Ростов-на-Дону Четверг, 02 мая

Ростов, который мы потеряли: исторический центр города продолжает уходить в историю

Власти Ростова-на-Дону начали новый год с активного сноса исторического центра. Все происходило на фоне слов сити-менеджера Алексея Логвиненко о том, что он лично против этого и историю надо беречь. Но это не помешало властям приступить к сносу дома братьев Елицеров на Социалистической, 106. Не помешало даже решение созданной по поручению главы региона комиссии, которая посчитала дом исторически ценным.

Дом принадлежал известным ростовским купцам Матвею и Исааку Елицерам. Они внесли большой вклад в развитие экономики города. В сферу их деятельности входило множество бизнесов: от производства муки, извести и кирпича до виноторговли и страхования жизни горожан. При этом поставлять муку за границы империи они стали первыми, после них на этом сделали целое состояние члены семьи Парамоновых.


Дом Елицеров пошел под снос Фото: "Мой Фасад"

Проблема сноса исторических домов для Ростова, к сожалению, не нова. Буквально каждый год город теряет здания, которыми можно бы было гордиться. Словно выбитые зубы тут и там возникают пустыри. Строить на их месте нельзя из-за охранных зон памятников. Администрация города уже который год обещает, что вот-вот выйдет новая схема охранных зон, позволяющая взять участки в оборот, но Минкульт РФ каждый раз проект забривает.

Впрочем, и ушедший 2022 год тоже стал печальным в плане уничтожения истории города. «Блокнот Ростов» спросил у экскурсовода и краеведа Геннадия Крольмана, который активно борется за сохранение старого города, чем же запомнился прошлый год.


Геннадий Крольман Фото: социальные сети

— С одной стороны, в 2022 году в городе сносили меньше исторических зданий: ценных, красивых и важных. Но при этом сносы были гораздо больше. Например, история с Семашко 30-32, когда было уничтожено два хороших здания ради гипотетического музея, который максимально не вписывается в исторический центр Ростова по своему облику и просто ломает квартал, в котором он будет располагаться. Это кажется самая большая боль уходящего года, ведь это уничтожение трети квартала в самом центре города, — рассказал Геннадий Крольман.


Дома снесли ради музея Вартаняна

Дом на Семашко, 32 — это бывший памятник архитектуры — здание Общества взаимного кредита. С ним даже связана городская легенда об одном из самых дерзких ограблений. Грабители якобы прорыли целый тоннель под улицей, чтобы попасть в сейфовую комнату. А прикрывали свое преступление они тем, что якобы открыли булочную напротив. Да и дом №30, в котором недавно провели капремонт, тоже имеет, точнее имел, свою историю. Это одно из немногих зданий, которое пережило Великую отечественную войну. А вот пережить «работу» администрации города — не смогло

Проект музея раскритиковали горожане Фото: администрация Ростова

Вспомнил эксперт и историю с домом Марии Горбачевой на Московской, 28. Здание также вошло в список домов, которые рекомендовано было сохранить. Но власти его снесли.

— Это было уничтожение ради уничтожения. На месте этого пустыря скорее всего ничего не будет. Сносили просто для того, чтобы освоить тендер. На Ульяновской то же самое, там целый квартал расчищается. К этим же сносам можно добавить дом на Серафимовича, возле гостиницы «Меркури». Дом стоял, его снесли и еще в соседнем доме крышу экскаватором повредили, — добавил краевед.

Особняк на Московской снесли осенью 2022 года Фото: Мой Фасад

Примечательно, что снесенный дом на Серафимовича стоял впритык к дому братьев Елицеров. Сносить его тоже начали со стороны двора.

Вспомнил Геннадий Крольман и извечную проблему для Ростова — пожары.

— Администрация не хочет закрывать аварийные здания. Дом Гудермана два раза горел за год. И это при том, что там гореть уже нечему. Словно это делается специально, чтобы здание обрушилось и от него ничего не осталось. Дом Парамонова на Социалистической. Его расселили и там тоже пожар произошел и даже подъезд обвалился, — рассказал Крольман.

Дом Гудермана обещают сохранить, но он может обрушиться в любой момент Фото: "Блокнот Ростов"

Примечательно, что власти Ростова судьбой дома Гудермана все же озаботились. Здание законсервировали, огородили забором и даже установили камеру видеонаблюдения. Также было издано постановление об изъятии участка. В нем говорится, что дом грозит обвалом. В администрации отметили, что выкуп земли необходим как раз для того, чтобы спасти здание и провести его реконструкцию. Сроки, как обычно, называть не стали.

Еще одной бедой 2022 года, по словам Геннадия Крольмана, стала пропажа дверей и их элементов. Они проходили по всему городу.

— Летом по всему городу прошли люди, снимавшие дверные ручки с исторических домов. Кто-то словно все подряд снимал. Пропадали и двери. Так, на Серафимовича, напротив художественного училища, сняли двери и отдали москвичам на продажу. А это одни из лучших в городе дверей дореволюционных были. На Станиславского, 103 возникает ощущение, что там все, кому не лень, разбирают дверь, — добавил краевед.

Двери на Серафимовича Фото: Геннадий Крольман

И действительно, дверь с Серафимовича выставлена на торги за 90 тысяч рублей. А дверь в доме на Станиславского, который недавно еще был памятником архитектуры, за пару лет стала выглядеть хуже. Раньше таких дверей в доме было две, но первая уже давно заменена на железную.

Кстати воровали не только с дверей. Так, перед сносом домов на Семашко в неизвестном направлении увезли кованные ворота и перила. Власти Ленинского района даже подали заявление в полицию. Но там, по традиции, ничего так и не нашли. Быть может стоило поискать на сайтах по продаже антиквариата?

Дверь на Станиславского разбирают по кускам. Фото: Геннадий Крольман

Были в прошлом году и позитивные моменты. Примечательно, что в основном они были связаны с деятельностью горожан, которым, в отличие от властей, история Ростова небезразлична.

— С третьего раза Дом Шалаева на Московской, 41 поставили на охрану. Стоило это огромных усилий и нервов. Также спасли козырек и двери, которые отдали в музей истории города. Под охрану поставили гостиницу «Якорь». Это часть речного вокзала, но само здание вокзала изуродовали пристройками и магазинами. Всего охранный статус получили порядка 10 зданий — это уже достижение, — отметил Крольман.


Дом Шалаева удалось спасти, а козырек и дверь - передать в музей Фото: "Мой фасад"

Среди других достижений он отметил фонтан «Лиры» на Пушкинской. Его отремонтировали простые горожане в рамках «Том Сойер Фест». При этом фонтану был возвращен его изначальный вид. Работы продолжались все лето и часть осени. Другим положительным моментом стал ремонт дверей и козырька в доме Кобылиных на Майской. Им был возвращен их первоначальный вид.

— В 2022 году вообще был дикий перекос в плохую сторону. В 2021 году было положительных примеров намного больше, — подытожил Геннадий Крольман.


Фонтан "Лиры" восстановили волонтеры Фото: Блокнот Ростов

Стоит отметить, что администрация Ростова в свое оправдание всегда отмечала, что сносить исторические аварийные дома от них требует прокуратура. Прокурор области Роман Прасков действительно отмечал, что сносить аварийные дома необходимо. Но при этом никто не говорил, что если здание можно спасти, то сносить не обязательно. Помочь тут может, например, программа «рубль за квадратный метр». Она позволит сдать такие дома потенциальным инвесторам по льготной цене. Правда власти особо этого делать не хотят. Так, еще до признания дома Шалаева памятником инвестор хотел его восстановить. Однако экс-глава Ленинского района Владимир Влазнев даже не захотел общаться на эту тему. А дом даже попытались снести. Повезло. Повезет ли другим домам — покажет 2023 год.

Никита Никитин

Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Telegram, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников. 

Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиВКонтактеTelegramДзен.

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
Ростовисториягородснос
9
0