Ростов-на-Дону Пятница, 29 марта
Украина, 30.10.2014 11:33

Донские добровольцы ищут людей, без вести пропавших в зоне конфликта на Донбассе

Донские добровольцы ищут людей, без вести пропавших в зоне конфликта на Донбассе
Для многих волонтеры - единственная надежда восстановить утерянную связь с родными или достойно придать тело погибшего земле.
Руководитель поисковой группы Валерий Приходько
Российские добровольцы помогают родственникам найти близких людей, пропавших без вести в зоне конфликта в Украине. Для многих донские волонтеры – единственная надежда восстановить утерянную связь с родными или достойно придать тело погибшего земле…

В начале августа добровольцам удалось вывезти из-под Луганска тело руководителя азербайджанской диаспоры в Луганской области - 52-летнего Тельмана Джафарова. Мужчина погиб, когда вместе с соотечественниками пытался выбраться из зоны боевых действий в Ростовскую область. Группа, которая передвигалась на нескольких машинах, попала под минометный обстрел в районе села Каменка Луганской области. Одна мина разорвалась рядом с «ВАЗ-2110», за рулем которого сидел Тельман Джафаров, автомобиль загорелся. От полученных травм руководитель диаспоры погиб на месте. По машинам начали вести прицельный огонь, из-за чего тело погибшего забрать не удалось. Никто не соглашался помочь родственникам Джафарова. Единственными, кто не отказал, были донские добровольцы, которые в обычное время занимаются совсем другим делом.
- Мы понимали, как важно для родственников забрать тело Тельмана и похоронить в соответствии с обычаем, поэтому согласились помочь, - рассказывает руководитель общественной организации, занимающейся розыском пропавших без вести Валерий Приходько. – На место мы отправились вдвоем с братом погибшего - Салманом. К счастью, все закончилось благополучно, нам удалось привезти останки в Ростов, оттуда их доставили на родину – в Азербайджан.

Вообще деятельность общественной организации – это содействие правоохранительным органам в розыске без вести пропавших, в частности, она специализируется на возвращении людей, ушедших в секты. Но с началом конфликта в Украине пришлось переквалифицироваться.
- Почему? Просто мы не можем отказать людям, которые обращаются к нам за помощью, - говорит Валерий Приходько, – им приходится очень тяжело, они не знают, где их близкие, что с ними. Даже те, которые уже не надеются увидеть своих родных живыми, хотят просто похоронить их по-человечески.
Так теперь выглядит новосветловская больница
На территории Луганской и Донецкой республик во время объявленного перемирия, как подснежники после зимы, стали «всплывать» неопознанные тела, которые находились и в массовых захоронениях, и в отдельных могилах. Среди них были как мирные жители, так и участники боевых действий. Каждого ищут родственники. В большинстве случаев те, кто обращается за помощью к российским добровольцам, обладают весьма скудной информацией о местонахождении пропавших близких. Короткая справка, которую составляют волонтеры на каждого разыскиваемого, как правило, состоит всего из нескольких предложений: ФИО, дата, место рождения, ушел добровольцем на Донбасс или находился в зоне конфликта, последний раз выходил на связь тогда-то... и все. Но даже так бывает не всегда. Среди ополченцев употребляются только позывные или клички, поэтому зачастую в отряде не могут подтвердить, что боец с позывным Док, например, это Игорь Анатольевич Степанов. К тому же одинаковые позывные могут быть у двух разных людей. Кроме того, зачастую родственники обращаются за помощью спустя месяц, а то два-три, после того, как потеряли связь со своими близкими.
- Мы начинаем опрос свидетелей, пытаемся восстановить события, обстоятельства, при которых человек пропал, - объясняет Валерий Приходько. - Но когда вокруг война, каждый день что-то происходит, умирают люди, очевидцы с трудом могут вспомнить, когда упала та или иная бомба, сколько точно человек при этом погибли и кто были эти люди.
Разбитая военная техника на дорогах Донбасса
В Луганске есть списки погибших местных жителей, военных и тех, кто находится в украинском плену. В эту же базу заносится вся имеющаяся информация о том, где человек был найден, что находилось при нем и т. д. Этой работой, к слову, тоже занимаются добровольцы. Иногда это очень облегчает поиск. Но списки далеко не полные. За несколько месяцев война унесла жизни тысяч людей, в том числе случайных жертв. Вдоль дорог Донбасса то там, то тут встречается разбитая техника, и не только военная. На обочинах застыли машины, автобусы, сожженные дотла. С помощью них люди пытались бежать от войны. Сейчас определить точно, сколько человек находились в этом транспорте, практически невозможно. Даже металл искорежен так, будто перед смертью он корчился в страшных муках.

Практически каждый раз данные о человеке приходится собирать по крупицам и шаг за шагом приближаться к месту его гибели или, если повезет, к встрече с ним. Так, однажды к поисковикам обратился мужчина из России. Он рассказал, что его брат ушел воевать на Донбасс. Уже месяц он не может с ним связаться. Добровольцам удалось разыскать парня живым. Оказалось, во время боя он был ранен и госпитализирован в ростовскую больницу. Тут его и нашли. К сожалению, не все истории заканчиваются так же хорошо…

Мы направляемся в поселок Новосветловка Краснодонского района. В августе здесь шли ожесточенные бои. Тому есть много свидетельств. Весь в щербинах от осколков, стоит главный храм поселка. Но по сравнению с другими зданиями он практически не пострадал. Чего нельзя сказать о постройке в церковном дворе – от нее остались одни только стены. Та же участь постигла и ряд жилых домов, расположенных на въезде в поселок со стороны Луганска. Не уцелели и многоквартирные дома с другой стороны. На одной из двухэтажек жильцы ремонтируют крышу. Война не пощадила ни дом культуры, ни поселковую больницу. Последняя, кстати, не прекращала свою работу даже во время самых ожесточенных боев, несмотря на то, что после обстрела один ее корпус полностью потерял свою работоспособность. Рядом с больницей – две ржавых БМП, через дорогу – еще два танка. Над ними колдуют несколько человек: разбирают и складывают детали в грузовик.

Как раз здесь, недалеко от больницы, добровольцы нашли останки человека. Судя по всему, тело сожгли в покрышке - от него осталась одна небольшая косточка. Теперь установить, тот ли это человек, которого ищут, возможно только с помощью генетической экспертизы.
- Мы излазили в этой окрестности каждый метр. Благодаря помощи свидетелей картину шедшего здесь боя, в ходе которого, скорее всего, погиб разыскиваемый нами парень, удалось восстановить практически поминутно, - рассказывает Валерий Приходько. – На 90 процентов уверены, что нашли его. Но если вдруг экспертиза не подтвердит это, нам придется продолжить поиски.

Далее наш путь лежит еще в один поселок, расположенный неподалеку. По словам руководителя поисковой группы, есть информация, что там находится свежая могила без данных. Нам нужно узнать, где она и кто в ней похоронен. Помочь нам может местная жительница Валентина: тело человека, погребенного в поселке, обнаружили в машине ее мужа. Супруги возвращались из Луганска. Когда их машина подъезжала к блокпосту перед Новосветловкой, занятому Нацгвардией, в автомобиль выпустили снаряд. Боеприпас попал в голову водителю, мужчина умер на месте. Его жене удалось выбраться из легковушки и убежать. Через несколько дней Валентина с соседями смогла забрать тело мужа. Однако в багажнике сгоревшей машины они нашли еще один труп. Оба тела достали и привезли в деревню.
- Возможно, там похоронен тот, кого мы ищем, - говорит Валерий Иванович, - по нашим данным, он находится в другом месте, но нужно проверить каждую версию, ведь, кто лежит в этой могиле, нам тоже неизвестно. Тело в машину могли просто подкинуть.

Останавливаемся у первого попавшегося магазина на въезде в поселок. Продавщица сразу понимает, о ком мы говорим, и даже показывает, как проехать к дому Валентины, недавно похоронившей своего мужа. Населенный пункт встречает нас пустынными улицами. Дом вдовы находится на самой его окраине. Дверь никто не открыл – хозяйки нет. Но нам повезло, ее сосед Юрий в курсе ситуации. По его словам, мужа Валентины похоронили, как положено, на кладбище. Неизвестному же вырыли могилу рядом с селом. Он провожает нас к месту. Над могилой возвышается холмик с крестиком, сделанным из палок. Кто-то даже принес сюда цветы. Если результаты генной экспертизы останков, найденных в Новосветловке, покажут отрицательный результат, придется извлекать тело из этой могилы и проводить новый анализ.

На счету донских добровольцев - порядка десяти найденных без вести пропавших. К сожалению, практически все они погибли. Но родственники, получившие возможность придать земле своих близких в соответствии с православными обычаями, безмерно благодарны волонтерам. Многие из них верят, что теперь души усопших смогут найти покой в ином мире.
Поселковый храм, в котором украинская армия удерживала местных жителей
Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
ДонбассРостовская областьУкраина
0
0