Свидетели и историки рассказали в суде, как во время войны убивали ростовчан
Памятник в Змиевской балке. Фото: rostov-gorod.ru
Читайте также:
- В УФАС рассказали подробности сговора при реконструкции моста на Малиновского в Ростове (14.02.2022 17:54)
- Вылечившийся от коронавируса житель Ростова написал песню и снял клип в честь врачей (14.02.2022 19:00)
- Жители Ростова поделились с «Блокнотом» своей любовью (14.02.2022 18:00)
- Качество жизни в Ростовской области улучшилось в 2021 году (14.02.2022 15:08)
- Горожане создали петицию за сохранение исторического облика Ростова (14.02.2022 14:56)
В Ростовском областном суде, где решается вопрос о юридическом признании факта геноцида советского населения немецко-фашистскими захватчиками во время войны, допрошены очередные свидетели и эксперты. Новое заседание состоялось 14 февраля в годовщину второго освобождения Ростова-на-Дону.
Среди тех, кто давал показания в этот день, был Моисеев Евгений Васильевич. В ноябре 1941 года ему еще не было и 14 лет. В этом возрасте он стал свидетелем массовых убийств, совершенных оккупантами во время первого захвата ими Ростова.
Проживая на улице Верхненольной, Евгений Моисеев видел расстрел местных жителей. Поводом к убийствам стал обстрел неизвестными группы немецких оккупантов. В ответ на нападение немцы решили расстрелять сотню горожан.
— Люди прятались от бомбежек в подвале. И фашисты начали вытаскивать жителей из подвалов и толкать их на угол улицы. Там было до 90 человек. Потом фашисты начали стрелять по жителям, — рассказал Евгений Моисеев.
Все происходящее подросток видел своими глазами, прячась вместе с ровесниками за домами. Сейчас на месте расстрела — на углу улиц Советской и Верхненольной — находится памятная табличка.
После второго захвата города немцами в 1942 году Евгений Моисеев был насильно вывезен на работы в Германию. Там он вместе с друзьями пытался бежать, но был пойман и отправлен в концлагеря. Подростку довелось пройти лагеря смерти Штуттгоф, Маутхаузен и Гузен. Он видел, как людей расстреливали, умерщвляли газами, а их тела сжигали в крематориях.
Малолетний узник концлагерей выжил и уже потом, спустя годы, написал автобиографическую книгу «Голос живой памяти». Эту книгу Евгений Васильевич подарил судье.
Моисееву Евгению Васильевичу тяжело вспоминать пережитое. Фото: oblsud.ros.sudrf.ru
Кроме живых свидетелей нацистских преступлений, 14 февраля свои показания суду дали эксперты-историки.
— Массовые расстрелы советских граждан, а в иное время — создание невыносимых условий существования — продолжались весь период оккупации Ростовской области. По приблизительным исследованиям, в области погибло мирных жителей: 96 тыс. 781 человек, угнано на работы в Германию 84 тыс. 30 человек, — сообщила заведующая кафедрой отечественной истории XX – XXI вв., и.о. директора института истории и международных отношений ЮФУ Мария Пономарева.
Самое большое количество останков жертв после изгнания оккупантов из Ростовской области было найдено в Ростове-на-Дону.
— В песчаном карьере, в трех могилах в Ростове-на-Дону в Железнодорожном районе найдено более 15 тыс. человек. В Змиевском поселке были обнаружены три братские могилы. В балке на опушке рощи, в 500 метрах восточнее 2-го Змиевского поселка, находилась еще одна могила, в которой было закопано около 10 тыс. расстрелянных. В четырех могилах на западной опушке рощи, между поселком Западным и 2-м Змиевским, были обнаружены тела около 2 тыс. человек. В балке к северу от проселочной дороги, западнее железной дороги, было расстреляно и зарыто в яме около 150 человек, — перечислила Мария Пономарева.
Еще одним местом массовых пыток и убийств была ростовская тюрьма.
— Во дворе тюрьмы было обнаружено 1154 трупа женщин, мужчин и детей, многие из которых были предварительно подвергнуты пыткам, избиениям, издевательствам. У многих отрезаны носы, выколоты глаза, отрублены ноги, кисти рук. В камерах найдено много «остатков трупов» — так написано в документах, — учесть которые не представлялось возможным, — рассказала историк.
Массовые захоронения жертв нацистского террора были также найдены в Шахтах, Таганроге, Сальске, Миллерово и других населенных пунктах. Мария Пономарева подчеркнула, что речь тут идет не о захоронениях участников боевых действий. Среди жертв — тысячи малолетних детей и даже младенцы.
Напомним, что в Ростовском областном суде идут слушания по признанию геноцидом массовых убийств советских граждан немецко-фашистскими захватчиками. Гражданское дело рассматривается по инициативе прокурора Ростовской области. Предполагается, что официальное признание факта геноцида положит конец попыткам фальсификации истории и стараниям выставить Россию «агрессором» во второй мировой войне.
Дмитрий Ремизов
Присылайте свои новости, фото и видео на номер 8 (938) 108-56-10 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.
Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: Одноклассники, Facebook, ВКонтакте, Telegram.