сокращена.
Все началось в 1997 году, когда городские власти не смогли выделить необходимое количество дотаций трамвайным паркам города, из-за чего денег перестало хватать даже на зарплату сотрудников. В итоге водители и слесаря стали массово уходить из депо. Стали происходить частые поломки вагонов, из-за чего пассажиры перестали рассчитывать на этот вид транспорта, пересаживаясь на автобусы. После этого по решению городской думы и администрации трамвайные и троллейбусные депо под эгидой перераспределения финансовых ресурсов объединили с муниципальными автобусными. Однако руководить вновь созданной объединенной транспортной компанией стали люди из автобусных парков. В итоге было принято решение закрыть основные трамвайные линии, а пассажиров вывозить списанными в Европе автобусами. С одной стороны, на поддержание электротранспорта средств в городе действительно не хватало, а подобные преобразования происходили в те годы по всей стране. С другой – руководству нового предприятия было выгодно развивать именно автобусное движение в ущерб электротранспорту, поскольку через несколько лет разные виды транспорта снова разделили по разным предприятиям.
В итоге в мае-июне 1999 года из 17 действовавших маршрутов осталось только пять:
1. Сельмаш – Главный ЖД-вокзал
3. Новое поселение – Пролетарское трамвайное депо
4. Мясокомбинат – Центральный рынок (по кольцу)
7. Улица Сиверса – улица Чукотская
10. Лендворец – Сельмаш.
Таким образом, трамвай 20 лет назад ушел с Северного жилого массива и Чкаловского, с основной части улицы Текучева и района завода «Красный Аксай». Причем уход рельсового транспорта с проспектов Стачки и Михаила Нагибина активно поощрялся владельцами автомобилей: они ошибочно полагали, что именно трамвай создает пробки и его ликвидация оставит и их в прошлом.
Кроме того, в 1998 году было закрыто Кировское трамвайное депо, расположенное на улице Красноармейской. Само здание существует и по сей день: сначала в нем был открыт продуктовый магазин, а сейчас находится супермаркет известной сети, фуд-корт и кинотеатр «Большой».
Годом позже было закрыто и Октябрьское трамвайно-троллейбусное депо. Первоначально на его месте начал работать коммерческий перевозчик «Ростов-Авто», а в настоящее время здесь строятся новые высотки.
В тоже время трамвайные линии просуществовали еще некоторое время, однако по ним никто не ездил: с проспекта Михаила Нагибина рельсы ликвидировали лишь в 2001 году, а с проспекта Стачки – в 2003. Линию, ведущую к Кировскому депо, вообще демонтировали только в 2017 году. Куда все эти рельсы дели после демонтажа – история умалчивает.
С закрытием трамвайных линий и двух депо было сокращено и количество вагонов: что-то списали, несколько КТМ-5 передали в соседний Краснодар, где в большинстве своем работают и сейчас (при этом аналогичные вагоны той же поставки в Ростове давно списаны). В целом число вагонов было сокращено с 285 в 1991 году до 115 в 2000 году.
Ликвидация трамвайных линий 1999 года стало самым существенной, но не последней для Ростова. В 2002 году началась реконструкция проспекта Буденновского – здесь обещали уложить рельсы на бетонной подушке, в которую бы уходила вся вибрация от движения трамваев. Однако куда меньшей предавались другие планы властей, что при этом будет закрыто движение трамвая №3, следующего на Новое поселение. Рельсы демонтировались на улицах Черепахина и Варфоломеева, а также на самом Буденновском от Черепахина до Максима Горького. И с тех пор добраться на Новое поселение можно только на микроавтобусах не первой свежести. Пассажиры не перестают жаловаться, что они ходят редко, а с наступлением сумерек и вовсе исчезают с линии.
Последним существенным сокращением трамвайных линий ознаменовался февраль 2005 года. Тогда был сокращен самый популярный у пассажиров маршрут №1 «Сельмаш – Главный ЖД-вокзал». Как и сегодня, он отправлялся от Привокзальной площади, шел по улицам Станиславского и Закруткина, а затем по 20-й и 22-й линиям выезжал на проспект Шолохова, двигался мимо стадиона «Олимп-2» через Октябрьскую площадь по проспекту Мира, улицам Металлургической и Веры Пановой. Однако в один из дней из-за серьезного мороза вагон вмерз прямо на Октябрьской площади. По легенде, тогда один из высоких столичных чиновников, проезжая мимо этого места, сказал «убрать трамвай», а городские власти указание поняли весьма своеобразно. В итоге маршрут №1 был сокращен до пересечения 20-й линии и улицы Буйнакской и ведет теперь по сути «в никуда»: на нем нельзя добраться до основных точек притяжения, как то Пригородный автовокзал, стадион «Олимп-2», Сельмаш. По сути, это как поезд «Ростов – Москва» сократить до Рязани. Разумеется, пассажиропоток у такого маршрута уменьшился, а доходы трамвайного депо упали еще больше.
С учетом прекращения работы мясокомбината на улице Текучева, сокращению объемов производства на предприятиях в районе Лендворца по сути и другие маршруты трамвая стали ходить «в никуда». В итоге в Ростове сложилась парадоксальная ситуация, когда трамвай вместо основного вида транспорта стал выполнять подвозящие функции и начал ассоциироваться с перевозками для пенсионеров. И это при том, что в соседнем Краснодаре он по-прежнему является основной транспортной сети!
В тоже время, в последние годы есть и положительные изменения. В 2012 году была сделана кривая у цирка, благодаря чему маршрут №7 поехал в центр – впервые за долгое время жители Ленгородка получили возможность доезжать до рынка без пересадок. Маршрут №10 логичным образом был продлен в начало Западного жилого массива. В 2008 году реконструировали трамвайные пути на проспекте Театральном, в 2012-2014 годах – на улице Максима Горького, а в 2017-2018 годах – на улице Станиславского. Также в 2016-2017 годах было закуплено 30 вагонов «Сити Стар» с низким уровнем пола и кондиционерами. Однако по сравнению с тем, что происходило двумя десятилетиями ранее - это капля в море. То и дело звучат различные идеи о запуске трамвая на Северный, в Александровку или в Левенцовку, время от времени появляются таинственные инвесторы, которые готовы спонсировать работы, но все начинания остаются только на бумаге. В реальности власти сегодня даже не готовы осуществить приоритетное движение рельсового транспорта на центральных улицах. В итоге вагоны стоят в общей с машинами пробке, что не добавляет ни популярности этому виду транспорта, ни рентабельности работы депо.
На сегодняшний день в Ростове работают пять маршрутов трамвая:
1. 20-я линия – Главный ЖД-вокзал
4. Мясокомбинат – Главный ЖД-вокзал
6. Мясокомбинат – Центральный рынок
7. Улица Чукотская – Центральный рынок
10. Сельмаш – площадь Мичурина.
На линию ежедневно выходит 35-40 вагонов. Они перевозят меньше 7% от общего числа пассажиров городского транспорта в Ростове.
Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.
Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: Одноклассники, Facebook, ВКонтакте, Telegram.