«Работали по 17 часов, не приходя в сознание»: гример из Ростова Хельга Скавронская о съемках популярных сериалов
Съемки на природе — привычный формат для Хельги. Фото из личного архива
Читайте также:
- Поддерживаем «Ростов-Дон», любуемся Арктикой и создаем деда Мороза: куда пойти в Ростове на этой неделе (09.12.2023 08:08)
- У бюджета Ростова-на-Дону выросли доходы и расходы (08.12.2023 21:08)
- Ростовский областной суд получит нового председателя только в 2024 году (08.12.2023 19:05)
Красота и кровавые раны некоторых персонажей отечественных сериалов — дело рук ростовчанки Хельги Скавронской. «Блокнот Ростов» расспросил гримера о самом интересном и тяжелом в профессии.
Я попала в кино в роли гримера в тот год, когда в Ростове лютовал локдаун. Я как визажист в тот момент сидела дома без работы, сходила с ума. Мне позвонила одна из преподавательниц академии, где я училась визажу, на тот момент она тоже занималась кинопроизводством, и предложила работу. Сказала, что работа минимум по 12 часов, в дождь, в снег, в болоте, в грязи, условия непростые, но платят хорошо. И когда она объяснила, что речь идет про грим в кино, я тут же согласилась. Она дала мои контакты ростовскому продюсеру, он назначил собеседование, а потом я вышла на пятидневную стажировку. При этом я ничему там не научилась, потому что делать ничего не давали: в кино все довольно строго в плане работы с актерами. Актеры привыкают к своим гримерам и не подпускают левых людей.
На съемках боевика «Большая вода» с коллегой и актером Яковом Шамшиным
Над какими сериалами ты работала?
Начинала я не с суперинтересного. Это были мелодрамы для России-1, и там ничего не было, кроме легкого макияжа и простых причесок. А потом совершенно случайно я попала на съемки криминальной драмы «ЮЗЗЗ», действие которой происходит в Ростове. Нужен был дополнительный гример на съемку сцены с молодежной тусовкой, рисовать цветные стрелки, блестки, все такое. И я так быстро сделала массовку, что мне дали одну из актрис. И я сделала ей лицо, художница на все это посмотрела и говорит: слушай, а давай-ка ты попробуешь ей сделать татуировки. Художница показала мне, как рисовать татуировки, я справилась. И через несколько дней она позвонила мне лично, сообщила, что уволила своего ассистента и предложила мне это место. Я ответила, что не умею делать спецэффекты, сложные прически, только хорошо крашу. Она сказала так: «Мне плевать, что ты умеешь, мне с тобой комфортно — это главное, я тебя всему научу». И дальше «всему научу» составило ровно 15 минут, а потом все приходилось осваивать на практике.
На съемках «Чур меня» Хельгу привлекли к исполнению эпизодической роли
Еще один мой проект — ужастик для ТВ-3 «Чур меня», он уже смонтирован, но еще не вышел на экраны. Первый вертикальный формат сериала в России. Он интересен тем, что бюджет был маленький, на грим особо денег не дали, и приходилось из говна и палок изобретать на каждую смену какие-то приколы. А поскольку это ужастик, нужно было, например, делать черную слизь и пену изо рта, и чтобы это желательно стоило полтора рубля.
Потом был интересный боевик из восьми серий «Большая вода», он вот-вот должен выйти на НТВ. Очень много убитых-побитых, очень много спецэффектов, съемка в тяжелых условиях на реках и в лесах. И еще о двух проектах я пока не имею права рассказывать.
Какая часть работы для тебя самая любимая?
Почему-то считается, что гримеры — девочки с кисточками, которые красят реснички. На самом деле гример делает все, что не прикрыто одеждой. А иногда и то, что прикрыто, но в кадре оголяется.
Базовое, например, — не только макияж, но и это осветление, покраска волос, причем не только на голове: усов, бороды, подмышек и паховой зоны, если это надо для интимных сцен. Еще это постиж — все, что связано с искусственными волосами, париками. Он подразумевает шитье изделий прямо на болване (манекене), оформление, а потом наклеивание на актеров. Те, кто занимаются этим, называются постижеры.
А есть гримеры-пластики. Пластический грим — это силиконовые накладки, которые предварительно изготавливаются, а на смене наклеиваются на тело артиста. Сюда же можно отнести спецэффекты. И в идеале хорошо бы уметь абсолютно все, но негласно деление есть. Я сторонник пластического грима и люблю проекты, где по сюжету много кровяночки. Так что мое самое любимое — те смены, где нужно окропить снежок красным. Кстати, по образованию и по первой профессии я — криминалист.
Образование криминалиста очень пригодилось Хельге для создания спецэффектов в кино
Давай поговорим про «ЮЗЗЗ». Ты сама ростовчанка? Считаешь, что сериал в полной мере передает атмосферу ростовского спального района?
Я живу в Ростове с 10 лет и в полной мере считаю себя ростовчанкой. Мой папа коренной ростовчанин, я ни за что не променяю город на Москву или Питер, так что да, я ростовчанка.
Сценарий сериала писался изначально про Юго-Западный район Москвы, отсюда и название, а потом режиссер Стас Иванов настоял на том, чтобы съемка велась в нашем городе. Он бывал в Ростове неоднократно и полюбил его, а продакшену это выгодно: съемки в Ростове дешевле, чем в Москве. Название оставили, хоть в южной столице и нет такого района. Снимали в Ростове много — с мая до начала сентября, в том числе это были коптерные съемки на большой высоте. В кадре присутствуют разные места, разные улицы, поэтому да, ростовская атмосфера создана хорошо.
Глава гримцеха — это всегда художник, именно он продумывает и согласовывает образы с режиссером и оператором, составляет смету с продюсерами. Я была ассистентом художника, она давала мне указания: «Этот герой должен выглядеть так» и могла потом вносить коррективы в мою работу.
Рисование татуировок также входит в обязанности гримера. Фото со съемок «ЮЗЗЗа»
У тебя были любимые персонажи в «ЮЗЗЗе»?
Я обожаю Антона Кузнецова, он играл персонажа по прозвищу Дым. В жизни это очень добрый и светлый человек, а в кадре — бандос, который начинает гэкать и шокать. Очень люблю персонажа, который появляется мало, по прозвищу Док. Ему мы выбривали интересную прическу и рисовали на голове череп, получилось очень колоритно. Актера зовут Женя Анисимов, мы общаемся до сих пор. Кстати, много брали для съемок в эпизодах и ростовских актеров, все они показали себя ярко.
Я смотрела «ЮЗЗЗ» раза три. В первый раз я думала: «Блин, мы это снимали, в натуре? У нас такое было?» Мы работали долго с графиком 6/1 со сменами по 17 часов, не приходя в сознание. И не было возможности обращать внимание на реквизит, декорации или актерскую игру. У нас была задача не сойти с ума от тяжелой физической нагрузки и сделать свою работу четко: сперва в гримерке, а потом поддерживать целый день на площадке. Еще надо заметить, что после монтажа и обработки материал тоже меняется. Конечно же, мы молодцы. К нам через день приезжала скорая, потому что люди не выдерживали нагрузку на ростовской жаре. Но несмотря на все трудности, на мой взгляд, мы сделали очень качественный продукт.
Расскажи, были ли сложности с кем-то из звездного состава съемочных групп?
Чтобы меня довести, надо очень постараться. Я работаю с капризными, скандальными, каждый год ко мне попадает несколько артистов, про которых ходят легенды «не дай бог не так посмотришь — убьет». У меня не было серьезных конфликтов, но есть микро-список актеров, с которыми я никогда больше не буду работать. Если я устроюсь на проект и узнаю в процессе, что утвердили кого-то из моего списка, я уволюсь в тот же самый день.
В этом году мой список не пополнился. Зато в этом году я познакомилась с Андреем Мерзликиным, с Сергеем Гармашем, Игорем Верником, Марией Мироновой. Моя большая-большая любовь — Леша Филимонов. Снова работала с Гелой Месхи, грузинский тигр мой!
Было так, что я спрашивала у коллег: «А кто это?» Мне отвечали: «Ты что, с ума сошла? Он сейчас супермодный! Даже не знаю, про кого сейчас надо сказать, чтобы все воскликнули «Вау!»
Хельга с актрисой Анной Песковой
А есть ли актеры, с кем ты еще не работала, но хотела бы?
С Томом Харди! А если говорить об отечественных, то мне очень нравится Юра Борисов, хотелось бы поработать с ним. К слову о взаимодействии с актерами-мужчинами: гримцех должен соблюдать дресс-код, не надевать топы с декольте, короткие юбки, шорты, чтобы не привлекать лишнего внимания, потому что иногда приходится лезть даже в рот или глаз актерам.
Из-за тесного телесного контакта могут возникать симпатии, но романов с актерами у меня не было никогда, потому что я вижу в них не шикарных мужчин, а дело своих рук, нагримированных персонажей в костюмах. Хотя в этом году я испытала легкую влюбленность, которая могла бы стать нелегкой, если бы человек себя вовремя не показал, какой он есть на самом деле, а не в образе, который сама создавала.
Знаю, что ты берешь в те города, где проходят съемки, своего кота Пудинга. Как он переносит путешествия?
Пудинг для меня не просто питомец, он мой компаньон и самый близкий друг. Дома я бываю редко, дом далеко, все друзья в Ростове, и кот — единственная ниточка, которая связывает с чем-то не временным, как работа, а с чем-то постоянным и стабильным. Он мой проводник в спокойную жизнь. Кто меня любит и встречает каждый день.
В поездах обычно первые 10 минут ему нужны, чтобы оправиться от потрясения, а потом все начинают говорить, какой он красивый котик, все от него в восторге, и в связи с этим он себя очень хорошо чувствует.
Красавец Пудинг — опытный путешественник
Есть ли в профессии какие-то особенности, которые тебе не нравятся?
Работу гримеров недооценивают в России, тогда как в Голливуде грим — это цари и боги. Сейчас я работаю с замечательным художником Оксаной Кручиной, которая, например, создавала образы для сериала «Король и шут». И это первый раз для меня, когда художник выбил своему цеху оплачиваемую переработку. Вообще по договору у нас смены 12 часов, а мы работаем 16-17.
Недавно был показательный случай: мы снимали в доме-музее Державина, было несколько сцен, между которыми я моталась в гримерку и на площадку. Сидит дедушка-охранник, прибегаю я с напарницей, переобуваемся, и он спрашивает: «Вы на съемках кто?» Ответила, что мы — грим. «Ааа, делаете актеров красивыми, пудрите. А это ваше хобби?» Сказать, что я обалдела в этот момент — это ничего не сказать. То есть в представлении этого рядового дедушки, как и 90% россиян, грим — это пудрить носики и это хобби. Я говорю: «Нет, это наша работа, за которую мы неплохо получаем и платим налоги». Многие российские режиссеры не понимают, что залог их успеха — в том числе прекрасный видеоряд за счет грима. Хотелось бы, конечно, большего признания, чтобы не относились к нам, как к девочкам с кисточками.
Оксана Петина
Наш сайт в соцсетях: Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен.Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону