Ростов-на-Дону Среда, 24 апреля
Общество, 05.08.2019 08:04

Почему идея с автобусами-экспрессами провалилась в Ростове несколько лет назад

Впервые маршруты автобусов-экспрессов появились в донской столице в 1980-е годы. Они были призваны быстро доставлять людей из дальних спальных районов в центр. Почему идея в итоге провалилась, вспоминал «Блокнот-Ростов».

Появление в Ростове-на-Дону в 2020 году экспресс-маршрутов анонсировал в конце июля директор департамента транспорта Христофор Ермашов.

— Этот вопрос сейчас прорабатывается, — сообщил чиновник. — Ранее в Ростове уже существовали такие маршруты. Мы хотим их возродить. На них будет три-четыре остановки и они свяжут, например, Стройгородок и центр, либо Александровну и центр.

Проезд в таких автобусах будет дороже из-за нерегулируемого тарифа, подчеркнул Ермашов.

Автобусы-экспрессы появились в Ростове в первой половине 1980-х годов. Большинство из них были дублёрами обычных городских маршрутов, но при этом, согласно действовавшему тогда регламенту, имели лишь пять остановок, включая конечные.

Jkarus_Z-80.jpg

Такие "гармошки" колесили по городу с 80-х годов. Фото: Sergeev Pavel/Википедия

Первым появился маршрут №62, который соединил железнодорожный вокзал «Ростов-Главный» и аэропорт на проспекте Шолохова. Он останавливался только на Ворошиловском проспекте, площади Карла Маркса и у Старого Автовокзала. Маршрут, на котором ездили нетипичные для донской столицы автобусы «Икарус» с дверьми в начале и конце салона, действительно отличался высокой скоростью.

Вторым маршрутом экспресса был №77, который довозил пассажиров с Шайбы (площадь Добровольского) в центр. При этом между Северным и Центральным рынками остановок у него не было. Однако и популярен маршрут был лишь в часы пик.

В те же годы появились и экспресс-маршруты и на Западном. Экспресс №72 был дублем для автобуса №71 «Малиновского – Центральный рынок», а экспресс №74 – для автобуса №34 «ГПЗ-10 – Центральный рынок». При этом у них не было остановок между «Зорге / Стачки» и центром города, а №74 в утренние часы пик довозил людей до Часового завода на Ворошиловском проспекте. Работали на этих маршрутах автобусы-гармошки.

Помимо этого, в последние годы СССР, а также в 1990-е в Ростове появились маршруты экспрессов №35 «Сельмаш – Центральный рынок», 56 «Сельмаш – Шайба», №55 «пл. Карла Маркса – Темерник», №66 «Аэропорт – Военвед», №75 «пл. Карла Маркса – 2-й посёлок Оржоникидзе», №85 «Военвед – Центральный рынок», №80 «Вокзал Ростов-Главный – Александровка», №89 «Сельмаш – Темерник», №92 «Днепровский – Центральный рынок».

IMG_7113 (1).jpg

Экспрессам, как и обычным автобусам, придется простаивать в пробках. Фото: "Блокнот Ростов"

Однако в середине 1990-х началось злоупотребление понятием экспресса. Поскольку сами маршруты дублировали обычные, а тариф сделали дороже и отменили льготы, а в муниципальных автобусных предприятиях решили перевести как можно больше автобусов в режим экспресса. При этом для увеличения количества остановок был введён термин «полуэкспресс». Спустя некоторое время такие маршруты стали останавливаться практически на каждой второй остановке, а соотношение обычных и полуэкспрессных автобусов сильно поменялось в пользу последних.

В итоге пассажиры, которым не посчастливилось жить или работать на основных остановочных пунктах, стали по сути людьми «второго сорта». Они были вынуждены не только платить по повышенному тарифу, но и идти одну-две остановки пешком после поездки в таком «полуэкспрессе», поскольку дождаться обычного транспорта было невозможно. Реальными экспрессами остались лишь №№72, 74.

В какой-то момент «полуэкспрессы» стали фактически останавливаться на каждой остановке и их работа стала легализованным способом проезда по повышенному тарифу без льгот. В итоге в начале 2000-х после большого количества жалоб и недовольства пассажиров городские власти вынуждены были отказаться от этого вида транспорта. Часть маршрутов объединили со своими дублями, другим видоизменили трассу. С тех пор нишу предполагаемого скоростного транспорта в Ростове заняли маршрутки.

Простои, источник - Ростовский Городской Транспорт.jpg

Экспрессы подолгу простаивали на своих остановках. Фото: "Ростовский городской транспорт"

Вернулись к идее экспрессов лишь в 2010 году. Тогда было закуплено несколько автобусов «Лиаз» пригородной комплектации – с мягким салоном и без средней двери. Для них был открыт специальный маршрут №25э, соединивший площадь Добровольского и Центральный рынок. В отличие от маршрута №77 из советского прошлого, у него было восемь промежуточных остановок, в том числе «Школьная», «ЦГБ» и «улица Максима Горького». При этом тариф на проезд был обычный, включавший все предусмотренные льготы.

Однако идея экспресса снова потерпела фиаско: водители нового маршрута подолгу простаивали на своих немногочисленных остановках также, как и их коллеги. Они говорили, что у них есть только запрет на посадку и высадку на остальных остановочных пунктах, а на вверенных они могут поступать так, как захотят. Поэтому выигрыша в скорости этот маршрут совершенно не имел. Эксперимент предсказуемо свернули через месяц, а автобусы переставили на маршруты, следующие в садоводческие товарищества.

Таким образом, история маршрутов-экспрессов в Ростове пока что неутешительная. Они либо начинали подменять собой обычные автобусы, заставляя людей платить больше, либо не давали никакого выигрыша в скорости. С другой стороны, с 2017 года в Москве работают 14 экспресс-маршрутов, которые популярны у пассажиров. Так что всё зависит от того, как городские власти организуют и будут контролировать их работу.

screenshot_1.jpg


Метробус в Стамбуле Фото: gre4ark.livejournal.com

Григорий Мелихов

Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников. 

Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиFacebookВКонтактеTelegram.  

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
транспортавтобус-экспрессРостов
1
0