Черное золото Дона: как осетр из некогда популярной рыбы стал настоящей редкостью
Рассказ ихтиолога Сергея Дудкина. Коллаж: «Блокнот Ростов»
Читайте также:
- Топ-менеджер «Ростовводоканала» обвинил высокопоставленного полицейского в вымогательстве и травле (31.07.2023 18:00)
- В Ростовской области собрали более 10 млн тонн зерна (31.07.2023 15:13)
- Пропавшую две недели назад 36-летнюю ростовчанку нашли мертвой (30.07.2023 18:14)
- Договорняк, общественная трибуна и фальсификации: что думает оппозиция о выборах в Заксобрание Дона (31.07.2023 07:30)
- В Ростове транспортная компания приглашает на работу дальнобойщиков (30.07.2023 19:02)
Донской осетр — величавая чудо-рыба на грани исчезновения, которая раньше как деликатес подавалась дорогим гостям в царской России. Однако сегодня гурманы встретились с вымиранием вида и на прилавках, и в реках отчизны. «Блокнот Ростов» расскажет о ценнейшей древней рыбе с усами без чешуи и черной икрой.
Царь-рыба времен энеолита
Около 3 тысяч лет до нашей эры на Дону возникло рыболовство. В подазовском городище и в античном эмпории Танаис ученые находили множество сетевых каменных грузил и грузил для неводов, которые стали экспонатами во многих музеях Ростовской области.
Однако осетры еще древнее — обитали они в водах, когда по земле бегали динозавры и смогли сохранить свой устрашающий, первобытный вид и до наших дней.
Фото: Википедия
С XIII по XVIII века осетр был главным предметом торговли между Европой и Азией. За ценной рыбой приезжали целые суда. Позже в России эта рыба на столе расценивалась как признак благополучия и статуса. На Дону активно занимались рыболовством осетровых, чтобы накормить и удовлетворить всех желающих. Впоследствии вместо невода люди стали строить целые заводы по добыче царь-рыбы, что и привело практически к ее исчезновению.
Русский осетр
Осетры — это собирательное название рода крупных рыб, входящее в семейство осетровых, от которых получают черную икру. Обитают преимущественно на самом дне и пресных, и соленых водоемов от 2-х до 100 метров.
Интересно, что живут преимущественно осетры в соленых морях, а размножаться приплывают в пресные реки — для нереста они чаще выбирают Дон. Хотя длительные миграции и не свойственны этому виду, для размножения в безопасном и чистом месте рыбы преодолевают огромные расстояния.
Как отмечают ученые, долгое время осетр может обходиться без пропитания, но всегда будет требователен к чистоте воды. В этом плане донская природа осетровых устраивает уже не один век.
Как выглядит «красавчик» осетр? Подсказка: его легко узнать
Тело осетра — как торпеда, без чешуи, при этом голова конусовидная, приплюснутая с коническим, заостренным или закругленным удлиненным рылом. Под таким «носом» на белом брюшке красуется беззубый рот, который выдвигается, когда есть чем перекусить, в спокойном состоянии — рот небольшая щель. У осетра есть губы словно валики, а над ними, на одном уровне, глаза. У уголков губ недлинные усы, которые делают русского осетра английским джентльменом.
Донской красавчик. Фото: https://boatfisher.ru/
На спинке и боках находятся продольные ряды костяных щитков-жучек и шипы разной формы и размера. При всем спектре, казалось бы, «мужские» факторы на лицо, однако внешне отличить самца от самки невозможно.
Осетры-долгожители
Осетры — это долгоживущие рыбы от 30 лет, могут дожить и до ста. Размер и вес зависит от вида и возраста. Интересно, что естественных врагов у осетров нет, поэтому они являются главными хищниками и в пресной воде, и в соленой.
Донские подводные хищники питаются животной пищей: мелкой рыбой и живыми организмами, живущими в грунте или на грунте водоема — бентосом.
Своими усиками осетр касается дна, а когда обнаруживает добычу вытягивает свой рот и всасывает ее.
Осетров стало больше Фото: АзНИИРХ
Как вымирала популяция?
«Блокнот Ростов» обратился к ихтиологу и кандидату биологических наук Южного федерального университета Сергею Дудкину, чтобы воссоздать славные годы осетра на Дону.
После Великой Отечественной войны вылов рыбы в Азовском бассейне сократился в десятки раз. И речь не только об осетровых.
Одной из главных причин ихтиологи и рыбоводы считают зарегулированность Дона и малых рек за счет строительства на них гидросооружений, от Цимлянской ГЭС — до сельских плотин. Результатом стали утрата нерестилищ для большинства донских видов рыб.
Вторым бедствием в 90-х стало браконьерство, едва ли не в промышленных масштабах. Существует статистика, согласно которой неофициальные добытчики выловили больше рыбы, чем официальный промысел.
Культ черной икры от белого осетра
«Черным золотом» стали активно торговать по всему СССР как раз после окончания войны, и чаще всего это был продукт для дипломатических переговоров. Сам Иосиф Сталин угощал дорогой закуской Теодора Рузвельта и Уинстона Черчилля на Ялтинской конференции в 1945 году.
Образ элитарности и привилегированности шел и через советское кино. Будь это огромная миска черной икры из киноленты «Белое солнце пустыни», которая стоит у таможенника Верещагина или роскошные витрины гастронома из оскароносного «Москва слезам не верит». И плотно вошел кинообраз икры благодаря Леониду Гайдаю и его шедевра «Иван Васильевич меняет профессию».
Миска с черной икрой в кино. Стоп-кадр х/ф «Белое солнце пустыни»
Чтобы зритель точно запомнил, что черная икра – это наше достояние, а баклажанная – это привезенная, заграничная.
И рыбку съесть, и водопровод наполнить
Чтобы белая рыба и черная икра вернулась на столы, а донские осетры перестали быть исчезающим видом из Красной книги, нужно следить за природой и всячески ей помогать, считает ученый Сергей Дудкин.
Любая экосистема, по словам ученого, предоставляет человеку комплекс экологических услуг. И съедобная рыба – только одна из возможных услуг водной экосистемы, которую включает Азовское и Чёрное моря.
— Человеку одной услуги мало. Ему надо, чтобы главные реки были транспортными артериями и трудились в перевозке грузов, служили источниками водоснабжения населения, промышленности и сельского хозяйства, при весеннем половодье не заливали прибрежные населенные пункты и сельхозугодья. Чтобы малые реки аккумулировали воду в бесчисленных прудах для местных надобностей, чтобы водоемы принимали в себя любые стоки водоотведения, включая канализацию, и при этом были чистыми, прозрачными, радующими глаз. Человек хочет получить все эти услуги во все большем объеме. И изменяет параметры экосистемы под эти растущие нужды, — подчеркнул Сергей Дудкин.
Вот в старину ловили... Фото: Александра Савичева
Ихтиолог предложил обратить внимание, сколько гидротехнических сооружений было построено на Дону для судоходства, для орошения и для предотвращения затоплений.
— Мы хотим и рыбку съесть, и косточкой не подавиться, а экосистема не способна одновременно удовлетворить все запросы и «хотелки» — она необратимо меняется. Сравнивать рыбопродуктивность бассейна Азовского моря в XIX веке, в XX веке и сейчас — некорректно, потому что по большинству ключевых параметров это уже разные экосистемы, — уточнил кандидат биологических наук Южного федерального университета Сергей Дудкин.
По мнению Сергея Ивановича, нужно выстраивать систему, когда прибыль от улова осетров в необходимом количестве поступала бы на мероприятия по искусственному воспроизводству и зарыблению водоемов. Чтобы рыбные запасы постоянно возобновлялись, затраты на воспроизводство и прибыль от вылова должны быть экономически взаимно связаны.
Сейчас популяцию осетровых видов пытаются восстановить. Такой рост ученые связывают с эффективной работой системы искусственного воспроизводства. Свою роль также оказали и рыбоохранные мероприятия.
Что касается половой принадлежности, то у осетров наблюдается полный паритет: 50% самок и 50% самцов. Все это позволяет ученым прогнозировать постепенное восстановление популяции осетровых в Азовском море и на Дону. И тогда «черное золото» вновь может вернуться на столы дончан.
Дарья КельянНаш сайт в соцсетях: Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен.
Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону