Ростов-на-Дону Вторник, 30 апреля
Общество, 25.12.2023 18:00

В Ростове подвели итоги года по снесенным и спасенным историческим зданиям

Активист общественного движения «Мой фасад» Геннадий Крольман рассказал «Блокнот Ростов», какие дореволюционные объекты снесли в этом году, а какие получили статус ОКН.

Чего Ростов лишился в 2023 году?

В начале уходящего года на Социалистической, 106 снесли домовладение семьи Елицер, купцов из Екатеринодара. Два здания были построены предположительно в 1880-х. Для истории донской столицы значимо то, что один из Елицеров отправил муку со своей мельницы в Лондон в 1879 году. С его легкой руки началось бурное развитие отрасли и появление новых мощных мельниц в Ростове, благодаря чему в дальнейшем возникла империя Парамоновых. 

photo_2023_01_18_16_01_21.jpg

Многочисленные попытки общественников спасти домовладение Елицеров не увенчались успехом. Фото: «МойФасад»

За год до сноса Комитет по охране ОКН отказал домовладению в статусе памятника истории и культуры.  А вот комиссия, созданная по инициативе губернатора, наоборот, рекомендовала признать здание ценным. Но пока решение было не утверждено – дом снесли.

На Седова, 19, в одном из наиболее сохранных участков Богатяновки уничтожили дом Скараманги, который когда-то был одним из богатейших купцов. Одноэтажный особняк украшал город с конца ХIX века. А вместе с особняком снесли и прекрасные дореволюционные ворота. Исторические объекты ликвидировали ради строительства двух девятиэтажных домов под названием «Два капитана».

Еще одно здание, чья судьба завершилась в 2023 году, – жилой дом Губаревых. Здание конца XIX – начала ХХ века располагалось на Мурлычева, 27, в одном из очень хорошо сохранившихся исторических кварталов Нахичевани. А снесли его под строительство многоэтажки от строительной фирмы «Кристина» депутата гордумы Ростова Валерия Левченко. На том же основании с карты Ростова исчезли жилой дом Пискунова на Мурлычева, 25/20 линия, 16, жилой дом Манука Алавердова на 20-й линии, 18 и жилой дом Татиоровых на 27-й линии, 46.

А еще в начале 2023 года окончательно разобрали руины здания конца XIX века на Серафимовича, 103, которое начали сносить еще в прошлом году.

Какие здания теперь под надежной защитой?

Были и хорошие новости: несколько домов наконец признали объектами культурного наследия, что гарантирует им сохранность.

Например, дом Александра Кушнарева на Темерницкой, 35, известный также как дом со львами, получил статус ОКН после заявки «МойФасад».

За дом на Буденновском, 17 общественники долго бились в начале года, кропотливо собирали информацию о здании в архивах три месяца. Это увенчалось успехом: особняк признали ОКН.

Выявленным ОКН после заявки «МойФасад» стала и старообрядческая богадельня на Баумана, 52.

Еще одна хорошая новость касается дома купцов Золотаревых на Соколова, между Б. Садовой и Суворова. В ходе ремонта со здания сняли вентфасад, из-под которого показался оригинальный лепной декор. Его сохранили. Правда, увидеть его сложно – там сделали летнюю площадку кафе.

038f40a0-1cc2-4ac4-b28e-34f4a8ba6313.jpg

Изящная лепнина порадовала ростовчан. Фото: «МойФасад»

Какие дореволюционные объекты пострадали от пожаров и нерадивых подрядчиков?

Чаще всего горел в этом году дом Ивана Парамонова на Социалистической, 128. И в итоге Комитет по охране ОКН лишил его статуса памятника архитектуры, после чего город продал здание новому собственнику. Общественники подозревают, что последует снос особняка.

На той же улице, по адресу Социалистическая, 87, сгорел дом, где жил ученый-вирусолог Дмитрий Ивановский.

У дома Рувинского на Шаумяна, 96 обрушился кусок дворового фасада здания, после чего вместо укрепления и сохранения оставшихся стен разобрали один из дворовых корпусов.

Изменилась до неузнаваемости фабрика красок Трофиенко. Собственник превратил историческое здание в черную стену: подрядчики обшили его некими «графитовыми кассетами» и повредили кирпичный фасад.

5d289524-41cd-470a-a2c6-41ab3249e32e.jpg

Фасад старинной фабрики полностью скрыт за темными блоками. Фото: Bocharnikov

Пострадал от рук рабочих дом С. Кистова на Советской, 30, в котором находилось музыкальное училище Ростовского отделения Императорского русского общества. Вместо расчистки кирпичной кладки ее замазали шпаклевкой, криво выделяли швы — ничего общего с историческим обликом это не имеет. Что с оригинальными интерьерами здания, непонятно. Здание выглядит полностью выпотрошенным изнутри.

На Станиславского, 158 в ходе ремонта изменился к худшему дом Харьковского Земельного банка конца XIX века. Вместо очистки кирпичного фасада подрядчик грубо заляпал его цементом и покрасил в неисторический цвет. Жильцы еще в 2020 году направили в фонд капремонта перечень пожеланий, среди которых была расчистка фасада, но в итоговой смете фонда капремонта почему-то никаких слов о расчистке не оказалось.

Вопросы к подрядчикам есть и по дому Дьяковых на Станиславского, 172. Это ОКН, построенный в конце XIX века. Вместо нормального капремонта крыши и отдельных элементов декора подрядчики фонда капремонта грубо зашили их и превратили в непонятные «гробики».

Смутили общественников работы по реконструкции особняка на Пушкинской, 191, недалеко от Кировского. Возможно, оригинальные детали скоро скроет вентфасад.

А корпуса завода Пастухова на Береговой, 67 лишили статуса ОКН. Общественники предполагают, что это сделано для строительства шестиполосной трассы по набережной. Проекта, сделанного по идеям полувековой давности, с узенькой полосой для пешеходов вдоль реки вместо нормальной территории для отдыха.

Григорий Мелихов

Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Telegram, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников. 

Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиВКонтактеTelegramДзен


Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
историческое наследиеОКНархитектурадореволюционные домасносисторический центрМойФасад
0
0