Ростов-на-Дону Суббота, 14 сентября
Общество, 31.08.2024 09:05

«У меня на душе казаки поскакали»: арт-директор Василий Милованов рассказал про изменение отношения к Ростову и деда-археолога

«У меня на душе казаки поскакали»: арт-директор Василий Милованов рассказал про изменение отношения к Ростову и деда-археолога

Ростовчанин Василий Милованов перебрался в Москву достаточно давно. Но он сохранил любовь к родному региону, которая досталась ему от деда, археолога и педагога. Василий рассказал «Блокнот Ростов» о своем жизненном пути, о местах силы Донского края и об иллюстрированной им книге.

Из Ростова я уехал в 2011 году. На тот момент я уже закончил художественное училище имени Грекова по специальности «дизайн» и только что вернулся со срочной службы. Год службы серьезно изменил мое представление о себе и о мире, я стал гораздо увереннее себя чувствовать. Появилось ощущение, что мир большой, а мне всего 21 год, и я могу все, что захочу. 


Расскажи, пожалуйста, чего ты тогда хотел и как решил действовать?

Определенный план я не сформулировал, мне была интересна музыка, но это скорее был предлог. А настоящая причина – проверить свои силы в большом мире, в большом городе. Где если ты чего-то добьешься, то это будет только твоя заслуга, а не связей, каких-то знакомств, родственников. Я поехал в Москву, из близких людей у меня был там только двоюродный брат, который переживал что-то похожее в тот момент. И мы с ним думали о том, чтобы организовать группу.

Музыка – не то дело, которое приносит доход. Скорее постоянный расход. Будем честны – не то чтобы мы делали что-то выдающееся и сверхъестественное. Несколько лет прошли в состоянии постоянного поиска места со стабильной зарплатой, где можно было хоть как-то терпеть свою работу. Несколько лет я оправдывал свою работу тем, что мне просто нужны деньги, чтобы оплачивать репетиции и студию. 

Но волей судьбы, как раз на нашем концерте в Рязани, мы пересеклись с парнем, который предложил прийти в офис компании, для которой я раньше работал как фрилансер. Я тогда совсем не уважал рекламную сферу и сказал, что мне это неинтересно. Он все-таки уговорил, я пришел и остался. Четко помню момент, когда поймал какой-то азарт в профессии: в это агентство пришел заказ на рекламный ролик, и ни у кого из отдела креатива не было опыта в съемках. Поэтому меня как ответственного сотрудника поставили на этот проект, и я абсолютно интуитивно делал шаги. Оказавшись на съемочной площадке, я влюбился в это дело и понял, что все, я хочу только придумывать и снимать ролики. Так я почувствовал вкус в сфере, в которой до этого проработал несколько лет, и понял, что нужно двигаться в этом направлении.

Как раз примерно к этому времени стало понятно, что с музыкой не выгорит. Уже родилась моя дочь, я обзавелся семьей, и стало понятно, что надо просто работать, и работать много. 


А как менялось твое отношение к Ростову?

Оно изменилось довольно серьезно. Поначалу, после переезда, я воспринимал Ростов как родную гавань, место, куда можно после безумной Москвы и безумных ночных подработок, поисков жилья, работы и денег, после всей этой суеты, вернуться и выдохнуть. Вот Ростов, твой город, он тебя знает, ты его знаешь, все отлично. 

Со временем картинка начала для меня немножко меняться. Я начал чувствовать от приезда к приезду, что я все меньше принадлежу этому городу. Понимаю, что мы уже начали жить разными ритмами с ним. Но при этом появилось очень интересное чувство, которое ты всегда испытываешь, когда приезжаешь в какое-то новое место – тебе всё в нём кажется очаровательным. Тебе кажется, что любая мелочь, даже самая обычная, несет в себе какую-то атмосферу этого места, атмосферу региона.

Где-то, наверное, года с 2018, когда я возвращался в Ростов, я начал испытывать это чувство туриста. Особенно когда Платов построили, я вышел из аэропорта, сделал первый вдох и почувствовал, что я на юге. Там воздух пахнет по-другому, он какой-то специфический, копченый.

Я все время шутил, говорил жене: ну все, у меня на душе казаки поскакали. То есть я понял, что любая вещь, которую я, когда жил в Ростове, не замечал, не придавал ей значения, теперь несет в себе ростовский, южный колорит. Все стало строиться вокруг ассоциаций первого порядка: степи, тихого Дона, казаков и всего вот этого. 

Важно оговориться, что для меня Ростов важен не как город сам по себе, а как город посреди большой степи, посреди юга. И любовь к просторам, к бесконечной степи и тихому Дону пришла из детства.


Каким оно было? Может, есть самые яркие воспоминания, картины из прошлого?

Перед тем, как приехать в Ростов, до 11 лет я жил в поселке Дивный Аксайского района. И очень часто мы ездили к дедушке с бабушкой, которые жили в Большом Логе. Это тоже небольшой такой поселок прямо под Аксаем. 

Мой дед был очень интересным человеком. Он был археологом и преподавал в школе в соседнем поселке, в Реконструкторе. Он часто брал детей в походы на раскопки, и меня тоже. По жарище ходили безумное количество километров, поля копали, находили черепки. Он хорошо разбирался, рассказывал, что это, какой эпохи, какой век и прочие нюансы.

Я, естественно, их тогда не запоминал, я был совсем маленький, но ощущение это впитывал. И довольно забавная деталь. Я никогда этому не придавал значения, но я помню, что в каждый поход дед брал с собой бурку.

Кавказская черная бурка, которую он использовал и как палатку, и как одеяло. Как сейчас помню эти походы, где у костра все собираются, он расстилает свою бурку, и мы все на ней сидим. Дед закуривает трубку и рассказывает истории.

Дед умер больше 20 лет назад, но недавно он снова появился в жизни моей и в жизни нашей семьи довольно интересным образом. Оказывается, в молодости он написал книгу, которая по разным причинам не была опубликована при его жизни.

Сейчас рукописи оцифрованы, и издательство «Луноход» взялось за издание книги. Дай бог, скоро ее можно будет увидеть наконец-таки в бумажном формате. Почему для меня это особенно важная история? Потому что мне удалось принять участие в публикации в качестве иллюстратора.


Говоря о деде как об авторе книги, стоит упомянуть его немножко с другой стороны, потому что я его помню как ребенок. Для меня он был 60-летним крутым дедом, который водит нас в походы, у которого на ремне в кожаных ножнах замечательный нож, у него есть бурка и трубка и очень много всяких интересных черепков и минералов в шкафу. Но как автор Евгений Андреевич Милованов тоже был очень интересным человеком, романтической натурой.

Кстати, он родился в Шахтах Ростовской области, так что любовь к степи у него оттуда. Но также у него была сильная любовь к Кавказу, потому что, когда он был ребенком, семья спасалась от послевоенного голода и на несколько лет переехала в Кабарду. 

После школы он поступил в Ленинградское арктическое училище и планировал быть капитаном полярного плавания, но на поздних курсах его перед направлением на практику не пустила медицинская комиссия, потому что у него был глубокий шрам на лобной части черепа, полученный им еще в детстве.

Это на него серьезно повлияло, и когда быть капитаном не получилось, он пересмотрел свой выбор и стал педагогом, создал краеведческий археологический кружок, который на самом деле был очень успешным. Многие его участники выросли в историков, профессиональных археологов. И даже находки, обнаруженные в районе Мощевой Балки, это возле поселка Курджиново в Карачаево-Черкесии, были отправлены в Эрмитаж. И дед получил благодарственное письмо лично от директора Эрмитажа Пиотровского. В общем, такой довольно незаурядный был человек.


Дед очень серьезно повлиял на моё мировоззрение, даже, наверное, не на мировоззрение, а именно на мироощущение. Он открыл мне очень много вещей, о которых я до сих пор думаю и которые часто вспоминаю. И я так рад, что мне представилась возможность отплатить ему по-взрослому.

Сейчас я уже накопил достаточный опыт, мне хватает профессионализма, чтобы взяться за такую задачу. И, несмотря на то, что это мой первый опыт конкретно книжной иллюстрации, я очень доволен результатом. Рад тому, что получилось, и с нетерпением жду выхода книги, как будто бы случится маленькое семейное волшебство.

Расскажи, пожалуйста, подробнее о содержании будущей книги.

Это роман про события на Кавказе в начале XIX века. Одним из ключевых персонажей является Александр Александрович Бестужев-Марлинский. Это реальный литератор, о котором сегодня мало кто, наверное, помнит. Все помнят Гоголя, Пушкина, Лермонтова.

Но для современников декабрист Бестужев был известной не только литературной, но и политической фигурой. Его рассказы о Кавказе были очень популярны: это был взгляд человека из Российской империи, который знакомится с культурой и обычаями местных народов, переосмысляет и роль короны в этом процессе, и собственную роль. В общем, роман про события, которые происходили на территории нынешней Карачаево-Черкесской республики. 


Давай в завершение беседы мысленно вернемся в родной регион. Какие локации в Ростовской области ты бы мог назвать местами силы для себя?

Самое знаковое место – это Большой Лог, который связан у меня с воспоминаниями о деде. Это, безусловно, станица Старочеркасская. Я даже не могу вспомнить, сколько раз я приезжал туда, когда был студентом, и сколько раз приезжал, уже уехав из Ростова. Испытываю сильную радость, когда приезжаю туда. 

Ну и, наверное, всё-таки Западный. 2-я Краснодарская – то место, где я прожил всю свою ростовскую сознательную жизнь. Еще я бы наверняка назвал Темерник, потому что там жил мой друг, и с ним связано много всяких студенческих дурацких, но запоминающихся приключений.


Фото и иллюстрации из личного архива героя
Оксана Петина

Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиВКонтактеTelegramДзен.

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
интервьюмы из Ростоваистория
0
0