Ростов-на-Дону Четверг, 10 октября
Общество, 30.06.2024 08:08

«Ростов – читающий город»: основательница старейшего местного книжного клуба рассказала о литературных предпочтениях ростовчан

В Ростове уже 13 лет регулярно проходят встречи книжного клуба под названием Riverbook («Книжная река» – прим. «Блокнот Ростов»). На них сотни участников, некоторые из которых ходят постоянно, обсудили более 300 книг. «Блокнот Ростов» поговорил с основательницей клуба Катериной Кондратенко о формате встреч, о том, каких писателей она открыла для себя благодаря клубу и о том, считает ли она южную столицу читающим городом. 


Расскажи, пожалуйста, как у тебя появилась идея создать в Ростове книжный клуб?

Осенью 2010 года у меня было желание обсуждать с кем-то книги, которые я читаю. А еще мне хотелось, чтобы эти же люди рекомендовали мне новые книги. Потому что мы все в каком-то заповеднике чтения, литературы, музыки, кино, нам в этом заповеднике хорошо, мы валяемся на травке, солнышко светит. А выходить куда-то дальше, в темный лес, или поплыть по страшному морю вроде бы и хочется, но боязно. Вдруг просто время потеряю, мне будет скучно, я лучше любимую книжку любимого автора прочту… Но надо выходить, конечно, это открывает новые горизонты. 

И оказалось, что в Ростове нет книжного клуба. Лет 10-15 назад это был фронтир, и где-то сияли библиотеки. В них можно было обогреться, встретиться с людьми, но работают библиотеки в основном днем, их мероприятия проходят в то время, когда люди на работе. Хотелось встречаться по вечерам и сделать более расслабленный формат. 

То ли с 70-х, то ли с 80-х существовал клуб любителей фантастики «Притяжение», в прошлом году я встретилась с человеком, который был его организатором. Но тогда я никого из них не нашла и всех знакомых спрашивала: «Эти люди существуют? Этот клуб остался?» Мне отвечали, что когда-то что-то слышали.

Если чего-то нет – сделай это сама.

И я в одной из соцсетей бросила клич: давайте соберемся и попробуем организовать книжный клуб. Изначально на него отозвалось очень много людей, пришло в два раза меньше, как это обычно бывает. Но уже этого костяка хватило.


Чаще всего после каждой встречи клуба появляются снимки увлеченного обсуждения.

Как изменился формат встреч за те 13 лет, что существует Riverbook?

Сильно не поменялся. И это, наверное, очень круто, потому что с самого начала был придумана та система, которая хорошо работает.  А то, что она хорошо работает, подтверждает то, что есть книжный клуб, который я называю сыном нашего, есть внуки. И даже за границей, в Варшаве, есть книжный клуб, организатор которого призналась, что посмотрела мое интервью и сделала так же. И ребята из Шанхая недавно провели встречу по малой прозе так, как я рассказала. Я смеюсь: когда уже получу деньги за франшизу? 

Лет пять назад я написала большой мануал. Нашла в интернете чужой, там была инструкция, как в кино: все встречаются, пьют вино, в кружке красиво сидят. Я его чуть адаптировала. 

Что мы придумали с самого начала: что будем встречаться по вечерам в 18:30. Условно до 18 все работают, а еще полчаса, чтобы доехать до центра, где мы обычно встречаемся. Встречи проходят каждую первую и третью пятницу месяца, читаем две книги в месяц. Несмотря на все препоны – погоду, коронавирус – наш ритм остается. Для организатора это очень важно. Если вы решаете: ну, сейчас лето, никто не придет, зачем мы будем, мы поедем отдохнем – это будущая смерть клуба. Потом заново собраться очень трудно. Проще не сбиваться. Это нам помогает, клубу почти 14 лет, и в следующую пятницу мы обсуждаем 312 книгу.

Как думаешь, почему онлайн-встречи не стали постоянными?

Потому что мы все-таки живем в одном городе, для нас важны офлайн-встречи.

Для меня важно не то, сколько мы книг прочли, сколько мы встреч провели. Для меня как для организатора и человека ценно то, что клуб познакомил и подружил много людей. Он выполняет функцию, на которую я вообще не рассчитывала, о которой не думала. 

Людям нравится встречаться, приносить и дарить друг другу книжки. Около трех лет назад появились активности в клубе, призы и подарки. Онлайн это не очень удобно вручать. И когда во время пандемии появилась возможность встречаться на летних площадках, мы с удовольствием ей воспользовались. 

Но у меня сейчас отдельно развивается онлайн-формат. В прошлом году я прошла курс модераторов книжных клубов, который длился полгода. Многое было как в той серии «Гриффинов», где сказали, что это уже было в «Симпсонах»: «А сейчас мы обсуждаем пьесы. Кто-нибудь обсуждал в клубах пьесы? А сейчас мы обсуждаем стихи. Кто-нибудь обсуждал?» И я на все поднимала руки. Мы действительно уже многое попробовали. Но кое-чему новому я научилась.

В этом году я сама была онлайн-спикером для модераторов книжных клубов, было больше 50 человек со всего мира. 

А еще сейчас пятый месяц, как мы группой медленно читаем онлайн «Мастера и Маргариту». Это метод, когда вы читаете большую или малую прозу медленно и сразу обсуждаете, в случае с «Мастером и Маргаритой» – одну-две главы в неделю. И открывается глубина произведения, отсылки Булгакова к самому себе.

Моя личная боль – что ни в одной экранизации нет того саундтрека, который постоянно прописывает сам Булгаков. У него то опера «Евгений Онегин» звучит, то «Фауст», то Шопен… И никто этим не пользуется. Все это доступно, даже за авторские права не надо платить.


Катерину на этом фото, конечно, можно узнать по книге.

Были ли ситуации, когда случайные люди слышали в заведениях обсуждение книг и хотели присоединиться? 

Нет, но одна из участниц книжного клуба пару лет назад сказала про молодого человека, который пришел: «Я поняла, кто это! На встрече месяц назад он сидел за соседним столиком». А он сам ничего про это не упомянул и больше к нам на встречи не приходил. 

Мы стараемся встречаться там, где нам будет тихо. И если есть возможность сесть в отдельный зал, мы сядем там. А если есть какая-то отдельная площадка – еще лучше. Потому что даже тихо играющая фоновая музыка и гул голосов, когда у нас на встрече 20 человек, сильно сбивают – не слышно ребят, которые сидят на другом конце стола. 


Иногда встречи клуба проходят в популярных заведениях.

А бывает такое, что люди приходят и сразу не высказываются, только слушают других?

У нас нет трибуны трибуны для выступления, нет необходимости готовить тезисы. «Почему у тебя нет тезисов? Доставай, выскажись!» Нет, у нас свободная дискуссия. И более того – если я вижу, что человеку дискомфортно говорить здесь и сейчас, ему можно не говорить. Потом люди расслабляются, глазки загораются, но человеку боязно вступить, потому что много людей. И здесь задача модератора сказать, что интересно именно его мнение, и тут уже человек врывается.

Есть постоянные участники клуба, которые говорят буквально только нравится или не нравится книга.

Но я пришла послушать вас. Для меня книга открывается с другой стороны, когда я слушаю разность мнений о ней. Я думала, что книга совсем про другое, а сейчас стало гораздо интереснее. 


Подборка любимых книг из детства Катерины.

Расскажи, что тебе дает книжный клуб, какова твоя главная мотивация организовывать встречи?

До курса модераторов я не задумывалась, что у организаторов книжных клубов может быть разная мотивация. А здесь я пообщалась со многими людьми и поняла, что существует две формы книжных клубов. В одной человек хочет обсуждать то, что ему нравится, и это достаточно авторитарный тип управления. Там модератор все выбирает, он готовит вопросы, приходит с ними к ребятам и ведет встречу от начала до конца, удерживая всех в железных рукавицах.

И один из таких организаторов клубов спросил у меня: «Как это все остальные будут выбирать книги?» – «А сколько у вас человек? Семь? Они же хотят читать что-то?» – «Но я не хочу, может быть!»

И другая история – когда у модератора внутренняя потребность и страх, что он пропускает что-то, не находит какую-то книгу, какого-то автора, потому что литература необъятна. Мне нужно, чтобы кто-то порекомендовал, в том числе виды литературы, к которым я никогда не подойду. Это мотивация, которая у меня.

Можешь назвать топ авторов, которых ты открыла для себя благодаря встречам?

На третьей встрече клуба посоветовали роман «Рога» Джо Хилла, это сын Стивена Кинга. И это до сих пор для меня автопокупаемый автор.  

Ю Несбё. Мы ворвались в его серию про Харри Холе, из середины взяли роман «Леопард». Никто не подозревал, что это серия, и мы не удосужились перепроверить. Прекрасный автор, с удовольствием читала бы дальше, но что-то он не хочет писать про Харри Холе, надо его заставить.

Для меня большим открытием был Владимир Лорченков. И вообще год, когда мы читали книги из разных стран, и год книг стран, входивших в СССР. Можно было брать книги любого периода. Вот там я нашла Владимира Лорченкова, который представлял Молдову, и оказалось, что он пишет очень занимательно. 

Эстонец Андрус Кивиряхк чудесный автор оказался. 

Недавно мы обсуждали Ольгу Токарчук. Не могу сказать, что она станет автопокупаемым автором для меня, но это определенно интересная современная проза, через которую ты не продираешься, но она тебя замедляет. По хорошему рассказу, по хорошему роману можно пронестись незаметно, и две трети смыслов пройдут мимо тебя. А здесь автор сам говорит: вот тут остановимся, тут немножко постоим, подумаем обо всем, что мы читали. 

Еще Лиза Лосева, которую мы обсуждали в прошлом году. Ее романы про Егора Лисицу. Это – я страшно не согласна с такой формулировкой – ростовский писатель, ее так анонсировали. Это как «настоящий писатель», но все писатели настоящие.

В прошлом году темой обсуждений стали книги донских авторов. Условие – родился, вырос в Ростовской области, то есть вдохнул местного воздуха. Можно, чтобы приехал, наоборот, и много написал здесь. И когда я эту тему предлагала, мне все сразу сказали: «Это будет 12 романов про казаков? 12 рассказов Чехова? Катя, это невозможно, какой в этом смысл?» А оказался очень крутой год. Я давно хотела почитать ту же самую Веру Панову, и, конечно же, это оказалось очень интересно. Именно Ростов периода 1920-30-х годов в ее автобиографии. 

Этим же хороши книги Лизы Лосевой. Она пишет про Ростов 1920-х, упоминает те здания, до которых можно дойти и сейчас. По ее маршрутам из книг можно физически пройти ногами. Это, конечно, другое восприятие литературы. 

Помню, я прокладывала целый маршрут, как ребята из «Трое в лодке, не считая собаки» Джерома К Джерома плыли по Темзе. Нашла современные карты, и оказалось, что у них не такой-то большой маршрут, они очень медленно плыли. Может, когда-нибудь получится вдоль берега так пройти.


Летом Riverbook старается хоть раз собраться на природе.

Ты анализировала, какие литературные жанры чаще всего обсуждаются на встречах? 

Чаще всего мы обсуждаем романы, а если говорить о видах литературы – например, приключения или фантастика – я в них не верю. В каждой книге есть смешение жанров. Мы не можем взять ни одну книгу, чтобы она была чисто приключенческой. Даже если мы возьмем классику, например, «Робинзона Крузо», что это такое? Приключенческий? Безусловно. Исторический? Безусловно. Сатира? Конечно же. Это элементы фантастики, особенно в продолжении. И отчасти это автобиография. Смешение жанров. 

Буквально вчера я придумала термин slope-fiction (от английского «наклон/уклон») – вот он был бы самым популярным видом литературы в мире.

Считаю, что деление на жанры удобно только для продаж, когда в большом современном книжном магазине нужно понять, что куда ставить и как промоутировать, как про нее рассказывать. 

Есть легендарная история, что мейнстрим как жанр был придуман специально под Пелевина. Когда нужно было продавать его книги, поняли, что его нельзя отнести к фантастике, и решили использовать слово мейнстрим.

В клубе сейчас идет год Нобелевских лауреатов, и у нас там большой разбег от чилийских авторов до российских, польских, французов и так далее. Мы стараемся не замыкаться на какой-то вид литературы. 


Перед Новым годом клуб собирается не для обсуждения книги, а для подведения итогов и обсуждения планов.

Кстати, ты сама предпочитаешь бумажные книги или электронные? И ходишь ли в библиотеки?

Очень долго покупала только бумажные – о, бумага, она пахнет, приятно подержать! Потом мне подарили электронную книгу, когда уже был клуб. Хотя она была со мной недолго, через три года ее внутренний ресурс почему-то закончился, я к тому времени привыкла, и сейчас читаю просто со смартфонов. 

За это время индустрия официальных электронных книг очень развилась, сейчас больше вариантов скачать приложение и начать читать.

Не было и такого числа аудиокниг, особенно хорошо начитанных. А сейчас, если выходит какая-то новинка, как правило, выходит и аудио. Плюс великолепная функция переключения между текстовым и аудиоформатами. 

Еще открыла для себя функцию, обозначенную в электронной книге микрофоном. Выделила текст, а искусственный интеллект начал читать эту книгу на разные голоса. Даже то, что не начитано никем и никогда, можно слушать в аудио!

Я не посещаю библиотеки. Во времена учебы была записана в Публичку. Даже понятия не имею, где у меня в районе ближайшая библиотека. Я несколько раз смотрела и забывала это мгновенно, потому что не в пешей доступности. Но многие девочки из клуба на каждую встречу приносят библиотечные книжки. 

Как думаешь, Ростов можно назвать читающим городом?

Безусловно, сейчас – да. И не просто читающим, а городом, где все больше появляется разных инициатив. Как человек, который организует мероприятия с середины нулевых, то есть около 20 лет, могу сказать – это не сравнить. Насколько сейчас стало больше интересных проектов. Можно открыть афишу и пойти на лекцию, на иммерсивный спектакль. Опять же, книжных клубов стало больше. Хотя я за то, чтобы на каждой улице был свой книжный клуб, это было бы прекрасно, можно даже в каждом подъезде. У меня спрашивали несколько раз, нет ли какой-то ревности. Нет, потому что миллионный город, клубов должно быть больше. 

Оксана Петина
Фото из личного архива Катерины Кондратенко

Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиВКонтактеTelegram.

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
лица городаинтервьюкнижный клублитература
1
0