Ростов-на-Дону Четверг, 16 мая
Здоровье, 05.01.2023 12:30

Итоги здравоохранения Ростовской области 2022 года: есть ли надежда на лучшее?

Несмотря на уход эпидемии коронавируса, которая два года терзала российское здравоохранение, 2022 год не стал для отечественной сферы облегчительным. На смену стихийным госпиталям и переполненным моргам пришла «спецоперация», исчезновение лекарств из-за действий западных санкций и новый штамм сезонного гриппа. Неизменным осталась лишь любовь донских чиновников к грандиозным планам по строительству, освоению бюджетов и судебные разборки над бывшими соратниками губернатора Василия Голубева.

«Кислородное дело» закрыто

В октябре 2022 год Советский районный суд Ростова-на-Дону прекратил уголовное дело в отношении заместителя главного врача городской больницы No20 города Ростова-на-Дону по технике и хозяйственной части Анны Коленовой. Ей инкриминировалась «халатность». Согласно материалам уголовного дела, которое поступило в Советский суд в сентябре, Коленова не проконтролировала своевременность поставок кислорода в нужном количестве. Это привело к тому, что вечером 11 октября 2020 года в системе подачи кислорода давление резко снизилось, а потом и вовсе прекратилось на 40 минут.



По информации родственников больных, перебои с кислородом в ковидном госпитале закончились гибелью, по одним данным -11, по другим - 13 пациентов.

В администрации Ростова-на-Дону факт инцидента несколько дней агрессивно опровергали и даже грозили уголовным преследованием журналистов, которые настаивали на такой версии событий. Однако, позже уголовное дело всё же было возбуждено. Причем, по более тяжкой статье - «Причинение смерти по неосторожности». Правоохранители даже провели обыски в домах некоторых муниципальных чиновников, включая главу Департамента здравоохранения Надежды Левицкой. «Кислородный скандал» так же считается неофициальной причиной ухода с должности бывшего министра здравоохранения области Татьяны Быковской, которая занимала этот пост с 2004 года.

Экс-глава горздрава Левицкая ушла в отставку сразу после скандала Фото: администрация Ростова

Уголовное дело в отношении заместителя главврача 20-ой больницы было прекращено в связи с истечением сроков давности.

Подсудимая Быковская

Другое околомедицинское уголовное дело, несмотря на куда более значительные сроки давности и отсутствие в деле погибших, слушалось на протяжении всего года и пока не закончено. В станице Кущевской судят бывшего министра здравоохранения Ростовской области Татьяну Быковскую за превышение должностных полномочий.

В 2022 году начался суд над Быковской и Беседовским Фото: Коллаж "Блокнот Ростов"

По версии обвинения, Быковская и её заместитель Станислав Беседовский в 2016 году помогли компании «Центр 100 Ростов-на-Дону» выиграть тендер на строительство мини-завода по утилизации опасных медицинских отходов. Дело шестилетней давности инициировала компания, которая тендер проиграла. Бизнесмены заподозрили чиновников в сговоре с победителями. Делом занялось областное Управление ФСБ, и следователям удалось направить материалы в суд. В ходе слушаний были обнародованы материалы, которые проливают свет на систему принятия решений в команде Василия Голубева. В частности, стало известно о роли бывшего заместителя губернатора по инвестиционным вопросам Юрия Молодченко. Свидетели не скрывают, что результаты тендера зависели от решения замгубернатора, а не от объективных показателей. Примечательно, что Молодченко внезапно уволился в мае 2019 года и с тех пор о продолжении карьеры этого выдающегося специалистам в области экономики ничего не известно. По некоторым данным, его семья давно проживает в Испании.

«Было ваше - стало не ваше»

В 2022 году минздрав Ростовской области завершил процесс перевода всех муниципальных медицинских учреждений в собственность правительства области. Этот процесс чиновники анонсировали еще в прошлом году, объясняя его необходимостью централизации управления.

Считается, что переход муниципальных клиник в разряд государственных упростит маршрутизацию пациентов, сделает медпомощь более доступной и качественной, а также позволит более эффективнее использовать ресурсы, направляемые в сферу здравоохранения.


Управление здравоохранения ликвидировано, а сотрудников перевели в минздрав Фото: Яндекс

Теперь уже официально, с 1 января 2023 года все 133 муниципальных медучреждения в области перешли под юрисдикцию минздрава.

Медики давно говорили о такой необходимости: больницы, висящие на нищих бюджетах городов и районов, страдали от недостатка финансирования. Несомненным плюсом муниципального управления была близость к насущным требованиям пациентов: местные власти лучше знали, какое оборудование надо было в больницу закупить в первую очередь, какой стационар отремонтировать, а где открыть новый ФАП. Но по мере того, как местное самоуправление лишали финансовых потоков, переводя налоги на региональный уровень, эта ноша становилась для муниципалитетов все более неподъёмной.

Сторонники централизации говорят о неизбежном улучшении положения медиков в отдаленных регионах за счет более жирного регионального бюджета. Скептики напоминают о бюрократии и непрозрачности системы принятия решений в правительственных кабинетах, что в результате неизбежно приведёт к перекосам в снабжении больниц и росту коррупции: на смену местным, «своим» главврачам придут «эффективные менеджеры» из Ростова, настроенные на оптимизацию и решение проблем крупных, флагманских больниц за счёт менее презентабельных и далеких от центра сельских больниц и провинциальных поликлиник.


Наталья Оськина Фото: гордума Ростова

Депутат Ростовской-на-Дону городской Думы от КПРФ Наталья Оськина считает решение о смене собственника муниципальных больниц спорным.

— Главное преимущество, о котором говорят людям — повышение доступности и качества медпомощи. Теперь уже не важно, к какой поликлинике человек приписан — в Шахтах или в Гуково, он может поехать в Ростов и пойти на приём к нужному специалисту. Это и раньше было вроде гарантировано - по полису можно получить помощь в любом медучреждении, но на практике реализовывалось плохо, — говорит депутат. — Опять же — зарплаты среднего и младшего медперсонала. В глубинке они ниже, эта реформа позволит их выровнять. Но с другой стороны: ни для кого не секрет, что лучшие специалисты, оборудование сосредоточены в крупных городах. Поэтому стоит ожидать, что пациенты будут стремиться именно сюда, что приведет к увеличению нагрузки на врачей и росту времени ожидания приема.

Впрочем, ситуация в отрасли настолько плачевна, что перестановка мебели в учреждении под названием «система здравоохранения Ростовской области» вряд ли существенно на неё не повлияет.

Денежные скандалы

Под занавес 2022 года донскую медицинскую сферу потряс очередной скандал: чтобы поощрить медработников, правительство направило в Каменск-Шахтинский 37,1 млн рублей. Руководство местной больницы распределило их весьма оригинально: врачи получили единовременную помощь в размере от 100 до 120 тысяч рублей, санитарки - от 80 до 90 тысяч, а медсестрам было решено выделить от губернаторских щедрот по 10 тысяч рублей. Медперсонал возмутился.

— Для понимания: санитарки — это младший медперсонал, а медсестры — средний. То ли они так хорошо работали, то ли мы так плохо, но хотелось бы уточнить: а судьи кто? Пока мы пишем коллективное заявление на увольнение, прошу обратить внимание ответственных сотрудников Министерства здравоохранения Ростовской области или прокураторы на это странное распределение премий. Хоть кто-нибудь может это объяснить? — говорится в сообщении, которое средний медперсонал больницы Каменска-Шахтинского разослал в редакции ростовских СМИ.

Неожиданно на публичное выступление отреагировал министр здравоохранения Ростовской области Юрий Кобзев. Он назвал выделенные деньги не премией, а «целевой субсидией на выравнивание зарплат медперсонала».

Юрий Кобзев Фото: Госдума

— Еще раз: это не премия, не надбавка, это целевые деньги правительства России, доведенные для выравнивания зарплат к конкретному показателю. По медсестрам в течение года он и так был практически выполнен. Я тоже был главным врачом и могу сказать следующее: если руководитель неправильно разъясняет, то получаем потом вот такие сообщения, — заявил Кобзев.

Справедливости ради стоит отметить, что главврачом Юрий Кобзев был не так долго, но в распределении денег разбирается. Сын регионального депутата, Кобзев в 1997 году действительно окончил лечебный факультет РостГМУ, однако в медицину идти отказался и до 2010 года руководил бизнесом депутатской семьи — сетью гостиниц. После финансового кризиса 2008 года перспективы развития гостиничного бизнеса в Таганроге стали не столь очевидны, поэтому выходец из советской партноменклатуры обратился к более привычному источнику обогащения — бюджету. Из гостиничного менеджера он в 2010 году стал главврачом таганрогского Консультативно-диагностического центра, а через три года возглавил таганрогскую БСМП. В 2016 году Кобзев в составе партийного списка «Единой России» поехал в Москву работать депутатом, а в конце 2020 года, после ухода Татьяны Быковской, вернулся в область министром здравоохранения.

Пока что ростовчане предпочитают лишний раз с государственной медициной не сталкиваться, хотя и отмечают некоторый прогресс в отрасли


Итоги пандемии

По данным минздрава Ростовской области, с 2020 года жертвами пандемии коронавируса в регионе стали 11 078 человек. Такие данные ведомство приводит в официальном ответе на запрос «Блокнот Блокнот». Переболел опасным вирусом в области каждый десятый - 438,2 тыс человек. При этом об окончании эпидемии речь не идет, и чиновники утверждают, что готовы к борьбе: по-прежнему работает госпиталь на базе ЦГБ им. Семашко, кроме этого, в полную силу заработал новый инфекционный госпиталь, который власти планировали невероятными темпами построить к 2020 году, но едва справились к началу 2022-го. В правительстве области настаивают, что через новый госпиталь уже прошло 3000 человек, а рассчитан он на 140 коек.

Наталья Оськина отмечает и «положительные» стороны пандемии — регион получил много дополнительного оборудования, технологий, финансирования. Техническая база многих учреждений улучшилась. А после двух страшных лет коронавируса, ушедший 2022 год выглядел не так уж плохо.


Основным центром борьбы с ковидом стал Донской инфекционный центр Фото: правительство РО

— Как депутат я могу сказать, что в 2022 году ситуация в донском здравоохранении выглядела куда лучше, чем годом ранее. Это связано с тем, что уже не было того потока больных ковидом, госпитали закрылись, специалисты из них вернулись на свои места. Поэтому попасть на прием к врачу стало проще, ожидание в очереди уменьшилось с 3-4 недель, до 10-12 дней. Это отмечают люди, которые приходят на приём ко мне. Я сама это вижу, как пациент, — говорит муниципальный депутат. — Но остается много проблем. В глубинке, например, затруднен доступ к стоматологической, кардиологической, хирургической помощи. Людям с инвалидностью по-прежнему очень трудно подтверждать свой статус: пока они соберут все необходимые бумаги, первоначальные справки теряют срок годности и приходится все делать заново.

Наталья Оськина соглашается, что самой главной проблемой для донского здравоохранения остается нехватка врачей и среднего медперсонала.

— И за минувший год их больше не стало, — констатирует она.

При норме 41 врач и 114 медсестер на 10 тысяч населения, показатель Ростовской области колеблется в районе 32 врачей — это ниже общероссийского показателя, которые тоже сильно не дотягивает до нормы — 37 врачей.

Врачей пока не хватает Фото: правительство РО

В правительстве об этом знают и который год предлагают набор одних и тех же решений: стимулирующие выплаты, подъемные для молодых медиков, готовых ехать в глухую провинцию. В декабре правительство даже разрешило врачам работать анестезиологами и хирургами после прохождения курсов от 3,5 до 9 месяцев, а президент Владимир Путин предложил ввести должности в поликлиниках для ординаторов.

Оськина говорит, что все эти меры помогают мало.

— Неравноправие и непрозрачные системы оплаты труда выталкивают медиков из системы государственной медицины, — говорит она. — Я много общаюсь с медперсоналом. Когда они приходят со своими проблемами в наши приёмные, я спрашиваю, а почему вы раньше этот вопрос не поднимали перед начальством, почему не требовали положенного. Они говорят: «Потому что за жалобы сверху по шапке надают». Многие из молодых медиков, которые соглашаются ехать в глубинку, разочарованы: поддержка на деле оказывается не такой существенной и носит разовый характер. Врачи чувствуют себя незащищенными. Им и от начальства прилетает, и от пациентов — люди ведь разные. А бюрократия в отрасли не дает возможности решать проблемы оперативно. Вот и получается, что молодые специалисты, которые хотят работать, энтузиасты, которые готовы куда угодно ехать, готовы развиваться и совершенствоваться, в результате получают по рукам, быстро разочаровываются и уходят в платную медицину. А она доступна не всем.

Донской минздрав несколько лет борется с дефицитом медиков путем увеличения количества целевых мест в учебных заведениях. Но, судя по докладу самого министра, успеха эта тактика приносит не много.

Выпускники медвузов не спешат идти на работу Фото: РостГМУ

Анализ трудоустройства выпускников показывает, что из 1881 выпускника 2021 года со средним медобразованием лишь 513 трудоустроены в ГБУЗ, МБУЗ, 479 — в иные медорганизации, а 728 — не трудоустроены, либо трудоустроены не по специальности, — говорится в докладе Юрия Кобзева о мерах повышения эффективности системы здравоохранения Ростовской области, опубликованном в августе 2022 года.

Ответить на вопрос, почему молодые медработники среднего звена не спешат в муниципальные больницы, возможно, могли бы медсестры больницы Каменска-Шахтинского. Но у ростовского минздрава свои расчеты. По данным министра, средняя зарплата врача в регионе составляет 66,4 тысячи рублей, медсестры — 36,1 тыс руб в месяц. Незакрытых вакансий врачей в области всего 1,3 тысячи, среднего медперсонала — 2,5 тысячи, младшего — 1,5 тысячи.

А бюджет на здравоохранение тем временем больше не становится. Если верить докладу министру, в 2021 году расходы его ведомства превысили 51,8 млрд рублей. Сказались исключительные ковидные меры. Как следует из официального ответа минздрава РО «Блокноту Ростов», в 2023 году совокупный бюджет на развитие донского здравоохранения составит всего 45, 138 млрд рублей. Это всего на 5% больше, чем в 2020-ом, при том, что годовая инфляция в 2022-ом превысила 12%, не считая обесценивания рубля во все предыдущие годы.

Подводя итоги здравоохранения 2021 года «Блокнот Ростов» просил жителей региона оценить работу министерства здравоохранения. Тогда из пяти возможных баллов дончане поставили 1.4. За год ситуация улучшилась на 0,07 балла, что в статистике обычно называют погрешность. При этом 97,14% читателей заявили, что ситуация стала хуже.


Катерина Матвеева 

Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Telegram, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников. 

Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиВКонтактеTelegramДзен

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону

Медицина Ростова-на-Дону

  Тема: Итоги года 2022 в Ростове  
Ростовмедицинаитоги годаБыковскаяКобзевкоронавирусздравоохранение
0
0