Стекольный завод «Актис» подвергся рейдерскому захвату
Судьба уникального предприятия под вопросом Фото: Актис
Читайте также:
- В Ростовской области вынесли приговор мужчине, обокравшему и убившему таксиста (13.07.2020 18:30)
- В Ростове будут судить криминального авторитета, выбивавшего деньги с работников Северного кладбища (13.07.2020 21:00)
- В Советском районе Ростова уберут несанкционированные свалки за 2,3 млн рублей (13.07.2020 20:08)
В России в последнее десятилетие один за одним закрываются стекольные заводы. Из-за отраслевой специфики, в первую очередь, непрерывного цикла производства и непродолжительного срока эксплуатации оборудования, стекловаренные печи, построенные на заемные средства, не успевают отработать кредиты, и завод сваливается в банкротство.
Так, за последние годы в стране прекратили существовать смоленский завод «Ситалл», завод компании РАСКО в Воронеже, завод «Индустрия» в Тверской области. На грани банкротства находится Анопинский завод в Гусь-Хрустальном районе Владимирской области. Следующий на очереди в этом грустном списке — завод «Актис» в Новочеркасске Ростовской области.
«Актис» — одно из крупнейших предприятий Юга страны, тут работает свыше 800 квалифицированных сотрудников. В год завод производит более миллиарда бутылок, которые используются для упаковки алкогольной и безалкогольной продукции десятки предприятий. Остановка предприятия может сказаться и на потребителях.
Как «Актис» стал проблемным активом
Первая линия завода в Новочеркасске начала работу в далеком 2000-м году. При его строительстве использовался чешский проект. Использовалось только новейшее оборудование и современные технологии очистки — по всем европейским экологическим нормам. После ввода третьей очереди завода в 2013 году объем производства вырос до 1,1 млрд единиц продукции в год, а предприятие вошло в тройку крупнейших стекольных производств России.
Однако в 2014 году у «Актиса» начались проблемы. Грянувший в России кризис и последовавший за ним резкий рост курса валют негативно сказался на предприятии, которое к тому времени еще не расплатилось по кредитам. Поддержку от государства получить не удалось. А вот банки, воспользовавшись тяжелым положением, сразу подали иски с требованием вернуть все заемные средства. Бизнесмен Владимир Базиян, которому принадлежал завод «Актис» и доля в еще более крупном заводе «Эскорт», стал ответчиком по претензиям «Сбербанка».
В итоге, к марту 2017 года на заводе «Актис» ввели процедуру наблюдения. Крупнейшими кредиторами самого «Актиса» к тому времени были банк «Зенит» (порядка 3,2 млрд), связанное со Сбербанком ООО «СБК Уран» (около 1,5 млрд руб.) и «Чешский экспортный банк» (1,8 млрд руб.). При этом само предприятие, по данным оценки оценивалось только в 5 млрд рублей.
Татарстанский след
Основной кредитор «Актиса» — банк «Зенит» напрямую связан с компанией «Татнефть», председателем Совета директоров которой является президент Республики Татарстан Рустам Минниханов. Кредиты, в свое время выданные «Актису» на сумму почти в 4 миллиарда рублей, стали для банка тяжким бременем. А неэффективные действия кредиторов привели к тому, что долг этот практически не обслуживался.
В 2016 году банк передал долг в управление компании Proxima Capital Group, которая должна была помочь предприятию. Однако ситуация на заводе только усугубилась. Кредиторы в лице «Сбербанк Капитал» потребовали вернуть деньги уже с «Татнефти».
В результате долг был переведен на ООО «РНГО», которое также связано с менеджментом «Татнефти». И уже руководство новой компании стало ломать голову, как вернуть деньги с предприятия. К сожалению, они воспринимали завод, только как имущество, которое необходимо было быстро продать. Всей его уникальности они явно не понимали: их целью был исключительно возврат деньги.
Так как производство бутылок — процесс непрерывный, остановить который нельзя, на время банкротства «Актиса» производственные мощности завода были переданы в аренду ООО «Алекс Трейд». Несколько лет эта организация продолжала поддерживать в рабочем состоянии производственный комплекс, успешно выпускать бутылки, обеспечивать работой 800 человек, платить налоги.
Конкурсным управляющим «Актиса», по рекомендации банка «Зенит», стал Александр Ботвиньев. Совсем недавно, 15 июня 2020 года решением суда Александр Ботвиньев дисквалифицирован за нарушения в управлении имуществом банкрота. Поводом стал тот факт, что в середине 2018 года он активно предпринимал попытки выгнать «Алекс Трейд», чем мог поставить судьбу предприятия под угрозу полной его ликвидации.
А в начале этого лета на предприятие пришли сотрудники полиции и непонятные ребята крепкого телосложения, одетые в форму военного образца. Поводом стало возбуждение очередного уголовного дела, коих в отношении «Актиса» было несколько.
Они несколько часов общались в кабинете с гендиректором «Алекс Трейда» Владимиром Пивоваровым. После их ухода Пивоваров принял решение уволить весь свой коллектив и устроить его на работу в некое ООО «Рост-Импэкс». Причины такого решения неизвестны. Однако в итоге возникла ситуация, когда ни собственники «Алекс Трейд», ни кредиторы «Актиса» толком не понимают, кто и на каком основании эксплуатирует производственные мощности «Актиса»: то ли оборудование сдано в субаренду ООО «Рост-Импэкс», то ли ООО «Рост-Импэкс» предоставляет персонал в аренду ООО «Алекс Трейд».
Тот, кто в тени
Согласно данным портала kartoteka.ru владельцем и гендиректором ООО «Рост-Импэкс» выступает Виталий Ломиворотов. В апреле 2020 году эта совсем небольшая ростовская компания неожиданно добавила новые коды деятельности к своим документам в налоговой: производство бутылок из стекла и оптовую торговлю стеклянными изделиями. А ведь прежде они занимались лишь торговлей лесоматериалами и металлическими изделиями.
По данным источника «Блокнот Ростов», Виталий Ломиворотов тесно связан с хозяином спортивно–стрелкового клуба «Пересвет» Дмитрием Грызловым. А брат Дмитрия — Олег Грызлов является владельцем ГК «Ростовский порт».
«Ростовский порт» — это уже не только оказание услуг по погрузке и разгрузке судов. Это целая группа де-юро и де-факто компаний. Кроме порта в составе судостроительный завод, частное охранное предприятие, осетровое хозяйство, винодельня. С недавних пор компания осваивает и строительный рынок. Недавно стало известно, что структуры, близкие к «Ростовскому порту», планируют построить на Добровольского целый спортивный кластер.
В прошлом у Олега Грызлова можно найти и уголовное дело. Так, в мае 2005 года
Ленинский районный суд Ростова приговорил Олега Грызлова к шести годам лишения свободы. Правда условно. Во время суда обвиняемый и две его подельницы признали свою вину в уклонение от уплаты 5,5 миллионов рублей таможенных платежей и хищении принадлежащих ООО «ТагАЗ» сорока автомобилей. Они попросили суд отказаться от судебного следствия. И их просьба была удовлетворена. В итоге Грызлов отсидел 4 месяца в СИЗО, заплатил штраф и очень скоро вернулся к работе в порту.
По мнению целого ряда источников, близких к «Актису», именно Олег Грызлов и стоит за приходом на завод компании ООО «Рост-Импэкс».
Что дальше?
В итоге сейчас на предприятии сложилась крайне странная ситуация, разбираться в которой не могут даже менеджеры «Татнефти», которые пристально наблюдают за своим проблемным активом.
По нашей информации, произошедшее в конце мая на заводе «Актис», было полной неожиданностью и для менеджмента «Татнефти». Государственная, по сути, компания оказалась втянута в историю, где есть все факторы, указывающие на банальное рейдерство. Ее актив перешел под управлением весьма сомнительной команды. А подобна ситуация бьет по репутации не только местных властей, которые как будто отстранились от этой ситуации, но и по властям одного из передовых регионов страны — Татарстана.
Григорий Мелихов
Присылайте свои новости, фото и видео на номер 8-938-108-56-10 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.
Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: Одноклассники, Facebook, ВКонтакте, Telegram.