Ростов-на-Дону Понедельник, 20 мая
Экономика, 27.03.2023 07:10

От легендарной «полуторки» до «ночного охотника»: история Ростовского вертолетного завода

«Блокнот Ростов» продолжает рассказывать о самых крупных предприятиях Ростовской области на которых держится вся экономика региона. На этот раз речь пойдет о «Роствертоле», который вместе с «Ростсельмашем» можно тоже назвать градообразующим предприятием.

От машин к авиации

На карте Ростова-на-Дону можно найти переулок Автомобильный и поселок Автосборочный. Но вот автомобильного завода в городе нет. Зато находятся эти места неподалеку от другого предприятия – «Ростовского вертолетного завода». Все дело в том, что в основе «Роствертола» лежал как раз автомобильный завод, точнее автосборочный.

В 1930-х годах в СССР активно развивалось производство автомобилей. Центром стал город Горький (Нижний Новгород), однако мощностей завода ГАЗ не хватало для того, чтобы обеспечить всю потребность в технике. Тогда власти советского государства решили открыть предприятия и в других регионах. Одним из них стал Ростов, где уже работал «Ростсельмаш», а значит были инфраструктура и кадры.

Разместить предприятие решили на территории, где когда-то был первый в городе аэродром. Тогда это была самая окраина города.



Конвейер Ростовского автосборочного завода. 1940 год. Фото: rslovar.com

Строительные работы начались в середине 30-х, а уже в 1939 году с конвейера Ростовского автосборочного завода сошли первые грузовики ГАЗ-ММ — знаменитая «полуторка». В Ростове машины собирал из полученных из Горького готовых узлов. Часть производили на месте, но основным направлением была именно сборка машин. При это предприятие было оснащено самым современным сборочным конвейером. За два года завод выпустил более 20 тысяч автомобилей и был готов приступить к сборке и легковых автомобилей. Но история повернулась совсем иначе и профиль предприятия изменился.

Еще в 1939 году советское правительство, предчувствуя войну, издало указ о перепрофилировании ряда машиностроительных заводов под выпуск самолетов. Одним из них стал завод в Ростове, где помимо машин в состоянии полной секретности начали производить истребители И-16. Для этого были возведены новые цеха. Но основное производство авиационной техники на Дону началось только в 1944 году, когда город окончательно освободили от немецко-фашистских захватчиков.

В Ростове работал завод №168. Изначально он был основан в Рязани, затем был эвакуирован в Волжск и только в 1944 году оказался в Ростове, где работал на базе ростовского завода №87. При этом официально предприятие продолжало именоваться Ростовским автосборочным заводом. И далеко не все жители города даже знали, что на самом деле там выпускали. Название «Роствертол» появилось только в 1970-е годы.

Цех окончательной сборки самолета Ут-2М, 1944 год. Фото: «Роствертол»

После войны завод выпускал самолеты По-2, а в 1949 году предприятие приступило к созданию десантных планеров Як-14. А в начале 50-х предприятие перешло к производству цельнометаллической техники. В 1952 году начался выпуск штурмовиков Ил-10, а в 1954 году налажено производство турбореактивных Ил-40. Было построено 5 экземпляров и ещё около 10 находились в разной степени готовности. Но в стране вновь произошли изменения, повлиявшие на судьбу ростовского завода.

Никита Хрущев, занявший пост главы государства после смерти Иосифа Сталина, решил провести глобальную военную реформу. Заключалась она в сокращении всего и вся. Из армии были уволены миллионы военных, сокращались предприятия, Ставка была сделана на ракетно-ядерный щит.

Пострадал и ростовский завод, ведь в 1956 году вышла директива о ликвидации штурмовой авиации. Работы по строительству Ил-40 были прекращены. Пошли разговоры, что завод может стать частью «Ростсельмаша» и на его территории тоже начнется производство сельскохозяйственной техники.

Дмитрий Чумаченко Фото: «Роствертол»

Но с этим был не согласен Дмитрий Чумаченко, который возглавлял тогда предприятие. Он постоянно ездил в Москву, пытаясь выбить заказы. В одну из таких поездок он познакомился с Михаилем Милем, который с 30-х годов занимался разработкой вертолетов. Встреча оказалась судьбоносной. Вскоре Миль приехал в Ростов, где осмотрел мощности предприятия и решение было принято. Так, предприятие в третий раз за 20 лет, сменило свой профиль.

Ростовский вертолетостроительный

Производство винтокрылых машин в Ростове началось в 1956 году. Первым стал Ми-1. Это первый серийный вертолет в СССР.

Уже летом 1957 года в небо поднимается Ми-6 — первый транспортный вертолет Миля. Этот вертолет стал первым в мире, который с легкостью смог поднять груз в 12 тонн на высоту более 2400 метров. В серийное производство модель была запущена через 2 года и выпускалась более 20 лет. А в 1964 году завод начал выпускать Ми-10, который был способен перевозить грузы до 15 тонн.


Первый полет Ми-6 Фото: «Роствертол»

В 1969 году предприятие начало выпускать и боевые вертолеты. Речь о Ми-24, которого многие знают, как «крокодила». Это первый боевой вертолет в Советском союзе. В серийное производство он запущен в 1971 году.

С 1985 года начался выпуск модификации Ми-24Д, а затем и Ми-24В, с более мощным набором вооружения на борту. Позднее на базе этого вертолеты создали Ми-35М, который и сейчас стоит на вооружении ВС РФ и активно экспортируется в другие страны.


Ми-28 Фото: Wikipedia.org

В 1982 году в небо впервые взлетел и т. н. «воздушный танк» Ми-28. Спустя 14 лет на его базе создали Ми-28Н «Ночной охотник», который и сейчас является основным видом техники, выпускаемым заводом.

Трудные времена

Начало 1990-х для завода оказалось трудным временем. Советский союз развалился, а с ним, как костяшки домино, начали рушиться и многие предприятия. В том числе и оборонные. Но «Роствертол» не пополнил погибших предприятий. Произошло это во многом благодаря одному человеку — Михаилу Нагибину.

Михаил Нагибин родился в Таганроге и много лет работал на Таганрогском авиастроительном заводе. Его даже прочили в будущие директора предприятия. Но в 1976 году его перевели на Ростовский вертолётный завод в качестве главного инженера. А в 1980 году он возглавил предприятие.

Руководителем Нагибин был строгим, но справедливым и всегда заступался за работников предприятия. Поговаривают, что однажды даже отругал первого секретаря райкома партии, который опоздал на встречу и рабочие были вынуждены его ждать, а это отрицательно сказывалось на производстве.


Михаил Нагибин Фото: «Роствертол»

В 1992 году завод становится открытым акционерным обществом, а его гендиректором назначается Михаил Нагибин. Он поручает найти дополнительные источники финансирования. И тут на помощь приходит один из символов рыночной экономики — торговля. Часть территории предприятия, выходящая на проспект Октября, отдается под строительство Торгово-выставочного комплекса. Это был первый такой объект в городе. И именно он позволил предприятию зарабатывать и выжить в сложные годы. Сейчас комплекс носит название «ДонЭкспоЦентр». Это крупнейшая выставочная площадка региона. В состав также входит гостиница, а в планах — строительство концертного зала.

«Мы знаем нынешнее положение авиационной промышленности, состояние внутреннего и внешнего рынка, знаем наши возможности. Исходя из этого, мы ежедневно решаем те или иные задачи, упреждаем негативные тенденции. Наверное, я говорю банальные вещи, но только так можно выстраивать стратегию выживания и развития предприятия. Нет сегодня в России платежеспособного спроса на вертолеты — надо сосредоточить все усилия на том, чтобы получать основные доходы от экспорта нашей техники, а не рассчитывать на то, что у государства вдруг появятся деньги или вам их удастся каким-то образом выбить в Москве», — говорил Нагибин в одном из интервью.


ТВЦ «Роствертол» Фото: pastvu.com

Умер он на рабочем месте 31 марта 2000 года от инфаркта. В тот же год проспект Октября в Ростове был переименован в проспект Михаил Нагибина, как память о человеке, который смог сохранить вертолетостроение в Ростове.

На смену Нагибину пришел не менее легендарный человек — Борис Слюсарь. Он работал на предприятии с 1960 года и прошел путь от слесаря до гендиректора предприятия. Вместе с Михаилом Нагибиным помогал заводу выжить в 90-е годы. Борис Слюсарь был депутатом Заксобрания Ростовской области 3-го и 4-го созывов, почетным гражданином Ростова-на-Дону и Ростовской области. В 2014 году ушел с должности гендиректора, возглавив совет директоров предприятия. А в августе 2015 года умер после продолжительной болезни. В 2017 году его имя было присвоено заводу, а в 2021 в честь него назвали улицу на левом берегу Дона.


Борис Слюсарь и Владимир Путин Фото: «Ростех»

После ухода Слюсаря с должности гендиректора полномочия единоличного исполнительного органа были переданы ОАО «Вертолеты России». А управляющим директором «Роствертола» был назначен Петр Мотренко, до этого работавший на предприятии в должности первого заместителя генерального директора по финансовым, коммерческим вопросам и реконструкции. Некоторое время назад Петр Мотренко все же был назначен гендиректором предприятия, но проработал в этой должности совсем недолго и к управлению вновь вернулся холдинг «Вертолеты России», а Мотренко вновь оказался на должности управляющего директора.


Петр Мотренко Фото: «Роствертол»

В 2017 году председателем совета директоров стал экс-министр обороны России Анатолий Сердюков. Проработал он на этой должности до конца 2022 года, после чего его полномочия были прекращены

Релокация

С середины 2010-х годов «Роствертол» объявил о планах перенести производство из Ростова в Батайск. Планировалось, что все пройдет в три этапа, Первой построят станцию, где будут проходить испытательные и приемо-сдаточные полеты. На втором этапе предполагается создание сборо-окрасочного производства. Третьим этапом является строительство учебного центр для пилотов и инженеров.

При этом часть производственных мощностей может остаться в Ростове. В частности еще нет решения о переносе механообработки, гальваники, термической обработки и ряда других операций. Основной целью переезда был вынос полетов за территорию города.

– Это то, что сегодня мешает жителям. Город окружил «Роствертол» уже давно. Дома зашли в санитарную зону, в которой, в моем понимании, местные власти не должны были бы согласовывать застройку. Но факт остается фактом, – говорил в 2019 году Андрей Богинский, занимавший тогда должность гендиректора «Вертолеты России»

Аэродром Батайск Фото: aerotechcenter.ru

Изначально планировалось, что все работы будут завершены к 2023 году, а их стоимость оценивали в 18 млрд рублей.

На территории аэродрома в Батайске уже выполнена реконструкция взлетно-посадочной полосы, оборудован командно-диспетчерский пункт, введено в эксплуатацию светосигнальное метеооборудование, которое позволяет совершать учебные и тренировочные полеты, получен сертификат аэродрома экспериментальной авиации.

В сентябре 2022 года заместитель губернатора Ростовской области Игорь Сорокин заявил ТАСС, что строительство вертолетного кластера в Батайске столкнулось с проблемами с оборудованием.

«В нынешних условиях введения санкционной политики в отношении Российской Федерации в проектно-сметную документацию по проекту «Строительство летно-испытательной станции ПАО «Роствертол» в Батайск» внесены изменения в связи с заменой на оборудование отечественного производства», – отметил Сорокин.

Главное — деньги

«Роствертол» остается одним из крупнейших предприятий Ростовской области. По итогам 2021 года выручка завода составила 37,2 млрд рублей, а чистая прибыль составила 353 млн рублей. В 2020 году выручка завода была 25 млрд рублей, а чистая прибыль — 292 млн рублей.

Очень удачными для предприятия были 2019 и 2018 году. Так, выручка в 2019 составила 55,6 млрд рублей, а в 2018 году — 94 млрд рублей. Чистая прибыль в 2019 году была 6,8 млрд рублей, а в 2018 — 15,9 млрд рублей.


Заводоуправление Фото: aer.ru

О контрактах предприятия и их суммах известно мало. Так, в 2019 году был заключен контракт с воздушно-космическими силами РФ на поставку 98 Ми-28НМ в течение семи лет. В 2022 году сообщалось о крупном контракте на 1 млрд евро. Но эксперты полагают, что речь идет об одном и том же контракте, который выполняется поэтапно.

В июне 2022 года завод «Роствертол» попал под американские санкции. Также санкции в отношении завода ввели Украина, Япония и Новая Зеландия. В холдинге «Вертолеты России» сообщили, что на работе предприятия это не скажется.  Так как вертолеты, которые производятся «Роствертолом», не содержат иностранных комплектующих. Предприятие работает с плановой загрузкой и исполняет контракты согласно установленному графику.



В цехах завода Фото: «Ростех»

Никита Никитин

Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Telegram, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.

Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиВКонтактеTelegramДзен


Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
РостовРоствертолзаводпредприятиявертолеты. историяэкономика
3
0