Ростов-на-Дону Пятница, 22 ноября
Экономика, 03.04.2023 18:08

Три крупных западных зернотрейдера с активами в Ростовской области покидают Россию

Работавшие в России западные зернотрейдеры заявили о прекращении работы в России. Все они имели активы в Ростовской области, судьба которых теперь под вопросом.

В конце марта стало известно, что российская дочка американской компании Cargill в следующем сельскохозяйственном году прекращает экспорт зерна из России. Об этом рассказала заместитель министра сельского хозяйства России Оксана Лут со ссылкой на письмо от компании.

В Ростовской области американская компания владеет зерновым терминалом в Ростовском морском порту. В 2020 году сообщалось, что компания готова инвестировать 1,5 млрд рублей в его реконструкцию с целью увеличения мощностей. Однако весной 2022 все инвестиции в Россию были прекращены.

Позже агентство Bloomberg сообщило, что прекратит работу в России и компания Viterra. Однако официальных сообщений от компании пока не поступало. В сезоне 2021/2022 годов Viterra занимала пятое место по объёму экспорта зерна в стране. В Ростовской области ей принадлежит терминал на 1,5 млн тонн в Ростовском морском порту.


В понедельник, 3 апреля стало известно, что экспорт зерна с 1 июля 2023 года прекращает и Louis Dreyfus. Компания официально уведомила об этом Минсельхоз РФ. В компании также заявили, что рассматривают варианты передачи имеющегося российского бизнеса в зерновых активах новым владельцам. В Ростовской области у компании есть зерновой терминал в Азове. Инвестиции в проект составили более 2 млрд рублей. На открытие приезжал даже губернатор Ростовской области.

Голубев лично открывал терминал Фото: правительство РО

Уход западных компаний с рынка экспорт зерна был предсказуем. Еще в конце 2022 года губернаторы Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев обратились к президенту России с просьбой взять под контроль экспорт зерна из России.

В письме, направленном президенту, говорится, что на сегодня Россия является ведущим экспортером пшеницы, занимая 20% рынка. Однако иностранные трейдеры выкупают до 40% экспортируемого зерна у производителей внутри России и при отгрузке в российских портах. Это влечет за собой снижение экспортной цены на зерно и потери для производителей зерна и бюджета.

— Ростовская область — это житница России, как и Краснодарский, Ставропольский край. И безусловно, принципиальным является вопрос сохранить эту отрасль. Обезопасить от риска и создать возможность нашим экспортерам продавать зерно, учитывая интересы производителей. И не дать возможность нами манипулировать. Государство должно регулировать работу иностранных резидентов на территории России. Мы должны быть застрахованы. И мы должны создать условия, чтобы были застрахованы наши партнеры, — отмечал тогда губернатор Голубев.

Председатель правления Союза экспортёров зерна Эдуард Зернин отмечал, что с началом конфликта на Украине рынок экспорта зерна стал слишком политизированным.

«В этом сезоне мы неоднократно сталкивались с ситуациями дискриминации не только российских экспортёров, но и международных компаний, торгующих российским зерном. Полагаю, взвесив все «за» и «против», компании приняли решение минимизировать риски и избавиться от потенциально токсичного бизнеса», — рассказывал эксперт РБК.

Примечательно, что в странах Запада считают, что уход иностранных зернотрейдеров сделает только хуже.

«Уход Cargill и Viterra оставляет российские запасы зерна в основном в руках отечественных и финансируемых государством компаний, а это означает, что Россия будет контролировать большую часть необходимых доходов», — говорится в статье в Bloomberg.



В прошлом году экспорт зерна из России и Украины был практически остановлен. В мире даже заговорили о продуктовом кризисе. После переговоров в Стамбуле была заключена т. н. «зерновая сделка». При этом российским экспортерам все равно создаются искусственные ограничения и Россия уже заявляла, что может в одностороннем порядке разорвать сделку.

Власти же региона уже сообщили о переизбытке сельхозпродукции на складах региона. По словам первого заместителя губернатора Виктора Гончаров сейчас в области скопилось более 5 млн тонн зерна и 700 тысяч тонн семечки. Если это все не переработать или продать, то для урожая 2023 года просто не будет место.

При этом в Минсельхозе Ростовской области заявили, что в сложившейся ситуации во многом виноваты аграрии, которые не хотели продавать урожай по низким ценам. А цены, наоборот, продолжили снижаться.

В качестве альтернативы власти видят развитие переработки продукции.

— У нас появились инвесторы, готовые строить заводы по переработке пшеницы, в том числе и на муку. И мы с ними ведем активные переговоры. Есть потребность в кормах. Поступают к нам запросы из разных стран мира. Мы хотим больше перерабатывать и в переработанном виде отгружать, — отметил замгубернатора.

На будущее власти региона смотрят с оптимизмом. Ситуация, по словам Гончарова, уже исправляется.

— Первые месяцы 2023 года показывают рост экспорта. Мы практически в два раза выросли, хотя старт прошлого года был очень плохой по социально-политическим условиям. Но мы вышли на цифру, превышающую 2021 год. В этом году мы стартуем лучше, — отметил Гончаров.

Виктор Гончаров. Фото: правительство Ростовской области

Всего в прошлом году Ростовская область экспортировала порядка 19 млн тонн сельхозпродукции на суму в более чем 7 млрд долларов США. План на этот год составляет 5,5 млрд долларов.

Крупнейшим экспортером зерна в России является ТД РИФ. Его головной офис находится в Ростовской области. В прошлом сезоне на долю компании в общем объеме экспорта пришлось 20,6%. Также в тройку лидеров входит «Астон» Вадима Викулова. Компания занимает 10,8% объема экспорта.

Никита Никитин

Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Telegram, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников. 

Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиВКонтактеTelegramДзен

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
Ростовзерноэкономикаэкспорт
4
1