«Многим легче переписать историю, чем ее беречь»: руководитель «Шолохов-Центра» о состоянии музейной отрасли Ростова
![«Многим легче переписать историю, чем ее беречь»: руководитель «Шолохов-Центра» о состоянии музейной отрасли Ростова «Многим легче переписать историю, чем ее беречь»: руководитель «Шолохов-Центра» о состоянии музейной отрасли Ростова](http://s1.bloknot-rostov.ru/thumb/850x0xcut/upload/iblock/7ba/imgonline_com_ua_piconpic_zhmfgllazdrddmxs.jpg)
Петр Шолохов Фото: соцсети Петра Шолохова
Читайте также:
- Участниками драки в ростовском ресторане оказались хирурги БСМП (02.01.2020 18:09)
- В центре Ростова горело здание редакции газеты «Приазовский край» (02.01.2020 16:42)
- В центре Ростова горел четырехэтажный жилой дом (02.01.2020 11:02)
В Ростове уже почти пять лет работает выставочный «Шолохов-Центр». Благодаря ему жители города смогли увидеть уникальные экспонаты из лучших музеев страны. «Блокнот Ростов» решил узнать, чем же живет сейчас музейная отрасль нашего города и пообщался с руководителем центра – Петром Шолоховым.
В каком состоянии находится музейная отрасль?
Сразу оговорюсь, что я не претендую на то, что мое мнение единственное верное. Но сейчас, на мой взгляд, мы наблюдаем некую стагнацию. Причина проста – мы все просто запутались в том, что есть, что мы утратили и что нужно сохранить. Многие пытаются привнести что-то новое, при этом, не сохранив то, что было до них. Ведь переписать же намного проще. Впрочем, не все так плохо. В городе появляются новые проекты, что радует.
Многие музейщики жалуются, что к ним просто не ходят люди. Как исправить эту ситуацию, как затащить людей в музей?
Часто слышу, что в Ростове нечего посмотреть. Другое дело – Москва или Петербург. Знаете, как человек, проживший пять лет в Питере, могу точно сказать, что Ростову тоже есть чем похвастаться, тем более у нас комфортнее даже с точки зрения климата. Если говорить о Питере – то это город-музей, там эта концепция очень хорошо существует уже очень долгое время. В Москве то же самое. Плюс хороший маркетинг и реклама. Однако у нас нет такой статьи расходов как реклама, есть только рекламная продукция. Ту же таргетированную рекламу я, например, из своего кармана оплачиваю. Просто я болею этим делом и хочу, чтобы нас посещало больше людей. В этом году мы в начале декабря выполнили годовой план по посещаемости.
"Шолохов-Центр" разместился в Доме братьев Мартын
А в чем секрет вашего успеха?
Мы взяли опыт Москвы и Петербурга, делаем каждые два-три месяца новую выставку. Причем, каждый раз уникальную, то, чего в Ростове еще не было. Сейчас, например, у нас выставляются экспонаты из Исаакиевского собора, некоторые из которых вообще впервые покинули собор.
Плюс мы проводим исследования аудитории. Смотрим, какая выставка хорошо «заходит», а какая – не очень. И уже на основе этого планируем дальнейшую работу.
Ну а все же, почему люди не хотят идти в музеи?
Скорее всего людям просто не до этого, они все в своих делах, проблемах. Однако уверен, что придет время и люди захотят ходить на выставки. Уже сейчас замечаем, что к нам активно пошла молодежь.
Причем, это не «обязаловка», мы с ней не работаем. Я вообще считаю, что все эти разнарядки в школах, что класс должен посетить тот или иной музей – это путь в никуда. Вот отправили старшеклассников в музей, им не понравилось. А они в течение десяти лет сам станут родителями. Думаете, они захотят своих детей привести в музей? Конечно, нет. Именно поэтому мы насильно никого не затягиваем. У нас даже бывают абсолютно пустые дни.
Мы также специально продлили режим работы. В будни работаем до 19 часов, а по выходным до 21. Причем сделали это по просьбе посетителей. У нас же сейчас как: большинство работают до 17-18 часов. В том числе и музеи. И получается, что после работы попасть на выставку практически нереально.
Почему же другие музеи не последовали вашему опыту?
Ну почему же? Насколько мне известно, музей ИЗО тоже продлил график работы. Вообще, это сделать может самостоятельно каждый музей – было бы желание. Нам, к сожалению, не хватает коллективного сообщества, регионального аналога союза музеев России. Они регулярно собираются, общаются, помогают друг другу. У нас же такого нет. Каждый сам за себя.
А что может сподвигнуть к появлению такого диалога?
Честно? Не знаю. Я думаю, что должно произойти какое-то событие, которое бы всех объединило. Таковым мог бы стать ЧМ-2018, но, увы, не стал. Впрочем, у нас вообще многое непонятно. Например, я никак не пойму, как можно делить культуру и туризм. Как можно проводить туристические мероприятия и не звать туда театры, музеи? Люди же должны на что-то приезжать. А у нас все отдельно – туризм сам по себе, культура сама по себе. Но мировой опыт показывает, что эти отрасли неразрывно связаны между собой.
В декабре 2019 в "Шолохов-Центре" открылась уникальная выставка из Исаакиевского собора
А как у вас складываются отношения с региональными и городскими властями? Все же вы единственный в городе федеральный музей, есть же какие-то преференции, наверное.
Ну, мы не совсем музей – мы всего лишь отдел музея, который расположен в Вёшенской.
Что касается взаимодействия с властями, то оно есть. Хотя присутствуют моменты, которые для нас весьма странные. Хочется все же двухстороннего движения. А то сегодня нам поступают звонки с просьбой принять группу или какого-нибудь посла, помочь с организацией выставки, а завтра нас могут и не замечать и даже не упоминать.
У нас те же проблемы, что и у местных музеев.
Сложно работать и с бизнесом. Я тут как-то был на одном форуме, где тема была «Культура и бизнес». Так там представитель крупного бизнеса заявил, что учреждениям культуры следовало бы понять, чем и как живет бизнес, прежде чем обращаться к ним за помощью. Хотелось сказать, что пусть для начала и бизнес попробует понять, чем живет культура. У нас же тут ограничений множество. Вот «Шолохов-центр» - это памятник, тут дырку лишнюю просверлить нельзя. А многие приходят сюда как к себе домой, развлечений хотят, хотя в музее не всегда этому место.
Сейчас музеи активно используют интерактивные технологии. Насколько это оправдано?
Музеи развиваются и пытаются найти новые способы взаимодействия с аудиторией. Интерактивность и все эти технологии – это лишь малая часть того, на какие выдумки сейчас идут музеи. Дело в том, что надо людей удивлять. Главное, чтобы это было уместно. Музей же должен учить – культуре, истории, хорошему вкусу наконец. Если интерактивность может в этом помочь – то почему бы и нет.
Мы сами используем различные современные подходы. Например, на выставке «Не осудите, братья, брата…» о Вёшенском восстании, описанном в «Тихом Доне», мы делили группы посетителей на два лагеря и каждый шел своим маршрутом, а в конце объединялись. Мы долго сомневались, стоит ли это делать, но все прошло удачно. А могли бы им дать автоматы, VR-очки, но ведь тогда бы это был дурдом.
Другая беда, что многие музеи не могут себе позволить это. Когда я вернулся сюда, у нас цена за билет для школьных групп более 10-ти человек была 50 рублей. Ну согласитесь, не может же билет в музей стоить столько же, сколько поход в общественный туалет. Мы же тем самым опускаем уровень культуры.
А проблемы с кадрами есть?
Конечно, но есть и хорошие примеры. Не так давно к нам пришла работать 18-летняя девочка, так ей так все понравилось, что сейчас уже поступила на «Музеологию» в Краснодарский институт культуры. В Ростове, к сожалению, этому не учат.
Вообще то, что молодежи работа в музее неинтересна – это тоже стереотип. Мне все говорили, что молодые ребята не хотят работать в учреждениях культуры. Мы тогда объявление дали, и у меня целая стопка резюме была от людей в возрасте до 35 лет. Конечно, многих отпугивает зарплата, но что поделать, уверен, что рано или поздно и эта ситуация изменится.
Петр Шолохов продвигает культуру в Ростове
Чего не хватает Ростову?
У нас нет ни одного крупного музея. Давно уже пора подумать о большом выставочном пространстве, которое бы могло принимать крупные проекты. При этом я не говорю про новомодные площадки. Нужно пытаться восстанавливать те комплексы, что существуют. У нас, к сожалению, привыкли дожидаться, пока здание разваливается, хотя его можно было бы спасти.
Парамоновские склады могли бы стать таким пространством?
Парамоновские? Это сложный вопрос. Не представляю, сколько денег туда надо вложить. Лет 15 назад это было бы намного проще, а сейчас уже сложно. Но я держу кулаки и молюсь, чтобы там все было хорошо.
Недавно интересовался Клубом приказчиков на Серафимовича. Последнее, что слышал – что это здание уходит под землю и надо укреплять фундамент. Это очень сложно и дорого, знаем по собственному опыту. Когда стоит вопрос о реставрации, не о ремонте, и, не дай бог, о реконструкции, счет идет на минуты. Если объект пропадает, то нельзя ждать.
Что ждет отрасль дальше?
Сейчас любое культурное учреждение должно быть многофункциональным. И театры и музеи, но с упором на свою основную специфику. Как говорится, все должны становиться всем. Я когда-то выиграл Потанинскую стипендию и мы поехали на учебу в Нижний Новгород. Там я увидел прекрасный пример концепции музейного квартала. Сразу несколько учреждений культуры вступают в коалицию. Правда, все это произошло с подачи властей, которые пришли и сказали – объединяйтесь. Надеюсь, мы тоже до этого дорастем.
Роман Неведров
Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.
Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: Одноклассники, Facebook, ВКонтакте, Telegram.
Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону