Ростов-на-Дону Воскресенье, 04 мая

Календарь: 128 лет исполняется одному из старейших заводов Ростовской области

Календарь: 128 лет исполняется одному из старейших заводов Ростовской области

Руководство завода в конце XIX века. Фото: museum.power-m.ru

Сегодня, 22 сентября, Таганрогскому котлостроительному заводу «Красный котельщик» исполнилось 128 лет. «Блокнот Ростов» предлагает вспомнить, с чего начиналась история одного из старейших заводов региона, чья продукция по-прежнему востребована.


Основатель предприятия, бельгиец Альберт Нев, приехал в Таганрог в конце 1895 года по настоянию своего дяди, влиятельного промышленника, а на родину вернулся в 1918 году, когда завод был национализирован. 

Место, где появился котельный завод под названием «Альберт Нев, Вильде и Кᵒ», было выбрано за ряд преимуществ. Учитывали то, что Таганрог находится рядом с Азовским морем и Донбассом. Уже существовала железнодорожная связь с центральной частью империи и Кавказом, удалось успешно обеспечить предприятие рабочей силой.


Порт Таганрога в конце XIX века регулярно принимал торговцев из многих стран мира, в городе было 13 иностранных консульств. Иностранцы увозили приазовское и донское зерно и паюсную икру.

Для котлостроительного завода из Бельгии доставили оборудование: дыропробивные прессы, радиально-сверлильные станки, гибочные вальцы, гидравлический пресс Тведеля, клепальные прессы и рычажно-подъемные краны. Инструментарий был не новый, но работа быстро пошла на лад.

До революции предприятие выпускало не только котлы (их удельный вес от всей продукции был 30-40%), но и мосты, стропила, чугунные отливки, оборудование доменных печей и шахт, и даже подвески для трамвайных линий.

Известен масштаб работы в первые десятилетия: на площади в 16 гектаров в шести цехах по 12-14 часов в смену трудились от 150 до 1200 взрослых рабочих и подростков. К 1916 году площадь завода увеличилась на треть, а еще ввели 8-часовой рабочий день.

Перед революцией на заводе выпускали металлоконструкции для шахт Донбасса и трубопроводов Кавказа. Во время Гражданской войны Таганрог стал столицей деникинского Белого Юга, и завод перепрофилировали под выпуск оружия. В том числе – бронетракторов с неразделимыми шасси и орудием.

Когда в Таганроге установилась советская власть, на заводе ремонтировали паровозы и бронепоезда. Требовалось реконструировать предприятие, а средства на это нашлись не сразу. В 1925 году завод включили в число предприятий, необходимых для создания энергетики молодого государства.

Во время Великой Отечественной войны завод эвакуировали в Подольск, а потом следовали десятилетия развития. «Красный котельщик» успешно выстоял в 1990-е – и даже получал международные награды, работая в том числе на экспорт.

На сегодняшний день завод обеспечил около 60 % мощностей котельного оборудования и 90 % теплообменного оборудования в российских ТЭЦ.

Фото: museum.power-m.ru

Григорий Мелихов

Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиВКонтактеTelegramДзен.

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
календарьпромышленностьисторияТаганрог
1
0