Хромая утка по дороге в суп — «Блокнот» подводит политические итоги 2020 года
Политические итоги года
Читайте также:
- Надоедливая дистанционка, поборы в садах и школах и очередной скандал в ЮФУ: чем запомнится ростовчанам образование 2020 года (03.01.2021 18:00)
- В Ростове коммунальщики оперативно закрасили граффити с Голубевым (02.01.2021 18:51)
- Провал в Лиге Европы, скандалы в «Чайке» и новые победы в гандболе: подводим спортивные итоги года в Ростовской области (02.01.2021 17:00)
В 2020-ом году у ростовских политиков была масса шансов вернуть себе доверие избирателей: губернаторские выборы, выборы в органы представительной власти самых крупных муниципалитетов; коронавирус, который должен был сплотить людей вокруг реальной всеобщей угрозы — все это могло бы вернуть жителям области утраченный социальный оптимизм. Но годы отрицательной селекции во власти, выдвижение случайных людей на ключевые позиции, неработающие социальные лифты и кумовство во властных структурах сделали свое дело, и новое десятилетие Ростовская область встречает в состоянии, при котором ни одно решение губернатора не способно изменить жизнь региона в лучшую сторону. Даже решение об отставке.
Спустя четыре дня после пресс-конференции президента России Владимира Путина у ростовчанки Анны Антошиной зазвонил мобильный. На том конце провода она услышала: «Здравствуйте, вам звонят из приемной губернатора».
— Губернатор подтвердил, что нам выплатят деньги за сгоревшую квартиру, и мы сможем на эти деньги купить новую. Мы уже и дом подобрали — в центре здесь, недалеко, потому что школа — сами понимаете, — вспоминает женщина, у которой в гигантском пожаре 2017 года на Театральном спуске сгорела крошечная квартира в доме на 8 квартир.
Василий Голубев позвонил Антошиной после того, как ее 11-летний сын записал видеообращение к Путину и попросил дать ему шанс на жизнь в нормальных условиях. Вместо сгоревшей квартиры семья не получила ничего, потому что у них нашлась комната в таком же ветхом доме на Соколова. Антошины смирились. Но спустя год администрация города заявила, что участок под их сгоревшим домом нужен муниципалитету. Если бы квартиры были целы, то собственники получили бы компенсацию согласно Гражданскому кодексу. По-хорошему, городу должно быть все равно, живут в тех квартирах люди или нет — право собственности на недвижимость не сгорает. Но в Ростове чиновники пошли в суд с требованием лишить жильцов права собственности — чтобы ничего им не платить. Антошина с соседями наняли адвоката и первую атаку отбили. Мэрия сдаваться не спешила, уже и решение суда потерялось в суматохе коронавируса. А после видеописьма президенту к Антошиным первым делом пришла прокуратура — проверять условия жизни Димы. Но, испугавшись очередного негатива в СМИ, чиновники сдались — и поступили с Антошиными по закону.
— Губернатор спросил, рады ли мы, я сказала, что очень рады, — рассказывает женщина.
Добиться работы законов в Ростовской области — действительно, большая радость, и губернатор, похоже, это знает.
В 2020 году Василий Голубев, несмотря на то, что Устав области напрямую запрещает одному и тому же лицу занимать пост губернатора более двух сроков, все же пошел на выборы, объясняя это тем, что свой первый губернаторский срок он получил не в результате голосования избирателей, а из рук своего покровителя, тогда — третьего по счету президента России Дмитрия Медведева. Результаты голосования показали, что зря он это сделал: если в 2015 году официальная явка на выборах губернатора превысила 46% и за действующего главу региона проголосовало 1,241 млн человек (78, 21%), то в 2020-ом губернатора поддержало всего 899,2 тысячи жителей, а на выборы пришло менее 40% избирателей. Это при том, что выборы, по сути, шли три дня, и на участках, где наблюдатели были особенно принципиальны, Василий Голубев с очень незначительным перевесом побеждал у своего постоянного спарринг-партнера — кандидата от КПРФ.
Стоит отметить, что равнодушие избирателей к выборам губернатора было взаимным: Василий Голубев был настолько уверен в своей незамысловатой победе, что даже не стал создавать предвыборной программы. Не без треволнений получив «добро» на переизбрание от Владимира Путина, губернатор выступил с речью перед приближенными, рассказав, как он успешно 10 лет распределял социальную помощь между нуждающимися жителями региона, и пообещал делать это еще 5 лет. Очевидно, не сомневаясь, что уж чего-чего, а нуждающихся в его регионе меньше не станет.
У команды Голубева есть планы по увеличению количества рабочих мест в регионе, реанимации умирающих шахтерских территорий, модернизации коммунальной инфраструктуры. Но в его предвыборной программе нет ни одного конкретного предложения, как это сделать. Впрочем, их не было и 5 лет назад — стоит ли удивляться, что за это время положение экономическая ситуация в регионе лучше не стала.
Губернатор радуется вовремя полученным дотациям и субсидиям и особенно гордится экспортными успехами донских аграриев, которые стахановскими темпами вывозят из области всё более-менее ликвидное зерно. По сути, регион выходит в лидеры по экспорту растительного сырья, за 10 лет в Ростовской области, в отличие от других регионов, так и не была налажена массовая его переработка. Не появилось ни обещанного сахарного завода, ни завода по глубокой переработке зерна, который должен был начать работу еще в 2013 году, но инициативу уже перехватили другие регионы. И не только эту.
В 2012 году Научно-производственная фирма «ФИТО» зарегистрировала в Кагальницком районе ООО «Тепличный комбинат «Кировский». Компания планировала вложить в выращивание тепличных овощей свыше четырех миллиардов рублей, но так и не смогла добиться переноса газовой трубы. Цена вопроса, по некоторым данным, оценивалась в 50 млн рублей. Но ни у «Газпрома», ни у команды Голубева не нашлось денег и политической воли решить проблему. В результате «ФИТО» перенес проект в Липецкую область и достраивает там уже третий по счету тепличный комплекс пятого поколения с самыми высокими в России показателями урожайности.
Взамен теплиц ростовские власти предложили жителям Кагальницкого района строительство мусорного полигона с комплексом по переработке ТБО. Возмущенные эко-активисты с помощью прокуратуры отбили у чиновников станицу Кировскую, но кагальницкие чиновники не оставляют надежд построить опасный объект на плодородных землях: мусороперерабатывающий комплекс всплывает то тут, то там в градостроительных планах муниципалитетов с менее активным населением. Кое-где в области противникам строительства мусорных полигонов пришлось браться за вилы и организовывать круглосуточное дежурство на дорогах.
Так консолидация протестного электората и создание новых центров противостояния региональной власти стали, пожалуй, главной и единственной заслугой команды Василия Голубева за 10 лет упорного труда. Судя по количеству уголовных дел в отношении его подчиненных (замгубернатора Сергей Сидаш, экс-министр строительства Николай Безуглов, экс-министр здравоохранения Татьяна Быковская, экс-министр ЖКХ Андрей Майер) и бегству оскандалившихся единомышленников (вице-губернатор, сити-менеджер Ростова Сергей Горбань (2010-2016), замгубернатора Александр Гребенщиков (2010-2017), замгубернатора Сергей Трифонов(2010-2015), замгубернатора Александр Молодченко (2010-2017) ) Василий Голубев надоел не только электорату. Очередная «перестановка мебели» в правительстве, которую он затеял после утверждения на третий срок, вряд ли кардинально улучшит ситуацию: из его кабинета ушли последние профессионалы, некоторые — с трудно скрываемым удовольствием.
Эпидемия коронавируса, которая в 2020 году испытала на прочность здравоохранение всех стран мира, не сделала для Ростовской области исключения. С той лишь разницей, что вместе с нехваткой лекарств, коечного фонда, кислорода и врачей, в регионе обнаружилась явная нехватка здравого смысла: власти то морочили голову со статистикой смертности, то отрицали очевидные проблемы.
«Кислородный скандал», когда перебой в работе кислородной службы 20-ой городской больницы обернулся двукратным увеличением числа умерших за сутки коронавирусных больных, вынудил уйти в отставку министра здравоохранения Татьяну Быковскую и главу горздрава Надежду Левицкую. Но это не помешало администрации города Алексею Логвиненко продолжать настаивать на том, что эти события никак не связаны и перекладывать вину за случившееся на плечи врачей.
Не допустив к выборам в местные органы самоуправления настоящих независимых кандидатов, с рекордно низкой явкой на выборах и губернатором на последнем сроке политическая система Ростовской области думает, что въезжает в 2021 год на коне. Хотя очевидно, что это, скорее большая хромая утка, на которой уже не удержаться. Если председатель ЦИК Элла Памфилова сдержит угрозу и на выборах в Госдуму в Ростовской области будет применено электронное голосование, то становится понятно, почему, после формирования нового состава правительства области в нем практически исчезла позиция заместителя губернатора по вопросам региональной, муниципальной и информационной политики и социально-политических коммуникаций.
Кто же теперь будет в команде Голубева отвечать за организацию выборов?
После выборов 13 сентября, занимавшийся этими вопросам Василий Рудой попросился в отставку и вернулся в родную Академию госслужбы на позицию ректора. А в пресс-службе губернатора, отчитываясь о формировании нового состава регионального правительства, пояснили, что вопросы информационной политики и социально-политических коммуникаций теперь возложены на первого заместителя губернатора Игоря Гуськова вместе с вопросами образования, культуры, спорта и защиты прав несовершеннолетних.
Такая девальвация некогда очень влиятельного инструмента в руках региональной власти может говорить лишь об утрате ею последних атрибутов самостоятельности. Если кто-то и может контролировать ход электронного голосования на выборах в госдуму, то это точно не пара региональных чиновников с размытым функционалом. Это значит, что и без того ручное и полностью подчиненное федеральному центру ростовское правительство растеряло последние признаки региональной привязки — с тем же успехом Ростовской областью может управлять команда хорошо обученных системных администраторов в Москве.
Для Димы Антошина и четырех миллионов остальных жителей области это означает, что гарантировать им незыблемость закона может только президент. Чем при этом предстоящие 5 лет будет заниматься губернатор, можно только догадываться.
Елена Романова специально для «Блокнот Ростов»
Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.
Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: Одноклассники, Facebook, ВКонтакте, Telegram.