Ростов-на-Дону Пятница, 29 марта

В 1942 году фашисты раздели журналистку Елену Ширман и заставили рыть собственную могилу

«Блокнот Ростов» продолжает цикл публикаций про удивительную и трагическую историю ростовчанок. В этот раз мы расскажем о поэтессе и журналистке Елене Ширман, жизнь которой оборвалась в 34 года.

Стоял жаркий июль 1942 года. В станице Ремонтной молодая женщина под смешки и улюлюканья фашистов рыла себе могилу. Она это делала уже второй раз, накануне немцы привели ее родителей и расстреляли на глазах у дочери. После того, как все могилы были вырыты, жизнь ростовчанки оборвали несколько выстрелов.

Нацисты были довольны, они поймали ненавистную журналистку, которая возглавляла с начала Великой Отечественной войны агитационную газету «Прямой наводкой». Девушка публиковала там сатирические стихи и призывала советских бойцов не сдаваться и гнать фашистов с родной земли. Из Ростова корреспондентка выехала в командировку в район села Ремонтное и у историков есть несколько мнений, как дальше развивались события – по одному из вариантов, девушка просто попала под облаву и у нее в сумке нашли газеты и недописанные материалы. По второму варианту… дончанку сдали свои.

Есть и другая версия гибели Елены, по воспоминаниям ростовчанина, ее расстреляли во время акции уничтожения еврейского населения. Точно восстановить ход событий очень сложно. О трагической смерти Елены Ширман стало известно лишь спустя 20 лет после окончания войны. Кто-то из сельчан тайком спрятал ежедневник, который находился с журналисткой во время ареста. Стихи, сохранившиеся на страницах дневника, вошли в сборник «Жить!», который вышел в 1969 году. Тираж был небольшим, всего 10 тысяч экземпляров, это была единственная книга поэтессы, которая вышла после ее смерти.

А в мирное время стихи Елены знали и любили. Она родилась в Ростове 21 января 1908 в семье штурмана торгового флота Михаила Ширмана и библиотекаря Любови Ширман. Ее мама была членом правления Северо-Кавказского краевого общества археологии, истории и этнографии, передав дочери любовь к поэзии. Малышка с раннего детства писала стихи и их публиковали ростовские газеты, а позже – московские журналы «Октябрь» и «Смена».

Сначала Елена окончила литературный факультет Ростовского пединститута, затем, в 1937 году, стала ученицей Ильи Сельвинского в Литературном институте им. А.М. Горького. Наставник позже написал о ней трогательные строки: «Елена Ширман делала большое боевое дело. Я преклоняюсь перед героизмом Елены, она погибла, не унизив страхом ни себя, ни Родины…»

В мирное время поэтесса руководила детской литературной группой, издала несколько сборников, последняя прижизненная книга называлась «Бойцу Н-ской части». Она вышла в 1942 году, незадолго до гибели. 

Можно много говорить о силе советских бойцов, о жестокости фашистов и неимоверно высокой цене, которую отдал наш народ, чтобы победить в войне. Это важно и нужно, как и помнить о маленьких хрупких девушках, которых боялись и ненавидели самые отъявленные немецкие изверги. За что? Да вот за такие строчки.

Из поэмы «Невозможно»

Разве можно взъерошенной мне истлеть,

Неуемное тело бревном уложить?

Если все мои двадцать корявых лет,

Как живые деревья твердят: – жить!

 

Если каждая нить на моей башке

К солнцу по-своему тянется,

Если каждая жилка бежит по руке

Неутомимым танцем!


Жить! Изорваться ветрами в клочки,

Жаркими листьями наземь сыпаться!

Только бы слышать артерий толчки,

Гнуться от боли, от ярости дыбиться.


Юлия Ежикова

Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.  

Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиFacebookВКонтактеTelegram.


Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
РостовисторияЕлена Ширман
3
0