Ростов-на-Дону Пятница, 26 сентября
Общество, 09.08.2025 20:17

Яблочный, медовый и ореховый – разбираемся в истории православных Спасов

Август – время сбора урожая и православных Спасов. «Блокнот Ростов» узнал у пресс-секретаря главы Донской митрополии Игоря Петровского историю и значение этих праздников. 

Как пояснил Игорь Петровский, самым первым и важным является праздник Преображения Господня, который отмечается 19 августа и называется в народе Яблочным Спасом. Этот праздник связан с евангельским рассказом о том, как Христос взял на гору Фавор трех своих ближайших учеников, и они стали свидетелями сверхъестественного света, исходящего от Его одежд и тела. Тем самым Христос явил ученикам Свою божественную природу, что было очень важно для укрепления их веры в преддверии предстоящих страданий на кресте. Название Яблочный Спас связано с доброй традицией освящать яблоки в этот праздник и благодарить Бога за земные дары. 

– Название трёх праздников – Медовый, Яблочный и Ореховый Спас – это ничто иное, как доброе народное присловие, дань народному сельскохозяйственному календарю, – рассказал пресс-секретарь митрополита.

Второй по значению Спас – Ореховый. Этот праздник связан с событиями, которые происходили в Х веке. В городе Эдесса, который сегодня по-турецки именуется Шанлы-Урфа, хранился чудотворный неписаный образ Спасителя. Он отпечатался на плате, которым Христос однажды вытер свое лицо. По сути, это была первая икона. В Х веке эту великую святыню перенесли в столицу Византии Константинополь, а 29 августа стал днем особенного почитания Нерукотворного образа Христа. Примерно в эти дни на юге России собирали орехи, а в центральной России завершали сбор урожая, и, чтобы поблагодарить Богу за урожай, люди несли продукты на освящение. 

Третий же по значению праздник – Медовый Спас, хотя в календаре именно он стоит первым. 14 августа – это начало Успенского поста, а также в этот день отмечается Изнесение Честных древ Животворящего Креста Господня. В основу этого праздника легла старая византийская традиция XI века. Во время эпидемий в августе в Константинополе был обычай выносить из храма подлинный Крест, на котором был распят Спаситель. Его носили крестными ходами по городу и просили Бога уберечь жителей города от болезней. Вместе с тем в середине августа качали мед, и люди несли его в храм освящать и благодарить Бога за такой дар природы. 

Получается, что в основе трех Спасов лежит идея благодарности Творцу за те блага, которыми Он наделяет нашу жизнь. И как другие церковные праздники, эти три праздника тоже обросли ненужными приметами и гаданиями, которые никак не идут рядом с православными традициями. В эти дни церковь рекомендует не заниматься тяжелым трудом, а посвятить день Богу.

Полина Каралкина

Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиВКонтактеTelegramДзен


Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
православиепраздникиСпасы
0
0