«Многие заговорили»: тренер рассказала, как на Дону детей с ОВЗ лечат с помощью лошадей

Фото: «Блокнот Ростов»
Читайте также:
- В Ростове пропала 13-летняя Вероника Рыбакова (04.07.2025 15:11)
- Мигранты составляют менее 3% работников транспорта в Ростове (04.07.2025 14:40)
- Готовь деньги: в сети распространяются фейки с журналистом «Блокнот Ростов» (04.07.2025 14:09)
- В Ростовской области ликвидировали нелегальный мусорный полигон с площадью более 20 тысяч кв.м (04.07.2025 13:42)
- Пожилая учительница погибла во время атаки БПЛА в Ростовской области (04.07.2025 08:58)
Оксана Ткач, спортсменка и мама двух деток с инвалидностью, с детства любила лошадей. С юных лет женщина работала в конном заводе, а теперь она учит кататься на этих грациозных животных ребят с ОВЗ. Несмотря на свой диагноз, ее ученики завоевывают призовые места в различных соревнованиях по всей стране, но самое главное – благодаря иппотерапии малыши с особенностями учатся разговаривать, взаимодействовать с окружающими и различать цвета.
Подробнее о том, как возникла идея об иппотерапии, как это помогает деткам, и как выбирают лошадей для таких тренировок, в материале «Блокнот Ростов».
Две Даши – одна мечта
Оксана, почему вы решили организовать иппотерапию для детей с ОВЗ? Как возникла такая идея?
– Идея заниматься с детьми и лошадьми возникла у меня еще в 15 лет. Я тогда была действующим спортсменом и работала в конном заводе имени Кирова. Туда приезжали товарищи, пытались заниматься. Я за этим наблюдала. Прошло много лет. Я ушла из спорта и не собиралась возвращаться к нему. Но у меня двое своих деток с инвалидностью, поэтому мы решили создали общественную организацию «Родители детей-инвалидов «Мы вместе». Стали проводить различные мероприятия для особенных детей. Это и адаптивная физкультура, и спорт по плаванию, и хоккей. Но у меня давно была идея именно с лошадьми попробовать. В итоге я купила лошадей – Зефира и Амуницию – и нашла наставника – Виталия Смольникова, действующего тренера сборной Ростовской области по конкуру (вид конного спорта). Он откликнулся на мою просьбу и мы начали это дело воплощать в жизнь. Все было прекрасно, пока он не ушел в зону СВО. Перехватить бразды правления пришлось мне. Таким образом я вернулась обратно в спорт. Сначала это была иппотерапия чистым видом, но потом, так как я сама бывший спортсмен, решила, что детей надо выводить в спорт. Пробовать с них что-то лепить. И у меня это получилось.
Сколько всего детей сейчас у вас занимаются? Каких успехов они достигли?
– На данный момент у нас 16 действующих спортсменов. Все дети либо призеры, либо победители соревнований, которые проходят в Таганроге, Сочи, Новороссийске. Сейчас готовимся к выезду в Москву. Для этого мне самой пришлось сесть на лошадь. Я тоже паралимпиец пятого уровня, которых в России очень мало, потому что многие не хотят возвращаться в спорт. У нас еще очень хромает тренерский состав. Нет желающих заниматься с такими детками.
Как именно иппотерапия помогает детям?
– Иппотерапия – это же общение с лошадью. А они у нас служит мотиватором. Плюс это живое существо, оно ходит. Когда дети садятся на нее, они получают заряд энергии, импульсы. Например, дети с ДЦП не могут разогреть ноги до нужного уровня, чтобы их потянуть. Садясь на лошадь это происходит автоматически, потому что температура тела этих животных выше, чему у человека. Соответственно, хочешь не хочешь, задействуются мышцы, ноги разогреваются. Вот у нас есть две Даши, обе участвуют в паралимпийской выездке и выступают очень хорошо. Всем детям это помогает. Многие начинают разговаривать, кто-то цвета учит на лошадях, кто-то – право и лево различать. Мы еще работаем с нейропсихологом. В прошлом году был пробный пилотный проект, проводили нейропсихологию на лошади. Это дало очень хорошие плоды. У нас многие дети заговорили, начали давать обратную связь.
А лошади с которыми вы занимаетесь, они специально обученные? По каким критериям вы их подбираете?
– Я сама лично всегда еду выбирать лошадь. Лично на нее сажусь, даже если это маленький конь. Потом садятся мои родные дети. Если он прошел тест, нас все устраивает, покупаем. У нас есть Зефир, он очень лоялен к ребятам. Аккуратно берет саха из рук, общительный, позволяет себя обнимать. А пони мы приобрели для малышей и детей с аутистическим спектром, потому что им нужно больше тактильности. Они его любят трогать, он позволяет ложиться на себя, и хвост, и уши разрешает трогать.
При этом у всех детей есть страховки, а также разрешение от доктора о том, что верховая езда им не противопоказана.
С какими сложностями вы сталкиваетесь в этой работе?
– Конечно, финансирование. Кроме того, под каждого ребенка нужно подстраиваться, искать контакт. Необходимо много общаться и с родителями Смотреть кому и что подходит больше. Сейчас ребят становится все больше.
Не дрессируем, а воспитываем
В день нашего интервью с Оксаной, нам посчастливилось познакомиться и с первым тренером ребят с ОВЗ Виталикм Смольниковым. Он находился в это время отпуске и приехал попрощаться с учениками перед очередной поездкой в зону СВО. «Блокнот Ростов» успел задать ему несколько вопросов.
Виталий, почему вы решили ответить согласием на предложение Оксаны, заняться тренировками с детьми с ОВЗ?
– Кто-то должен это делать. Все отказываются заниматься с детьми с ограниченными возможностями. Я принял для себя такое волевое решение.
Расскажите о лошадях, с которыми вы работаете?
– Есть такое поверье: лошадь – это большая собака. Когда берут лошадку, ее воспитывают как и щенка. И она потом верой и правдой служит. С животными когда общаешься, дружишь, они становятся практически членами семьи. В целях безопасности, естественно, животных подбираем, воспитываем. Именно стараемся воспитать, а не дрессируем. Чтобы они детишек не боялись, а ребята к ними относились достойно. Лошадей выбирают по глазам. У хороших глаз добрый, их сразу видно. С учетом того, что я занимаюсь этим уже несколько десятилетий, достаточно визуально посмотреть на лошадь, чтобы определить. Если в процессе и появляются какие-то сложности, вносим коррективы исходя из опыта, и все, они становятся мягкими и пушистыми.
Кто из учеников вам больше всего запомнился? Может быть вспомните чудесное исцеление кого-нибудь из детей?
– Есть в нашей практике такой случай. Была девочка, которая не подпускала к себе никого, а к лошади боялась подходить. Но постепенно мы нашли общий язык. Она привыкла со временем, начала и к себе позволять подходить, и сама подходила к людям и лошадям. А потом села и поехала верхом.
Дарья Плетнева:
– Мне нравится заниматься конным спортом. Я получаю много наград. В Таганроге завоевала первое место и пятое, а в Сочи и Новороссийске – третье. Еще я увлекаюсь пением и футболом.
Дарья Кумохина:
– Занимаюсь я четыре года, со своим любимым тренером Оксаной. Успехи хорошие. Есть и первые места, и вторые, и третьи. Занимаюсь я не только конным спортом, но и рисованием.
Видео Глеба Сибилева
Мариам Папахчян
Наш сайт в соцсетях: Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен.