Общество,
20.04.2023 18:00
«Музыка для думающих людей»: Адам Терацуян — о том, почему Ростов считается столицей джаза
Публикуем интервью с известным музыкантом. Фото: архив героя публикации
Читайте также:
- Жители Новочеркасска выступили против строительства кафе на месте парковки стадиона «Ермак» (20.04.2023 17:13)
- Сбор заявок на конкурс стихов в Ростовской области продлили до 21 мая (20.04.2023 16:26)
- В Ростове вновь сорвали сроки реконструкции роддома № 5 (20.04.2023 16:05)
- В Ростове большую школу на Зорге откроют к 1 сентября (20.04.2023 14:10)
- В Новочеркасске хотят закрыть мормонскую церковь за нарушения пожарной безопасности (20.04.2023 13:45)
Адам Терацуян — коренной житель Ростова-на-Дону. В тяжелые для многих 90-е музыкант никуда не уехал, как некоторые его коллеги, и ничуть не жалеет. Он учился, набирался опыта, сотрудничал и играл с многими джазовыми деятелями, а теперь передает все свои знания и навыки молодому поколению.
Съемочной группе «Блокнот Ростов» Адам Терацуян рассказал о его хобби, как создал свой ансамбль, учился у Кима Назаретова, об образовании и о планах на будущее.
— Какую музыку Вы слушали в юности? Кто был Вашим кумиром?
В юности мы все, конечно, слушали рок. Я очень любил группы «Deep Purple», «Grand Funk Railroad», а позже «The Beatles». В начале 70-х годов был культурный обмен. Лучшие американские джазовые оркестры, такие как биг-бэнд Дюка Эллигтона, Тэда Джонса и Мэла Льюиса, Дика Хаймена, ездили по нашей стране. И Ростов-на-Дону вошел в шестерку городов, где они побывали. Позже я поступил в музыкальное училище, тогда и понял, что люблю джаз, хотя само его отделение открылось только в 1974 году. Так, через классическую музыку, через эстраду, и пришел к такому роду музыкального искусства.
Сочи, 1981 год
— Как к Вам пришло осознание того, что музыка — это Ваша судьба?
Знаете, это все произошло естественно. С детства я очень много пел, потом начал слушать пластинки, в том числе и джазовые, вслушивался в них и полюбил эту музыку, эту джазовую эстетику. Благодаря этим примерам на баяне стал подбирать какие-то блюзовые интонации, хотя, если честно, этот инструмент мне никогда почему-то не нравился.
— Почему из множества инструментов Вы выбрали именно контрабас? Играете ли вы на других инструментах?
Контрабас в моей жизни появился, когда мне было 25 лет, а сама музыка — в 7 лет. Как раз в этом возрасте я начал учиться в музыкальной школе играть на баяне, а потом на нем же и на народных инструментах в училище. Позже я стал осваивать фортепиано, но уже как необходимость, потому что без него в джазе никак. Как-то купил даже бас-гитару и учился играть на ней. Мне всегда всё было интересно. А что насчет контрабаса, то это не особо сложный инструмент, но очень важный в мыслительном плане, ведь джаз — это музыка для думающих людей.
1977 г.Ансамбль СКВО ,с Владимиром Кацубой
В 1982 году в ростовской консерватории открылся факультет джазовой музыки. Эту кафедру возглавил, конечно, Ким Назаретов. Однако, чтобы туда поступить, нужно было уметь играть именно на контрабасе. Он у меня уже был, стоял просто где-то в углу, потому что повода особо не было его осваивать, а тут я понял, что если хочу быть в консерватории, то нужно учиться и за 8 месяцев мне удалось подготовиться к вступительному экзамену. Было очень сложно, я постоянно занимался, потому что в джазовой части никто ничего не объяснял, все приходилось делать самому, понимать на слух как и что должно звучать. Зато это все осталось в душе уже навсегда.
Май 1985 г. III курс РГМПИ с Григорием Хабнером
— С чего Вы начали свой путь, чтобы стать заслуженным деятелем Всероссийского музыкального общества?
Начал его очень естественно, с музыкальной школы, а там уже и появилась любовь к джазовой музыке. Много приходилось делать самому, а сейчас учусь чему-то у своих студентов и имею очень большой опыт работы. Но специально ничего не делал, просто вот так получается, когда занимаешься любимым делом, по-настоящему трудишься, то всегда есть результат. А самые главные результаты — это хорошая молодежь. У меня сын, Филипп Терацуян, прекрасный контрабасист, окончил РАМ им. Гнесиных. Играл с ведущими музыкантами страны. Сейчас у него свои авторские проекты, он преподаёт в колледже класс контрабаса у нас на отделении.
1986 г. с Гедионом Пейсаховым
— Как Вы решились основать ансамбль «HI-FLY»?
Некоторые мои коллеги смеялись над этим названием, но мне оно показалось очень лаконичным, по одноимённому названию джазовой темы Ренди Вестона. В начале двухтысячных мы с Петром Назаретовым и инициативной группой организовали проект «Ростовский джазовый сезон», где принимали участие наши лучшие отечественные и зарубежные музыканты. Затем я организовал свой проект, с которым мы стали выступать как в городах Ростовской области, Краснодарского края, так и на разных площадках страны с моими идеями, наполнениями и продюсированием. Был в эти годы джаз клуб «Эсквайр», в котором мы играли с ведущими музыкантами мира такими, как Эрик Мориенталь, Стенли Джордан, Валерий Пономарёв, Давид Голощёкин, Игорь Бутман и многими другими.
Адам Терацуян и Игорь Бутман. Фото: Анастасия Данилова
— Вы художественный руководитель фестиваля «Мир джаза». Скажите, с каждым годом участников становится больше или меньше?
У нас очень высокие требования. Задания сложные, требующие большой подготовки, наличия вкуса, стиля, грамотности и умения импровизировать, ведь это основа джаза. Поэтому у нас нет массовости, но ежегодно участие принимают до 50 конкурсантов. Сейчас молодежь очень талантлива и у них есть возможность выйти на большой джаз.
— В чем Вы находите вдохновение? И помните ли Вы свое самое яркое выступление?
Вдохновение нахожу во всем. В общении, в природе, в окружающем мире, в прочитанной книге или в прослушанном аудиотреке, и, конечно же, в девушках. А вообще я человек впечатлительный с самого детства.
На самом деле, для меня каждое выступление яркое. Не могу сказать, что я именно концертирующий музыкант, это все-таки не основная моя деятельность, ею больше является работа с молодежью и оркестр. Более 8 лет мы тесно сотрудничали с уникальным музыкантом Олегом Аккуратовым, с ним мне удавалось полнее всего раскрываться. Мы и сейчас выступаем вместе на фестивальных концертах в музыкальном театре с Народным артистом России Игорем Бутманом, солистом этого оркестра является Олег. Наши ежегодные выступления получаются всегда очень яркими и проходят при полном аншлаге.
Олег Аккуратов, Адам Терацуян, Игорь Бутман, Эдкард Зизак
— Чем Вы занимаетесь помимо музыки? Какие у Вас еще есть хобби?
Я с детства всегда любил рисовать, но мама ограждала меня от этого и говорила, чтобы я занимался музыкой. Продюсер и организатор концертов — это тоже мое хобби. Оформление афиш, идеи для логотипа, как раз это и связано с живописью, художеством.
Люблю, когда внимание переключается с одного рода деятельности на другое. Это то самое состояние, которое позволяет отдохнуть, зарядиться новыми идеями. Живопись, продюсерство, дизайн — все это вместе можно назвать моими хобби.
— Как Вы относитесь к нынешней эстраде? И есть ли кто-то из российских или западных музыкантов, кто Вам нравится?
Мы, джазовые музыканты, считаем будто бы эстрада — это не наш уровень, нам надо что-то серьезнее. Но на самом деле сыграть какую-то эстрадную музыку или так называемую легкую, еще тяжелее. А джаз — это как путь к грамотности, к познанию этого языка, его традиции, особенно на родине джаза, в Америке, имеют куда большую историю. Однако сейчас все поменялось, там джаз уже никому толком не нужен. Поэтому я и многие другие уверены, что теперь именно в России центр мирового джаза.
А если говорить о музыкантах, то мои коллеги, партнеры, единомышленники и есть мои кумиры. И конечно же старые музыканты, которые навсегда останутся в истории — Майлз Дэвис, Джон Бэланс, Дюк Эллингтон, Вадим Людвиковский, Юрий Саульский, Георгий Гаранян, Игорь Бриль, Анатолий Кролл, Игорь Бутман, Валерий Пономарёв. Тут все, кто внес свою лепту.
— Что Вы можете посоветовать начинающим музыкантам?
В наше время, когда доступно все — интернет, записи, концерты — я бы посоветовал немного больше развивать свой вкус. Углубляться в историю, если это для вас интересно, чтобы понимать, что из чего вытекает, как это зарождалось, как эти люди привносили что-то новое. Если вся эта картина складывается, то учебный процесс будет только в помощь. Я часто говорю, что музыка — это единственная сфера, где пока еще есть правда.
— Есть ли возможность у начинающих музыкантов развиваться в Ростове или стоит уезжать в столицу? И как Вы считаете, на каком уровне находится джазовое образование в России сейчас?
Этот вопрос очень беспокоит меня, моих наставников и, так сказать, старшее поколение. Было такое поверье, что, если я уеду из Москвы в Нью-Йорк, то там я сразу заиграю джаз. Однако это очень спорно. У меня есть замечательный пример в лице Игоря Бутмана, который уехал в Бостон, но потом вернулся в Россию. И как раз здесь он смог заиграть. А теперь весь Нью-Йорк общается с Игорем Бутманом и просит пригласить их в Москву.
Что насчет образования, так оно у нас очень хорошее, однако у молодых талантов и правда появляется дилемма — поступать в столицу или в Ростов. Я всем говорю, чтобы оставались у нас, ведь Москва — это отнюдь не маленький и сложный город, а чем больше город, тем больше шансов в нем запутаться, поэтому получить базу и те же навыки можно и у нас в колледже.
— Ростов часто называют южной столицей джаза. Так ли это?
Если кто-то так называет, значит все-таки не без основания. Этот статус признан не официально, но тем не менее наш город, а именно специализированная джазовая школа Ростова, консерватория, колледж искусств есть в фильме, который снимался к столетию джаза.
Право называться столицей джаза у Ростова есть благодаря Киму Назаретову и как раз нашему образованию.
— Вы часто выступаете на многих открытых площадках и мероприятиях города. Как Вы считаете, насколько музыкально воспитаны ростовчане? Есть ли у Вас мечта открыть что-то в городе?
У меня уже было несколько площадок, которые работали достаточно успешно, но есть сложности, связанные с тем, что у нас очень непростой город в плане восприятия музыки. Наша публика ждет чего-то необыкновенного, восторга, если в других городах, например, в Волгограде, Саратове, Краснодаре люди идут на джаз, то у нас они достаточно разборчивые.
Поэтому у меня есть свои поклонники, с которыми мы проводим разные благотворительные и коммерческие концерты. Нужно создавать небольшой продюсерский центр, который будет заниматься оформлением афиш, доносить до народа, чем один концерт отличается от другого. Но это даже хорошо, что у нас такая публика, ведь тогда тому, кто имел успех в Ростове, уже не будет страшна другая площадка.
Ева Игнатущенко
Фото: архив героя публикации
Видео: Глеб Сибилев
Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Telegram, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.
Съемочной группе «Блокнот Ростов» Адам Терацуян рассказал о его хобби, как создал свой ансамбль, учился у Кима Назаретова, об образовании и о планах на будущее.
— Какую музыку Вы слушали в юности? Кто был Вашим кумиром?
В юности мы все, конечно, слушали рок. Я очень любил группы «Deep Purple», «Grand Funk Railroad», а позже «The Beatles». В начале 70-х годов был культурный обмен. Лучшие американские джазовые оркестры, такие как биг-бэнд Дюка Эллигтона, Тэда Джонса и Мэла Льюиса, Дика Хаймена, ездили по нашей стране. И Ростов-на-Дону вошел в шестерку городов, где они побывали. Позже я поступил в музыкальное училище, тогда и понял, что люблю джаз, хотя само его отделение открылось только в 1974 году. Так, через классическую музыку, через эстраду, и пришел к такому роду музыкального искусства.
Сочи, 1981 год
— Как к Вам пришло осознание того, что музыка — это Ваша судьба?
Знаете, это все произошло естественно. С детства я очень много пел, потом начал слушать пластинки, в том числе и джазовые, вслушивался в них и полюбил эту музыку, эту джазовую эстетику. Благодаря этим примерам на баяне стал подбирать какие-то блюзовые интонации, хотя, если честно, этот инструмент мне никогда почему-то не нравился.
— Почему из множества инструментов Вы выбрали именно контрабас? Играете ли вы на других инструментах?
Контрабас в моей жизни появился, когда мне было 25 лет, а сама музыка — в 7 лет. Как раз в этом возрасте я начал учиться в музыкальной школе играть на баяне, а потом на нем же и на народных инструментах в училище. Позже я стал осваивать фортепиано, но уже как необходимость, потому что без него в джазе никак. Как-то купил даже бас-гитару и учился играть на ней. Мне всегда всё было интересно. А что насчет контрабаса, то это не особо сложный инструмент, но очень важный в мыслительном плане, ведь джаз — это музыка для думающих людей.
1977 г.Ансамбль СКВО ,с Владимиром Кацубой
В 1982 году в ростовской консерватории открылся факультет джазовой музыки. Эту кафедру возглавил, конечно, Ким Назаретов. Однако, чтобы туда поступить, нужно было уметь играть именно на контрабасе. Он у меня уже был, стоял просто где-то в углу, потому что повода особо не было его осваивать, а тут я понял, что если хочу быть в консерватории, то нужно учиться и за 8 месяцев мне удалось подготовиться к вступительному экзамену. Было очень сложно, я постоянно занимался, потому что в джазовой части никто ничего не объяснял, все приходилось делать самому, понимать на слух как и что должно звучать. Зато это все осталось в душе уже навсегда.
Май 1985 г. III курс РГМПИ с Григорием Хабнером
— С чего Вы начали свой путь, чтобы стать заслуженным деятелем Всероссийского музыкального общества?
Начал его очень естественно, с музыкальной школы, а там уже и появилась любовь к джазовой музыке. Много приходилось делать самому, а сейчас учусь чему-то у своих студентов и имею очень большой опыт работы. Но специально ничего не делал, просто вот так получается, когда занимаешься любимым делом, по-настоящему трудишься, то всегда есть результат. А самые главные результаты — это хорошая молодежь. У меня сын, Филипп Терацуян, прекрасный контрабасист, окончил РАМ им. Гнесиных. Играл с ведущими музыкантами страны. Сейчас у него свои авторские проекты, он преподаёт в колледже класс контрабаса у нас на отделении.
1986 г. с Гедионом Пейсаховым
— Как Вы решились основать ансамбль «HI-FLY»?
Некоторые мои коллеги смеялись над этим названием, но мне оно показалось очень лаконичным, по одноимённому названию джазовой темы Ренди Вестона. В начале двухтысячных мы с Петром Назаретовым и инициативной группой организовали проект «Ростовский джазовый сезон», где принимали участие наши лучшие отечественные и зарубежные музыканты. Затем я организовал свой проект, с которым мы стали выступать как в городах Ростовской области, Краснодарского края, так и на разных площадках страны с моими идеями, наполнениями и продюсированием. Был в эти годы джаз клуб «Эсквайр», в котором мы играли с ведущими музыкантами мира такими, как Эрик Мориенталь, Стенли Джордан, Валерий Пономарёв, Давид Голощёкин, Игорь Бутман и многими другими.
Адам Терацуян и Игорь Бутман. Фото: Анастасия Данилова
— Вы художественный руководитель фестиваля «Мир джаза». Скажите, с каждым годом участников становится больше или меньше?
У нас очень высокие требования. Задания сложные, требующие большой подготовки, наличия вкуса, стиля, грамотности и умения импровизировать, ведь это основа джаза. Поэтому у нас нет массовости, но ежегодно участие принимают до 50 конкурсантов. Сейчас молодежь очень талантлива и у них есть возможность выйти на большой джаз.
— В чем Вы находите вдохновение? И помните ли Вы свое самое яркое выступление?
Вдохновение нахожу во всем. В общении, в природе, в окружающем мире, в прочитанной книге или в прослушанном аудиотреке, и, конечно же, в девушках. А вообще я человек впечатлительный с самого детства.
На самом деле, для меня каждое выступление яркое. Не могу сказать, что я именно концертирующий музыкант, это все-таки не основная моя деятельность, ею больше является работа с молодежью и оркестр. Более 8 лет мы тесно сотрудничали с уникальным музыкантом Олегом Аккуратовым, с ним мне удавалось полнее всего раскрываться. Мы и сейчас выступаем вместе на фестивальных концертах в музыкальном театре с Народным артистом России Игорем Бутманом, солистом этого оркестра является Олег. Наши ежегодные выступления получаются всегда очень яркими и проходят при полном аншлаге.
Олег Аккуратов, Адам Терацуян, Игорь Бутман, Эдкард Зизак
— Чем Вы занимаетесь помимо музыки? Какие у Вас еще есть хобби?
Я с детства всегда любил рисовать, но мама ограждала меня от этого и говорила, чтобы я занимался музыкой. Продюсер и организатор концертов — это тоже мое хобби. Оформление афиш, идеи для логотипа, как раз это и связано с живописью, художеством.
Люблю, когда внимание переключается с одного рода деятельности на другое. Это то самое состояние, которое позволяет отдохнуть, зарядиться новыми идеями. Живопись, продюсерство, дизайн — все это вместе можно назвать моими хобби.
— Как Вы относитесь к нынешней эстраде? И есть ли кто-то из российских или западных музыкантов, кто Вам нравится?
Мы, джазовые музыканты, считаем будто бы эстрада — это не наш уровень, нам надо что-то серьезнее. Но на самом деле сыграть какую-то эстрадную музыку или так называемую легкую, еще тяжелее. А джаз — это как путь к грамотности, к познанию этого языка, его традиции, особенно на родине джаза, в Америке, имеют куда большую историю. Однако сейчас все поменялось, там джаз уже никому толком не нужен. Поэтому я и многие другие уверены, что теперь именно в России центр мирового джаза.
А если говорить о музыкантах, то мои коллеги, партнеры, единомышленники и есть мои кумиры. И конечно же старые музыканты, которые навсегда останутся в истории — Майлз Дэвис, Джон Бэланс, Дюк Эллингтон, Вадим Людвиковский, Юрий Саульский, Георгий Гаранян, Игорь Бриль, Анатолий Кролл, Игорь Бутман, Валерий Пономарёв. Тут все, кто внес свою лепту.
— Что Вы можете посоветовать начинающим музыкантам?
В наше время, когда доступно все — интернет, записи, концерты — я бы посоветовал немного больше развивать свой вкус. Углубляться в историю, если это для вас интересно, чтобы понимать, что из чего вытекает, как это зарождалось, как эти люди привносили что-то новое. Если вся эта картина складывается, то учебный процесс будет только в помощь. Я часто говорю, что музыка — это единственная сфера, где пока еще есть правда.
— Есть ли возможность у начинающих музыкантов развиваться в Ростове или стоит уезжать в столицу? И как Вы считаете, на каком уровне находится джазовое образование в России сейчас?
Этот вопрос очень беспокоит меня, моих наставников и, так сказать, старшее поколение. Было такое поверье, что, если я уеду из Москвы в Нью-Йорк, то там я сразу заиграю джаз. Однако это очень спорно. У меня есть замечательный пример в лице Игоря Бутмана, который уехал в Бостон, но потом вернулся в Россию. И как раз здесь он смог заиграть. А теперь весь Нью-Йорк общается с Игорем Бутманом и просит пригласить их в Москву.
Что насчет образования, так оно у нас очень хорошее, однако у молодых талантов и правда появляется дилемма — поступать в столицу или в Ростов. Я всем говорю, чтобы оставались у нас, ведь Москва — это отнюдь не маленький и сложный город, а чем больше город, тем больше шансов в нем запутаться, поэтому получить базу и те же навыки можно и у нас в колледже.
— Ростов часто называют южной столицей джаза. Так ли это?
Если кто-то так называет, значит все-таки не без основания. Этот статус признан не официально, но тем не менее наш город, а именно специализированная джазовая школа Ростова, консерватория, колледж искусств есть в фильме, который снимался к столетию джаза.
Право называться столицей джаза у Ростова есть благодаря Киму Назаретову и как раз нашему образованию.
— Вы часто выступаете на многих открытых площадках и мероприятиях города. Как Вы считаете, насколько музыкально воспитаны ростовчане? Есть ли у Вас мечта открыть что-то в городе?
У меня уже было несколько площадок, которые работали достаточно успешно, но есть сложности, связанные с тем, что у нас очень непростой город в плане восприятия музыки. Наша публика ждет чего-то необыкновенного, восторга, если в других городах, например, в Волгограде, Саратове, Краснодаре люди идут на джаз, то у нас они достаточно разборчивые.
Поэтому у меня есть свои поклонники, с которыми мы проводим разные благотворительные и коммерческие концерты. Нужно создавать небольшой продюсерский центр, который будет заниматься оформлением афиш, доносить до народа, чем один концерт отличается от другого. Но это даже хорошо, что у нас такая публика, ведь тогда тому, кто имел успех в Ростове, уже не будет страшна другая площадка.
Ева Игнатущенко
Фото: архив героя публикации
Видео: Глеб Сибилев
Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Telegram, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.
Наш сайт в соцсетях: Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен.