Общество,
21.06.2021 18:34
Экспозиции и пшеница: власти раскритиковали идею архитекторов превратить подземные переходы Ростова в арт-пространства
Экспозицию можно сделать и в переходе возле центрального рынка. Фото: читатель Блокнот Ростов
Читайте также:
- Главврач РОКБ Вячеслав Коробка призвал власти принять жесткие меры по вакцинации от коронавируса (21.06.2021 16:26)
- В Ростове мама уже два месяца не может найти пропавшую дочь (21.06.2021 14:00)
- Кондитерская фабрика «Мишкино» в июле может возобновить работу (21.06.2021 09:38)
Ростовские архитекторы, дизайнеры, общественники и представители власти обсудили дальнейшую судьбу подземных переходов с мозаичными панно, из которых недавно убрали торговые ларьки. Все сошлись во мнении, что киоски туда уже не вернут. Но превратить переходы можно в арт-пространства, которых не хватает в городе, предложили архитекторы. Властей эта идея не вдохновила.
В Ростове-на-Дону не хватает выставочных и музейных пространств, где могли бы выставляться молодые, пока еще не признанные всеми художники и можно было бы организовать сменные экспозиции. Их предложили поместить в подземных переходах города.
— Например, в переходе на Ворошиловском расположены тематические панно. Там мы видим выпускные экзамены, первое сентября в школе. И там мы можем разыграть экспозицию шпаргалок, «медведей», «бомбочек», как они раньше назывались — те вещи, которые безвозвратно, бесследно ушли. С одной стороны, будет исторический контекст в виде мозаики. С другой — покажем то, что было у каждого, но сейчас нет, — предложил профессор Академии архитектуры Вячеслав Козлов.
Вячеслав Козлов (крайний слева)
По его мнению, подземный переход — это тоже своего рода андеграунд. Нужно лишь иметь четкий сценарий того, что развивать и менять.
— Мы можем выставлять работы каких-то еще непризнанных художников, выставить экспозицию ростовского водопровода — это не просто трубы, подверженные ржавчине, это наша история. Из труб можно сделать хорошую экспозицию, — продолжил он.
Отделять экспозиционную часть от пешеходной можно с помощью пластика или защитного стекла.
— Если брать Буденновский, то там рядом базар. Можно превратить переход в такое маленькое наше ВДНХ. Можно сделать там тематические экспозиции, привлечь какие-то фермерские хозяйства. Скосить молодую пшеницу и на нескольких десятках квадратных метров сделать поле в переходе. А через колоски, допустим, будут проглядывать сурки, байбаки и другие мелкие животные. Сделать такую выставку наших достижений. Подключить фирмы, которым нужна реклама. Можно даже на этом деньги зарабатывать. И это не должна быть экспозиция навечно, как у нас бывает. Постоянно должно что-то меняться. В инсталляциях будут находить продолжение мозаичные картины, которые там уже есть. В отсутствие выставочных залов это был бы глоток воздуха, — объяснил архитектор.
Предложение дизайнера прозвучало вдохновляюще. Но чиновникам идея не понравилась.
— У нас есть иные переходы, не только в исторической части города. Как пример, подземный переход на Шолохова в районе старого автовокзала, где на стенах находятся панно, посвященные Великой Отечественной войне. И там для нашей молодежи можно предоставить пространство. Не надо зацикливаться на исторической части города. У нас на периферии тоже люди живут. Нужно делать арт-пространства там, а не в пешеходных переходах, которые сложились как объекты культурного наследия уже сами по себе, — высказался начальник отдела дизайна городской среды Алексей Трошин.
Более радикально предложение прокомментировал председатель Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области Иван Грунский.
— По поводу необходимости арт-пространств. В Ростовской области есть 15 региональных, а еще огромное количество муниципальных и ведомственных музеев. Да, должно быть место для людей, чтобы они могли самовыразиться, но не в переходах. Это транспорт, это безопасность, и все эти выставки и экспозиции стоят денег. Кто-то должен за них отвечать, кто-то должен отвечать за безопасность людей, которые торопятся и идут по переходу, — отметил Грунский.
Иван Грунский (крайний слева)
Также Грунский напомнил, что есть требования пожарной безопасности, антитеррористического законодательства и пропускная способность. Всему этому должны соответствовать переходы.
Так что пока единственное, что, скорее всего, ожидает переходы — реставрация. Но на это уйдет много времени. Проектная документация на объект культурного наследия готовится не быстро. По самым оптимистичным прогнозам, реконструировать переходы могут начать во второй половине 2022 года. Но более реален другой сценарий. К концу 2022 года лишь утвердят проектно-сметную документацию, а сами работы начнутся не раньше весны 2023-го.
Иван Грунский добавил, что переходы к тому же — городское имущество. И расположение чьих-либо арт-объектов будет равносильно возвращению в переходы ларьков.
— Это незаконно. Если и будет организована выставка, она должна появиться в переходах на законных основаниях, — заявил он.
Резкие заявления чиновника возмутили архитектора. По его мнению, в городе и так нет современных выставочных пространств и культурных точек притяжения. А то единственное, что предлагают, тут же сразу откидывают еще на стадии идеи.
— Я не понимаю, зачем вы пригласили сюда художника, архитектора и дизайнера, чтобы сейчас все выступили против? Вы даже не видели, что можно сделать с этим арт-пространством. А уже на корню все зарубили. У нас нет выставочных пространств, они уничтожены, — посетовал Вячеслав Козлов.
Власти на это заявили, что нужно обратиться к городской администрации с соответствующим запросом. И теперь в ростовской мэрии могут озадачиться необходимостью организации таких мест.
Так или иначе, пока переходы с мозаиками останутся в том виде, в котором находятся сейчас. Ларьки сюда не вернутся, но и с реставрацией власти не спешат. Визуально, считают они, мозаики находятся в хорошем состоянии. Тем не менее ростовчане то и дело сообщают о трещинах, отвалившихся кусочках плитки и о подтеках, появляющихся на панно после дождя.
Григорий Мелихов
Фото: Блокнот Ростов
В Ростове-на-Дону не хватает выставочных и музейных пространств, где могли бы выставляться молодые, пока еще не признанные всеми художники и можно было бы организовать сменные экспозиции. Их предложили поместить в подземных переходах города.
— Например, в переходе на Ворошиловском расположены тематические панно. Там мы видим выпускные экзамены, первое сентября в школе. И там мы можем разыграть экспозицию шпаргалок, «медведей», «бомбочек», как они раньше назывались — те вещи, которые безвозвратно, бесследно ушли. С одной стороны, будет исторический контекст в виде мозаики. С другой — покажем то, что было у каждого, но сейчас нет, — предложил профессор Академии архитектуры Вячеслав Козлов.
Вячеслав Козлов (крайний слева)
По его мнению, подземный переход — это тоже своего рода андеграунд. Нужно лишь иметь четкий сценарий того, что развивать и менять.
— Мы можем выставлять работы каких-то еще непризнанных художников, выставить экспозицию ростовского водопровода — это не просто трубы, подверженные ржавчине, это наша история. Из труб можно сделать хорошую экспозицию, — продолжил он.
Отделять экспозиционную часть от пешеходной можно с помощью пластика или защитного стекла.
— Если брать Буденновский, то там рядом базар. Можно превратить переход в такое маленькое наше ВДНХ. Можно сделать там тематические экспозиции, привлечь какие-то фермерские хозяйства. Скосить молодую пшеницу и на нескольких десятках квадратных метров сделать поле в переходе. А через колоски, допустим, будут проглядывать сурки, байбаки и другие мелкие животные. Сделать такую выставку наших достижений. Подключить фирмы, которым нужна реклама. Можно даже на этом деньги зарабатывать. И это не должна быть экспозиция навечно, как у нас бывает. Постоянно должно что-то меняться. В инсталляциях будут находить продолжение мозаичные картины, которые там уже есть. В отсутствие выставочных залов это был бы глоток воздуха, — объяснил архитектор.
Предложение дизайнера прозвучало вдохновляюще. Но чиновникам идея не понравилась.
— У нас есть иные переходы, не только в исторической части города. Как пример, подземный переход на Шолохова в районе старого автовокзала, где на стенах находятся панно, посвященные Великой Отечественной войне. И там для нашей молодежи можно предоставить пространство. Не надо зацикливаться на исторической части города. У нас на периферии тоже люди живут. Нужно делать арт-пространства там, а не в пешеходных переходах, которые сложились как объекты культурного наследия уже сами по себе, — высказался начальник отдела дизайна городской среды Алексей Трошин.
Более радикально предложение прокомментировал председатель Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области Иван Грунский.
— По поводу необходимости арт-пространств. В Ростовской области есть 15 региональных, а еще огромное количество муниципальных и ведомственных музеев. Да, должно быть место для людей, чтобы они могли самовыразиться, но не в переходах. Это транспорт, это безопасность, и все эти выставки и экспозиции стоят денег. Кто-то должен за них отвечать, кто-то должен отвечать за безопасность людей, которые торопятся и идут по переходу, — отметил Грунский.
Иван Грунский (крайний слева)
Также Грунский напомнил, что есть требования пожарной безопасности, антитеррористического законодательства и пропускная способность. Всему этому должны соответствовать переходы.
Так что пока единственное, что, скорее всего, ожидает переходы — реставрация. Но на это уйдет много времени. Проектная документация на объект культурного наследия готовится не быстро. По самым оптимистичным прогнозам, реконструировать переходы могут начать во второй половине 2022 года. Но более реален другой сценарий. К концу 2022 года лишь утвердят проектно-сметную документацию, а сами работы начнутся не раньше весны 2023-го.
Иван Грунский добавил, что переходы к тому же — городское имущество. И расположение чьих-либо арт-объектов будет равносильно возвращению в переходы ларьков.
— Это незаконно. Если и будет организована выставка, она должна появиться в переходах на законных основаниях, — заявил он.
Резкие заявления чиновника возмутили архитектора. По его мнению, в городе и так нет современных выставочных пространств и культурных точек притяжения. А то единственное, что предлагают, тут же сразу откидывают еще на стадии идеи.
— Я не понимаю, зачем вы пригласили сюда художника, архитектора и дизайнера, чтобы сейчас все выступили против? Вы даже не видели, что можно сделать с этим арт-пространством. А уже на корню все зарубили. У нас нет выставочных пространств, они уничтожены, — посетовал Вячеслав Козлов.
Власти на это заявили, что нужно обратиться к городской администрации с соответствующим запросом. И теперь в ростовской мэрии могут озадачиться необходимостью организации таких мест.
Так или иначе, пока переходы с мозаиками останутся в том виде, в котором находятся сейчас. Ларьки сюда не вернутся, но и с реставрацией власти не спешат. Визуально, считают они, мозаики находятся в хорошем состоянии. Тем не менее ростовчане то и дело сообщают о трещинах, отвалившихся кусочках плитки и о подтеках, появляющихся на панно после дождя.
Григорий Мелихов
Фото: Блокнот Ростов
Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.
Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: Одноклассники, Facebook, ВКонтакте, Telegram.
Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону