Ростов-на-Дону Пятница, 19 апреля
Общество, 02.07.2020 07:44

«Тут нет романтики, но я ее нашел»: киномеханик из Ростова поменял «нормальную» работу на будни в море

«Тут нет романтики, но я ее нашел»: киномеханик из Ростова поменял «нормальную» работу на будни в море

Сергей решил уйти в море после нескольких лет работы в киноиндустрии. Фото: Сергей Артауз

В первое воскресенье июля в России отмечают день работников морского и речного флота. Профессия моряка кажется полной приключений, но на самом деле это — монотонный тяжелый труд без выходных. Ростовчанин Сергей Артауз отработал много лет в другой сфере, а когда его сократили решил уйти в море. Говорит, романтики не ждал, шел, как и все, за деньгами, но нашел и то, и другое. «Блокнот-Ростов» узнал, как выглядит профессия моряка изнутри, сколько получают простые матросы и есть ли все-таки место сантиментам в жесткой мужской работе.

— У меня много друзей-моряков, и они много рассказывали о своей работе. Тяжело, очень тяжело. Ты уходишь в море на полгода и даже больше — столько длится контракт, как правило. Потом домой, потом снова в море. Некоторые хотят заработать больше и быстрее, поэтому уходят на восемь месяцев, потом месяц отдыхают дома и снова на восемь месяцев в море, — рассказывает Сергей.

Мужчина около десяти лет работал в киноиндустрии, в кинотеатре. Но какой-то момент его сократили, в личной жизни тоже произошли изменения. Сергей стал искать, чем бы заняться. Друг посоветовал попробовать пойти в море. Зарплаты там гораздо выше, чем на суше. Например, в российских компаниях, в среднем, матрос получает 40 тысяч рублей, но можно устроиться в заграничную за 100 тысяч рублей в месяц. Часто платят в валюте. Плюс во время рейса не тратишься на питание и проживание. Очень заманчиво. Сергей прикинул все «за» и «против» и решил изменить свою жизнь кардинально.

Проще всего было выучиться на матроса. Сергей отправился на платные спецкурсы.

— Для начала как минимум нужно пройти курсы безопасности жизнедеятельности судна, чтобы ты знал, что такое, например, пробоины, мог обезопасить судно, спастись сам, помочь другим и вообще мог действовать в любой критической ситуации. После курсов можно идти матросом. Для того чтобы занять более серьезную должность, нужно учиться в специализированном учебном заведении, — говорит Сергей.

Ко всему этому нужно постоянно подтверждать знания. Например, только на матроса мужчине выдали два диплома — с ними можно ходить по морю. Чтобы ходить по рекам, нужен другой диплом. И, конечно, нужно еще проходить по медицинским параметрам. На судах есть аптечки, но нет врача, и случись что, в открытом море никто не окажет квалифицированную медпомощь.

— В первый же рейс я заболел гайморитом. У меня болела голова, была температура, сопли. Таблетки не помогали, я пошел к старшему помощнику капитана — обычно он отвечает на судне за оказание первой медпомощи. Он дал мне какие-то антибиотики, но болезнь не прошла полностью. Когда мы зашли в город на погрузку, меня сразу отправили к врачу и либо возвращаться со справкой от врача, что мне можно продолжать путь, либо списываться. Врач прописал лечение, в тот раз все обошлось, — вспоминает Сергей.

Первые два месяца новоиспеченного матроса переполняла эйфория. Сергей с энтузиазмом готовился к посадке на пароход, собирал документы. Оказалось, найти судно и команду, которую бы устраивал ты и которая устраивала бы тебя, не так просто.

— Я уже начал думать, что затеял все зря, но, как часто это бывает у моряков, мне вдруг позвонили и сказала: оформляешься и садишься завтра, — говорит Сергей.

WhatsApp Image 2020-07-01 at 23.21.21 (2).jpeg
Пароходы в открытом море буквально атакуют чайки. Фото: Сергей Артауз

В тот раз он сел на пароход в Ростове, судно отправилось грузиться зерном в Константиновск. И только через неделю вышло в море. Сергей ужасно уставал с непривычки, плохо спал.

— Каждый день без выходных приходилось вставать в 6:30, и в какой-то момент я просто перестал слышать будильник, и меня приходили поднимать пол команды, — смеется мужчина.

Но ранние подъемы были не самым неприятным моментом в работе. Обязанности матроса — уборка, ремонт, покраска, погрузка, разгрузка. Рабочий день начинается сразу после подъема и длился до 17:00, потом — свободное время, можно почитать, посмотреть фильм или просто поспать. На стоянках работают вахтами.

— Самое сложное было то, что иногда нужно было растягивать работу. Обычно чем быстрее все сделаешь, тем быстрее освободишься. На пароходе это не работает: если ты быстро справился с заданием, тебе найдут другое. Причем, на мой взгляд, не всегда понятное и нужное — просто чтобы ты не болтался без дела. Поэтому мы могли красить какой-нибудь участок площадью два квадратных метра по три-четыре часа, — говорит Сергей.

В серьезные штормы мужчина не попадал, хотя были дни, когда судно буквально швыряло на волнах. Сергей говорит, страшно не было, а качка убаюкивала. Но и шторм — не единственная опасность в море.

— Был конец октября, мы делали последний рейс по реке. Шли по Цимлянскому водохранилищу, которое уже затянуло льдом, и застряли. Этого не ожидал, видимо, даже капитан. Какое-то время мы просто стояли, а потом перед нами прошел пароход побольше, сломал лед, и мы прошли за ним. Повезло, ведь мы могли вмерзнуть намертво. Но в днище все же образовались пробоины. Пришлось экстренно лезть в трюм, ставить распорки, заделывать щели, чтобы дойти до следующего порта. Тогда вся команда работала без отдыха — от капитана до нас, матросов, — вспоминает Сергей.

WhatsApp Image 2020-07-01 at 23.17.47.jpeg
Никто не предполагал, что судно застрянет во льдах. Фото: Сергей Артауз

Когда случилась пандемия, мужчина только списался с парохода и был дома. Но многие его знакомые застряли за границей или в других регионах. Некоторые не добрались до дома до сих пор.

— Близкие поддержали мое решение, хотя очень за меня переживали и переживают сейчас. Конечно, это тяжело, конечно скучаешь. Особенно тяжело, когда на берегу остается семья, дети. У меня тоже есть ребенок, но он еще очень маленький, не думаю, что он по мне скучает. Но некоторые почти не бывают на суше, не видят, как их дети растут. А у некоторых, наоборот, на берегу никого нет, для них работа в море — их способ существования, — размышляет Сергей.

WhatsApp Image 2020-07-01 at 23.21.21 (3).jpeg
Близкие поддержали мужчину в выборе новой профессии. Фото: Сергей Артауз

Ожидание от работы в море и реальность в целом у мужчины совпали. Разочаровало одно: Сергей думал, в пути в других городах можно будет выходить, но все оказалось по-другому.

— Одного меня никуда не отпускали надолго. Например, когда я был в Турции в Текирдаге я распланировал себе все маршруты и собирался по ним пройти, но мне сказали: нет, пойдешь туда же, куда и вся команда. Команда решила отправиться в торговый центр за одеждой. И мне пришлось вместо достопримечательностей осматривать местный супермаркет, — смеется матрос.

Но впечатления от того рейса все равно остались яркие: об одном только Босфоре Сергей может рассказывать часами. 

WhatsApp Image 2020-07-01 at 23.21.21 (4).jpeg
Больше всего мужчину в первом рейсе впечатлил Босфор. Фото: Сергей Артауз

— Когда пароход идет в открытом море, нет городской засветки, и над тобой висит огромное звездное небо, когда солнце встает или садится на горизонте моря, стаи дельфинов за бортом выскакивают на расстоянии вытянутой руки — это нечто непередаваемое. Мне правда объясняли, что дельфины так выпроваживают чужака со своей территории и следят, чтобы он на ней не остался. Но какая разница? Мне говорили, что тут нет никакой романтики и я ее не ждал, но видимо, я все-таки по-другому устроен и нашел ее, — говорит Сергей.

WhatsApp Image 2020-07-01 at 23.21.21 (5).jpeg
По мнению мужчины, в работе моряка все же есть романтика. Фото: Сергей Артауз

Виктория Сапунова

Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.

Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиFacebookВКонтактеTelegram.

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
день работников морского флотаРостовморякпрофессия
3
0