Ростов-на-Дону Пятница, 19 апреля
Общество, 21.07.2021 07:30

«Юг Руси» отказался признавать ростовский ипподром памятником культуры

Владелец ростовского ипподрома, компания «Юг Руси», высказался резко против того, чтобы признать объект памятником культурного наследия. Представители компании заказали экспертизы по этому поводу аж у трех специалистов, заключения которых оказались идентичными — все о том, что ничего ценного в ипподроме нет. В ростовском обществе охраны памятников истории и культуры с этим не согласились и потребовали выслушать и других специалистов. Какая судьба ждет ипподром, общественники, чиновники и хозяева территории обсудили на заседании рабочей группы комитета по охране объектов культурного наследия.

Представители общественных организаций, активисты и собственники ипподрома собрались обсудить его статус после требований председателя ростовского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александра Кожина. По его мнению, ипподром давно нужно признать памятником культуры и вот почему.

— Мы считаем, что это общественная территория, которая находится на карте Ростова с 19 века. Территория, где проводились первые воздушные испытания и парады. Территория, которая была связана со становлением конного спорта и его восстановлением после Гражданской войны. Территория, которая была связана с парадами, которые проводились Красной армией в 1920–1930 годы. Это значимый образец архитектуры советского периода. И мы требуем признать ростовский ипподром, трибуны и территорию достопримечательным местом и памятником истории и культурного наследия, — высказался Александр Кожин.

ZSR_1279.jpg
Александр Кожин (справа). Фото: ЗС РО

Но с его аргументами тут же не согласились представители «Юга Руси». Когда встал вопрос о дальнейшей судьбе ростовского ипподрома, и о проблемах заговорили собственники скакунов, содержащихся там, владельцы ипподрома активно отмалчивались, полностью закрывшись от общения. Они не шли на контакт с лошадниками, не отвечали ни на какие запросы СМИ. Теперь же они не только явились на заседание рабочей группы, но и предоставили трех своих экспертов. Мнения специалистов оказались будто писанными под копирку.

— На протяжении последних лет все ценные моменты были утрачены. Комплекс был перестроен. Изначально это сооружение было выполнено в стилистике модернизма. Но в начале нулевых произошли значительные изменения, перестройка, были изменения конфигурации оконных и дверных проемов, внедрение новых входных групп. Объект утратил свое значение. Ну и есть вопросы к техническому состоянию и моральному износу, — перечислил недочеты здания Григорий Шапиро, архитектор и искусствовед, выдвинутый в качестве эксперта «Югом Руси».

Идентичные доводы привели и другие два нанятых специалиста, а также представители учреждения культуры «Донское наследие», которое было создано для защиты и сохранения памятных объектов. В этом случае, однако, представители учреждения оказались на прямо противоположной стороне.

— Ростовский ипподром официально был открыт в 1902 году. Трибуны его выглядели совершенно иначе, чем нынешние трибуны. Они представляли из себя двухуровневые павильоны с декоративными башнями на крыше. В годы Великой Отечественной войны они были разрушены. В послевоенное время трибуны восстановили, и они в очередной раз поменяли свой облик. Нынешний облик трибуны получили в 1980-е годы. Сейчас тут использовано много новых материалов, металлопластиковых конструкций, которые не представляют историко-архитектурной ценности. Не обладают историко-архитектурной ценностью и постройки на территории ипподрома — сараи, конюшни, — добавили представители «Донского наследия».

w0H4ilAdOCA.jpg
Фото: Ипподром / Vk.com

В итоге все эксперты, на которых настаивал «Юг Руси», сошлись на том, что включение ростовского ипподрома в перечень выявленных объектов культурного наследия нецелесообразно.

Участники обсуждения начали возмущаться.

— Доводы были приведены односторонние, только со стороны экспертов «Юга Руси». Судя по их мнению, там нет ничего ценного. Есть просто некое место, которое не имеет никакого значения ни в городе, ни в области. Других экспертов мы не слышали. Чего вы добиваетесь? Вы хотите, чтоб ростовский ипподром просто исчез как таковой? — взорвался один из присутствующих.

В итоге общественникам удалось добиться того, чтобы разрешили высказаться эксперту и с другой стороны — советнику Российской академии архитектуры и строительства, члену регионального отделения Союза архитекторов России Сергею Алексееву. Говорить ему пришлось по телефону по громкой связи и будучи на больничном. Как пояснил Кожин, общество по защите памятников просило из-за болезни специалиста перенести мероприятие, но на встречу им не пошли.

— Трибуны ипподрома являются редчайшим памятником эпохи модернизма. И они несомненно нуждаются в сохранении. Памятников модернизма в Ростове не так много. Трибуны же обращены к пространству самого ипподрома. Можно их сохранить без включения в пространство, но самое ценное было бы, если бы пространство и трибуны были единым целым, — сказал Алексеев.

Он объяснил, что несмотря на то что объект был перестроен, его стилистика не изменилась. Все перестройки были в духе модернизма, и трибуны по сути своей, стилистической и функциональной, все время оставались в стиле модернизма.

— Если и были какие-то перестройки, расширение этих трибун, то все делалось в едином стилистическом ключе. Никаких изменений в стилистике не произошло. И это ключевой момент. Никаких причин опровергать то, что это памятник модернизма, нет. Потуги исключить историческую ценность этого места и трибун как объекта модернизма из нашей памяти — это, безусловно, неправильно. И мне кажется, любые коммерческие соображения должны уступить место гуманистическому началу, — заключил Алексеев.

После выступления Алексеева руководитель комитета Иван Грунский предложил специалисту оформить предложения письменно и перенести принятие решения на следующую неделю. Однако запротестовали представители «Юга Руси», которые изрядно потратились на своих экспертов.

— Собственник подготовил заключения трех отдельных мнений. Мы несем финансовые затраты для проведения этих встреч. Предоставлять право заявителю уже после заседания рабочей группы готовить заключение выходит за рамки регламента. Вы обращаетесь уже второй раз с аналогичным заявлением. Но если мы будем менять местами слова, суть не меняется. Я надеюсь, вы понимаете, что такое злоупотребление правом, — заявили они.

А затем и вовсе пригрозили ответственностью представителям СМИ за распространение информации.

— Мы защищаем свое имущество. Мы не давали ни письменного, ни устного согласия на фото и видеофиксацию. Надеемся, не надо разъяснять последствия, если наши изображения попадут в СМИ, — указали представители хозяев ипподрома.

В небольшой комнате, где и без того было жарко, атмосфера накалилась еще больше.

— Помимо того что это ваше имущество, это все-таки один из социально значимых объектов для всего города. И общественно значимых, — осадил «Юг Руси» Иван Грунский.

WhatsApp-Image-2021_06_21-at-15.22.13.jpeg
Иван Грунский. Фото: Блокнот Ростов

И попросил все же пойти навстречу общественникам и провести очередное заседание уже с участием Сергея Алексеева, чтобы принять окончательное решение.

Далее произошел и вовсе странный диалог. Александр Кожин попросил представителей компании показать заключения троих нанятых экспертов. В «Юге Руси» поначалу ответили категорическим отказом.

— Зачем вам наши заключения? — заявили они.

— Мы имеем право получить документы? — спросил Кожин.

— Нет. На данный момент у нас нет письменных согласий от экспертов на передачу их материалов. Все-таки это авторские права, это научный труд. У нас нет обязанности раздавать и даже в комитет передавать эти экспертные заключения, — сообщили в «Юге Руси».

— Это все серьезно вы говорите? Комитет не имеет право получить то, на основании чего он будет выносить решение? — возмутился Кожин.

Однако затем в компании все же пообещали «провести работу», чтобы в ближайшее время в каком-либо виде передать материалы, но — лишь после письменного согласия от своих экспертов.

pKe-UjAVUsE.jpg
Фото: Ипподром / Vk.com

Напомним, ростовское общество охраны памятников обжаловало решение комитета об отказе признать ипподром памятником культуры— вопреки рекомендации, которую выдал подчиняющийся ему Общественный совет. В решении в первый раз комитет опирался на экспертизу, которую провели специалисты, предложенные собственником участка компанией «Юг Руси».

Поначалу признать памятником решено было саму территорию, которая имела значение для культурной жизни горожан задолго до того, как здесь начали проводить скачки.

При этом члены комитета по охране объектов культурного наследия отмечали, что сделают предписание собственнику привести в порядок фасад и трибуны.

Ростовский ипподром принадлежит компании «Юг Руси», однако от комментариев руководство компании отказалось, ни разу не ответив на запросы «Блокнот Ростов». С общественниками в компании также не идут на контакт. Люди опасаются, что «Юг Руси» решит закрыть ипподром и распорядиться территорией по своему смотрению. Так, уже не раз высказывались слухи о том, что территорию могут отдать под застройку. Основывались эти слухи в том числе на данных генплана по развитию города — на нем территорию определили под застройку еще в 2018 году.

Григорий Мелихов

Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.

Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиFacebookВКонтактеTelegram

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
РостовипподромЮг Русипамятник культурыобъект культурного наследияобщественникичиновники
0
3