Ростов-на-Дону Четверг, 18 апреля
Культура, 28.12.2022 18:00

Кино есть, а поддержки нет: руководитель движения «КиноДон» - о том, чем живут ростовские киноделы и почему государство никак не помогает

Власти Ростовской области неоднократно говорили, что регион очень привлекателен для кинопроизводства. Одно время здесь даже планировали создать кинокластер, который бы мог стать нашим ответом Голливуду. Однако проект в итоге так и остался на стадии идеи. Но при этом ежегодно в регионе снимают несколько десятков проектов. В большинстве своем это московские сериалы и фильмы. А как себя чувствует ростовский кинематограф? «Блокнот Ростов» пообщался с руководителем движения «КиноДон» Иваном Виноградовым о том, чем же живет ростовский кинематограф.


– Расскажи, чем ты занимаешься?

–Мой проект «КиноДон» был создан для того, чтобы развивать донское кинопроизводство, донскую кинокультуру. Но можно говорить шире, потому что под кино мы понимаем вообще любую движущуюся картинку, то есть это и телевизионный формат может быть, и блоги, и интернет-контент. Поэтому мы говорим скорее не только о кино, а вообще о медиапроизводстве и медиакультуре. Потому что производство может быть разным. 

Съемка порнографических фильмов – это тоже производство. Съемка чего-то такого, что является лишь развлечением, но не несет никакой пользы или даже деструктив несет – это тоже производство. Поэтому нужно отделять, что здесь и производство, и культура – они должны сочетаться. Упор мы сделали на то, что кино должно быть полезным, не только развлекательным, социально-ориентированным, то есть кино должно сопутствовать, стимулировать какие-то полезные процессы в обществе, в государстве, в бизнесе. Кино должно быть не отвлеченным фантазированием, сочинительством, это должно быть целенаправленное информационное сопровождение каких-то полезных проектов, идей.


Особенно мы выделяем научно-фантастическое кино, потому что научная фантастика – это тот жанр, который может стимулировать глобальное развитие. Это изобретательство, предпринимательство, то мышление, которое направлено на усовершенствование, на развитие мира. Научная фантастика стимулирует это. Задаешь человеку вопрос: как ты видишь себя через 10 лет? И даже такой недалекий срок вызывает у человека недоумение. В основном, мышление большинства людей сфокусировано здесь и сейчас. А научная фантастика призывает к этому подходить осознанно: планировать, как-то визуализировать этот образ будущего. Поэтому для нас жанр очень важный.

– Хорошая цель. А вот научная фантастика – это для фильмов или чтобы ролики снимать?

– Для того чтобы снимать полноценные фильмы, мы пока не доросли, мы только учимся и рассуждаем о том, что мы хотели бы снять. Чтобы кино российское было интересным, конкурентоспособным, мы что предложим? Чтобы мы предложили что-то, чего, например, еще не предложил Голливуд. Мы же должны действительно конкурировать интересностью, какими-то новыми идеями. Российское кино долгое время было вторично-подражательским. Надо как-то эту ситуацию уже переломить. Мне по этому поводу нравятся строки в стихотворении Филатова: «А вели-ка мне добыть то, чего на белом свете вообще не может быть». Нам нужно сотворить что-то этакое, чего еще не было, чего еще мир не видел. Как это сделать? Где вот это самое еще доселе невиданное найти? Это наше предложение, что вот там, за пределами порога фантазирования, который мы обозначили, очертили, можно нащупать что-то новое.


Плюс к таким рассуждениям на тему фантастики еще есть направление кинотренингов, задача которых – это формирование понимания, формирование практического опыта того, как вообще фантастику снимать, какие-то отдельные фантастические сцены. Потому что фантастика почти наверняка подразумевает присутствие в кадрах визуальных эффектов, а это уже требует определенного навыка. Это и актерское понимание, как работать с воображаемыми объектами. Если человек играет в сцене, где его партнер или какой-то объект, с которым он взаимодействует, будет только потом дорисован в этом кадре на постпродакшене, а ему нужно на полном серьезе, реально отыгрывать то, чего нет. Допустим, сюжет с дополненной реальностью. Как будто между нами с тобой какой-то невидимый интерфейс, и мы тут что-то нажимаем. Если со стороны посмотреть, то выглядит человек немножко как сумасшедший, который в воздухе руками двигает и как будто что-то нажимает. Ровно до тех пор, пока это не будет дорисовано в кадре. Тогда кадр приобретет логику. А пока это снимается, актеру нужно в это еще вначале поверить. И люди с непривычки, когда начинают что-то такое отыгрывать, их пробивает на хи-хи, они руками размахивают во все стороны. Нужно очень четко это увидеть, представить и в это поверить всей съемочной группе. Оператору нужно правильно это снять, специалисту по визуальным эффектам нужно потом правильно эту графику в кадр вставить. Должно быть целостное понимание. И на тренингах мы это пытаемся отрабатывать. 

– А авторское кино есть на Дону?

– Сейчас, за последние годы в этом произошел спад. Прямо активно авторское, любительское кино проявлялось с 2014 по 2017 где-то. 2016 год был годом российского кино, и тогда многие факторы стимулировали это снимать, показывать. И фестиваль в Ростове проводили Bridge of Arts, и секцию выделяли именно для ростовских фильмов. Сейчас меньше я наблюдаю самостоятельных проектов. Плюс, скажем прямо, в этом году многие люди из России уехали по разным причинам, в том числе и снимающие люди, в том числе и из Ростова. Но тем не менее продолжается творчество, вдохновение снова рождается. Сейчас активно работает студия “Богус records”, например. Это студия Артема Богуса, руководителя рок-группы Богус. В студии, при участии студии они создают клипы или даже музыкальные фильмы. Довольно интересный музыкальный социальный фильм, поднимающий тему домашнего насилия, такой семейной психологической проблематики, у них вышел в начале 2020 года, «Река равнодушия». Можно сказать, что это клип, а можно сказать, что это полноценный музыкальный короткометражный фильм. 


Кинофестиваль с помпой проходил в Ростове 4 года и бесследно исчез Фото: Роман Неведров

Другой пример – Максим Куц, руководитель студии «Гильдия». Он снимает новый фильм по игре «S.T.A,L.K,E.R.». Но тут я не могу сказать, что этот проект любительский, потому что снимает профессиональная студия, и у них прицел прямо на кинотеатры. Наверное, больше чем-то сейчас особенно Ростов похвастаться не может, но это вопрос условий. Если чуть более благоприятные какие-то условия для творчества будут возникать, я думаю, что это желание творить, что-то миру нести и самим удовлетворить собственное тщеславие, самовыразиться – оно во многих ростовчанах живет. Все-таки Ростов – это творческий, интеллектуальный город. Если в городе несколько университетов, если в городе достаточно образованная интеллектуальная молодежь, если достаточно каких-то творческих клубов, театров, кружков самодеятельности, то неизбежно будет это проситься наружу.

Фильм по мотивам игры S.T.A.L.K.E.R. набрал почти 4 млн просмотров Видео: GameInFilm/YouTube

Лучше всего, чтобы на этом можно было как-то зарабатывать, потому что если бы эти проекты хоть как-то монетизировались, это был бы мощнейший стимул. Была такая возможность, и сейчас она время от времени еще появляется, когда, например, у нас было предложение от компании Sheksy. Это компания, которая формирует некую интернет-платформу для показа мини-сериалов с сериями по одной минуте. Вот что-то такое. Причем интересная была предложена модель, когда съемки могут быть любительскими, то есть материал можно снять на любительскую камеру, хоть на смартфон с достаточным качеством. Эти материалы можно было отправить им, они их сами монтировали. Была договоренность, что мы снимем им два таких мини-сериала и сможем стать их резидентами, получать оплату за работу. Но настал 2020 год, там пандемия и все заморозилось. Сейчас вроде снова разговоры ведутся, но теперь речь идет больше про детский контент.

– Sheksy – это платформа какая-то?

– Да, они присылают сценарий, ты по этому сценарию снимаешь сам, сам организуешь съемки, снимаешь как умеешь и материал отправляешь им. Они его монтируют. С них, получается, сценарий и монтаж, с тебя – съемка, примерно так. Это было бы действительно достаточно удобно, особенно для тех людей, которые не любят писать сценарии и не любят монтировать, но любят снимать и играть. Все довольны, особенно если бы за это что-то платили. Но мне кажется, что какие-то такие бизнес-модели неизбежно будут постепенно возникать, и если ростовские киношники смогут в какой-то подобной истории поучаствовать, я думаю, что это стимул к их развитию даст. Но повторюсь, для нас еще главное, чтобы при этом контент был культурным, потому что сценарии могут разные присылать, и лично я видел такие сценарии, за которые не хотел бы браться по этическим соображениям. Несколько вариантов я отверг, говорю: «Нет, ребята, мы лучше что-нибудь более интеллигентное».


Платформа помогает молодым киношникам Фото: социальные сети

– А в Ростове много вообще энтузиастов?

–  Вообще, конечно, в Ростове все, кто берется снимать, он в любом случае думает о монетизации, по крайней мере, из тех, кого я знаю. Из тех, кто много снимал и продолжает свой путь в кино в том или ином качестве, можно назвать Вячеслава Згурского. Он и как актер участвовал в разных проектах, и сейчас как режиссер выступает, продюсирует, организует. Вячеслав – это человек, который многим проектам помог, во многих поучаствовал, и многие снял.


 

Кадр из короткометражки "Чувствуй" Вячеслава Згурского  

Иван Балыкин. Не знаю, сейчас сохраняется ли у него его студия «Идиллия», и сейчас не в курсе, что он снимает, но снимал много и активно. Есть ростовские киношники, которые не особо афишируют свое творчество в Ростове, но отправляют его на какие-нибудь фестивали и имеют там успех.

Максима Каплю обязательно нужно назвать, фестивальный режиссер. По крайней мере, я его знаю как фестивального режиссера. Ольга Тугаева, с которой мы познакомились, еще когда я был режиссером в ростовском так называемом Ералаше, а она там занималась и снималась, и потом появлялась в короткометражном фильме «Ласточка», куда я ее пригласил, имела опыт игры санитарки времен Великой отечественной войны. Она окончила Ростовский ВГИК, она режиссер, и она вместе со своим партнером снимает короткометражные фильмы, которые, насколько я знаю, тоже имеют награды на разных фестивалях. Но сейчас если начать вспоминать, многих можно было бы вспомнить. Да, какие-то процессы происходят. Не все они на виду, не все они с постоянной активностью. Иногда что-то активизируется, что-то затухает, но так в целом какая-то киношная жизнь в Ростове всегда происходит.


В Ростове проводили фестиваль короткометражек местных авторов. Фото: Максим Капля.

– Но это больше коммерция или все-таки творчество?

– Все-таки творчество. Для того чтобы кино в Ростове приносило деньги, не выстроена инфраструктура. Эта производственная цепочка от идеи до конечного заказчика, потребителя этой идеи.  Потому что если, например, снимать для какого-то телеканала, то нужно снимать постоянно, именно линейку производственную выстроить. Какая-то команда, которая раз в месяц, допустим, выдает продукт примерно одного и того же качества одного и того же формата. Для этого, конечно, должна быть высокая организованность этой команды. Без постоянного финансирования это реализовать сложно. 

 Для того чтобы приходили хоть какие-то деньги, нужно иметь: 1) хоть какое-то портфолио, показать, что, ребята, я снимать умею, если вы мне дадите денег, то я что-то как-то вам сниму; 2) какой-то охват аудитории. Если мы говорим о финансировании медиапроизводства за счет, например, рекламы, то если деньги на съемки дает компания, которая хочет, чтобы ее продукт появился в кадре, то у таких спонсоров должна быть мотивация давать деньги, они должны видеть аналитику эту, статистику, закономерность, что да, мы дали денег, про нас что-то сняли и показали и после этого у нас выросла прибыль, вырос поток клиентов. Если эта устойчивая закономерность отслеживается, то тогда медиапроизводство и бизнес начинают дружить, у них взаимный интерес, и медиапроизводство получает финансирование. Другая модель, когда деньги мы получаем от зрителей. Это олдскульные кинотеатры, те, куда люди приходят, садятся в кресло и смотрят фильм с попкорном в руках. Но для того чтобы на такой уровень выйти, это уже полный метр нужно снимать. Я не знаю кинотеатров, которые показывают что-то другое помимо полного метра. Может, какие-нибудь очень узкоспециализированные, но это не широкая аудитория. Для того чтобы до такого уровня дорасти, нужно быть большой киностудией. Это пока точно не про Ростов.


Чтобы задружиться с бизнесом приходится снимать рекламу Фото: Максим Капля

– Но какие-то фильмы в прокат все же выходили?

– Да, они получали прокатное удостоверение и показывались в кинотеатрах. Но, как я понимаю, основной частью зрителей это были сами же участники съемок и их друзья. А так, чтобы эти фильмы прямо вышли за пределы Ростова и имели хорошие кассовые сборы, я таких историй про Ростов не знаю. Интересна статистика. Я точными данными не обладаю. Это интересно изучить, я просто этим не занимался, но можно действительно прямо поднять историю фильмов последних лет, ростовские фильмы, которые показывались в кинотеатрах: «ОПГ», «Качалка», «До конца» про спортсменов. Какие у них были кассовые сборы? Я не знаю. Может быть, и неплохие. Хотя все-таки я сложно себе представляю, например, что там сейчас в кинотеатрах идет. «Петр I», допустим, как раз у меня дочка сегодня в кино пошла на «Петра I». И вот расписание сеансов: «Петр I», «ОПГ», «Качалка», «До конца» в одном кинотеатре. Но пока я не представляю себе такого распределения.


ОПГ показывали в кинотеатрах, но незаметно

– Скажи, как режиссеры и киноделы ростовские продвигают свой продукт? Какие могут быть способы продвижения?

– Да в том-то и дело, что почти никак. Это тоже то, чем нужно заниматься, причем заниматься по-хорошему этим должны не киношники, а маркетологи, инвесторы, которые действительно видят в этих ростовских зернах перспективу. Это по-хорошему нужно еще долго выращивать. Люди своими силами что пытаются делать? Ну, в YouTube это раскручивают или в ВКонтакте, или еще в каких-нибудь соцсетях. Если этот контент падает на благодатную почву, как, например, у Максима Фащенко со Сталкером. Он там вышел уже на миллионы просмотров и даже на миллион подписчиков, но помимо этого он еще делал контент не киношный, а именно ютубовский: ролики, снятые по играм, и ролики для детей. Насколько я знаю, именно это его в итоге вывело к миллиону подписчиков, а даже не сталкерские фильмы. Я думаю, что здесь все-таки не хватает некоторой прослойки, которая бы обеспечила переход от ростовского начального уровня к чему-то уже более-менее стабильно монетизируемому. Сейчас альтернатива крупным кинотеатрам, о которых мы только что поговорили – это онлайн-кинотеатры, какие-нибудь стриминговые платформы.


Снять мало  - надо и продвинуть Фото: Иван Виноградов

Какие-то проекты вроде Sheksy, они пытаются подобную нишу сделать для менее дорогих форматов. Ну, посмотрю я что-то такое менее качественное, менее долгое, не такое, как я смотрю на ТНТ-Премьер, ну и подписка пусть стоит на этой платформе рубль в месяц. Хорошо. Если такая платформа сумеет хотя бы миллион подписчиков набрать, вот, уже миллион в месяц, уже какая-то цифра. Вот этот путь нужно пройти для того, чтобы те, кто снимает имели постоянное сотрудничество с теми, кто показывает, и теми, кто готов на это давать деньги. Вот когда это связка выстроится, тогда более серьезный уровень будет. Ну а пока продвигает каждый себя сам, кто как умеет. Кто-то пытается отправлять на фестивали и ждет, что его заметят там, что какой-нибудь большой продюсер позовет в большое кино. Продвигают себя в интернете и тоже ждут, что наберут достаточно большое количество подписчиков, чтобы опять же их заметили на более серьезном уровне и в более серьезные проекты позвали. 

– А на какие жертвы идут ростовские киношники?

– Каких-то прямо фатальных необратимых жертв, к счастью, я не припомню, то есть таких жутких историй, как у Сильвестра Сталлоне, что он заложил обручальное кольцо и продал свою собаку или что-то такое, прежде чем выстрелил «Рокки». Таких в Ростове я, к счастью, не знаю. 

Ну, чем жертвуют? Могут жертвовать своей карьерой. То есть люди пытаются состояться в этом, не имея возможности долгое время на этом нормально зарабатывать. Кто-то под это дело, насколько я знаю, берет кредиты, кто-то, может быть, делает это в ущерб личной жизни, потому что не самая надежная сфера, и нужно быть большим авантюристом, и чтобы при этом партнер твой тоже был большим авантюристом, и все твои родственники были большими авантюристами, чтобы ты снимал кино несмотря ни на что, и вся бы семья в этом тебя поддерживала. Или же это действительно должно получаться и действительно иметь внятную перспективу, а еще лучше – уже приносить реальные деньги, тогда вопросов нет, все. Ты делаешь свое дело, ты работаешь – работай. 


Кино отбирает много сил и времени Фото: КиноДон

А если это делается все для того, чтобы что-нибудь когда-нибудь из этого получилось, то тут, конечно, год ты в это поигрался, два года с этим побаловался, уже начинаются вопросы: «Слушай, ну, может, ты уже займешься чем-то посерьезнее?» «Да как, что значит посерьезнее? Это же моя мечта!» «Слушай, ну, мечты мечтами, а тут вот семья, дети, дом, ипотека и так далее». Поэтому тут уже человек становится перед выбором: или мечта, которая неизвестно будет ли когда-то достигнута, или реальная жизнь. Вот это самый главный и болезненный конфликт, выход из которого, повторюсь, это то, что мы сказали перед этим. Было бы это все организовано на должном уровне, получало бы это, например, поддержку от государства более активную, тогда было бы людям проще.

– Поддержка государства… Были какие-то идеи? Власти говорили про кинокластер же?

–  Не хочется ничего плохого говорить про наше государство, потому что оно старается. Тем более государство – это не нечто такое монолитное, это не какой-то человек, на котором написано «Государство» и даже не какое-то здание, где написано «Государство», это очень разные люди, очень разные инстанции, институты, ведомства, которые часто противоречат друг другу. Если одно ведомство сказало «да», это не значит, что другое не скажет «нет». В целом, то, что я видел по поводу развития кино в Ростове, на меня произвело впечатление имитация бурной деятельности. Мы поговорим про то, что будем развивать кино, мы соберем совещание о том, как развивать кино, мы даже проведем какие-нибудь красивые мероприятия, на которых расскажем, как будем развивать кино. Но ничего конкретного в этом направлении не сделаем. 


Кинокластер должен был стать масштабным Фото личная страница Владимир Наместников

Российские федеральные проекты, которые заезжают в Ростов для того, чтобы что-то в Ростове снять, они имеют поддержку. Я приятные впечатления получил, когда, например, в этом году как раз на стриминговой платформе увидел сериал «ЮЗЗ», который в основном снят именно в Ростове. Там много узнаваемых ростовских локаций, там Ростов и фигурирует в сюжете, и даже некоторых знакомых, ростовских актеров, увидел. Это было приятно, что все-таки Ростов рассматривают как интересную киноплощадку. Но это не ростовский проект. Это московский проект, который приехал сниматься в Ростов. Это не одно и то же, это москвичи снимают, а ростовчане смотрят на это завистливо и думают: нам бы так тоже.

А мы говорили про поддержку государства. Не увидел я поддержки государства по отношению к ростовским проектам, ну не увидел. Максимум, что было сделано, за что спасибо, - в 2016 году мне дали возможность на канале «Дон-24» вести передачу «Кино на Дону». Да, здорово. Была возможность рассказать, в течение года я успел рассказать о некоторых ростовских фильмах, о некоторых ростовских авторах. Год российского кино закончился и тема перестала быть интересной. Продолжения это начинание так и не получило, что говорит о том, что, видимо, это все-таки делалось больше для отчетности, чтобы отчитаться: «Год российского кино мы провели. Вот, смотрите». Передача выходила, посвященная кино. Хотя бы так. Лучше, чем ничего. 


Передача закончилась вместе с годом кино Фото: YouTube/Дон24

Отдельные местные организации поддерживают. У нас очень хорошие, добрые, дружеские отношения с Донской публичной библиотекой, которая культурную творческую жизнь в городе поддерживает активно, и для многих это как раз хорошая площадка, чтобы что-то показать, что-то обсудить, с кем-то познакомиться. Там мы проводили показы ростовских фильмов, просмотры, обсуждения. Новые мероприятия иногда там проходят, связанные с ростовским кино. Парк Горького. Тоже были моменты, когда помогал представлять ростовские фильмы. На сцене в парке Горького проходили показы и обсуждения. Так, чтобы прямо совсем государство не поддерживает – тоже так нельзя сказать. Но это все-таки совсем не то, что от государства в этой сфере хочется увидеть. 

Хочется все-таки действительно помимо ростовского ВГИКа, в котором обучение стоит недешево, увидеть поддерживаемые государством какие-то кружки, лаборатории, мастерские, поддержку того, чтобы в школах создавались свои школьные телестудии. Это же все можно сделать, у каждого есть смартфон. Школьники берут, сами что-то снимают. Но для того чтобы это было более организованно и чтобы это не ограничивалось просто их личными аккаунтами и контентом уровня «чисто поржать» и шло дальше, - этим же нужно заниматься. Должны быть творческие руководители, которые обучают, объясняют, направляют, выделяют особо талантливых, продвигают их дальше. 


В Публичной библиотеке есть свой кинозал Фото: ДГПБ

Вот тот же Максим Фащенко, который достиг хороших результатов в плане съемок фильмов. Его, насколько я знаю, не пригласили ни на одно официальное совещание в Министерстве культуры по поводу перспектив развития ростовского кино. Это такая традиционная проблема отношений государства и общества. У нас по многим вопросам получается, что государство отдельно, а общество отдельно. Мол, мы тут сами без вас вопросы кино обсудим. Мы тут сами, какие-то ребята что-то делают, носятся, крутятся, а мы тут серьезные дела обсуждаем, такие концептуальные серьезные люди в галстуках. Это во многих сферах так происходит.

– Все действительно так плохо?

– Я не говорю, что это в принципе проблема государства вообще, то есть если что, это не о том, что в России все плохо. В России очень многое хорошо, и очень много людей, которые стараются сделать еще лучше. Однако, скажем, проблема инфантильности отдельных каких-то ведомств, чиновников, которые на самом деле, создается такое впечатление, что они не заинтересованы в развитии. Они заинтересованы в том, чтобы отчитаться о том, что по этой теме они что-то поделали. Эта проблема есть. 

Тут тоже я не оригинален в этих рассуждениях. Об этом, по-моему, только ленивый не говорит. Есть, конечно, такое, что для того, чтобы развивать кино, как и любую другую сферу, нужно по-настоящему, действительно этого хотеть, нужно по-настоящему в этом разбираться и иметь видение, иметь стратегию: а как мы будем развивать, что мы предложим? Потому что я стратегии развития российского в целом и ростовского кино ни разу пока внятно и не слышал. Мы ее сами пытаемся предлагать. Мы говорим: «Ребята, давайте фантастическое кино развивать вот так. Вот это, это и это сделаем, на таких-то темах сосредоточиться, вот в это сторону подумать, чтобы кино стало интереснее, уникальнее». А так, чтобы на государственном уровне такие проблемы звучали, на каком-то высоком официальном уровне, я не слышал. Вот то, что ругают кино – это да. Многие говорят: «В России плохо снимают кино. Нам нужно в этом что-то менять». Да, нужно, давайте менять. Критикуют. Давайте предлагать, давайте делать. Тут уже каждый: да-да-да, давайте сделаем фестиваль, давайте соберемся, давайте обсудим. Все, мы провели работу по развитию кино, мы молодцы. Ну, молодцы. Где результат?


Власти много говорят, но мало делают. Василий Голубев и актер Олег Тактаров на Bridge of Arts Фото: mywaymag.ru

–  А местные власти вообще ничего не делают?

– Пока я этого не видел. Все может измениться в любой момент. Если что, уважаемые местные власти! Меня не сложно найти в интернете. Если что, обращайтесь, я подскажу, с кем еще можно действительно конструктивно, содержательно обсудить вопросы развития ростовского и даже в целом российского кино. У нас много идей. Заметьте нас, пожалуйста, услышьте нас, нам есть что предложить.

– Каким ты видишь будущее ростовского кино?

– Я на будущее смотрю оптимистично. Этот год вообще для всего мира интересный и переломный, и это, конечно, очень все больно и драматично, что в мире перемены происходят вот так, как они сейчас происходят. Но что важно в этом всем понять, что после 24 февраля, я думаю, для всех должно стать очевидным, что не развиваться нельзя. И это в самых разных смыслах. 

В мире ожесточается конкуренция, ожесточается борьба, это видно по многим признакам. И уже нельзя позволить себе такое расслабленное состояние, когда: «Да все будет нормально, да тут мы купим, тут продадим. Чего там вот это париться? Все нормально, все хорошо. Не надо напрягаться». Нет, все. Как говорил Уинстон Черчилль: «Если ты не занимаешься политикой, то политика занимается тобой». И вопросы развития – это уже не какая-то прихоть, это не от того, что кому-то больше всех надо. Нет, это вопрос выживания для всех. Ты должен быть конкурентоспособен, иначе тебя начинают задавливать. Ты должен быть сильным.


Будущее туманно, но оно есть Фото: КиноДон

Эта конкуренция, эта борьба происходит во всех сферах. Это и экономическая борьба, и технологическая, и культурная, и интеллектуальная. Мы не можем не развиваться и не повышать уровень своего интеллектуально-культурного продукта. Мы не можем жить так, чтобы у нас не было ученых с мировым именем, творцов с мировым именем, писателей, режиссеров, певцов – кого угодно. Мы не можем больше оставаться на периферии. Поэтому выбора другого уже не остается, кроме как развиваться. 

И сейчас тоже про это постоянно говорят и на центральных каналах, что ну, ребята, давайте уже как-то возьмем себя в руки и как-то уже поднажмем. Я думаю, что эта мысль и в Москве, и в регионах у разных людей созревает, крепнет. И много появляется новых инициатив общественных, гражданских, волонтерских и творческих в том числе. Наверняка в этом году кто-то где-то начал уже что-то писать или снимать, что мы скоро начнем все больше видеть. И это будет дальше по цепочке стимулировать остальных, кто, может быть, все еще не проснулся, кто, может быть, все еще находится в прострации, в попытке осмыслить, что вокруг происходит. Рано или поздно все больше людей как-то возьмет себя в руки и начнет двигаться, и начнет реально что-то делать, а не только имитировать. Поэтому я смотрю оптимистично, все будет хорошо.

Роман Неведров

Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Telegram, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников. 

Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиВКонтактеTelegramДзен.


Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
Ростовкультуракинематографинтервьюкиноискусствопроблема
3
0