Епископ Николай Дубинин: «Коронавирус стал умягчителем наших сердец»
Епископ Николай Дубинин. Фото из личного архива Н. Дубинина
Читайте также:
- На Рождество в Ростове потеплеет (07.01.2021 06:40)
- Власти Ростова заявили, что не перекрывали объездные дороги моста на Малиновского (06.01.2021 17:15)
- Губернаторскую рождественскую елку в Ростовской области покажут онлайн (06.01.2021 13:01)
Четвертого октября в Москве, в кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии состоялось рукоположение (хиротония) русского католического епископа. Им стал уроженец Новошахтинска, бывший студент РГУ, монах и священник Ордена францисканцев Николай Дубинин. В последние годы он был координатором Пастырских центров Архиепархии Божией Матери в Москве, генеральным директором Издательства Францисканцев, настоятелем монастыря св. Антония Чудотворца в Санкт-Петербурге и стал первым за несколько сотен лет русским католиком, удостоившимся сана епископа.
Николай Дубинин родился в 1973 году в Новошахтинске. В 1990 году он поступил на филологический факультет РГУ, но оставил университет ради учебы в Высшей духовной католической семинарии «Мария — Царица Апостолов», вновь открытой в Москве в 1993 году. В 1998 году он принес монашеские обеты, а в 2000 году окончил высшую духовную семинарию францисканцев в Лодзи (Польша) и был рукоположен в священники.
Николай Дубинин родился и вырос в Новошахтинске. Фото из личного архива
Во второй декаде декабря епископ Николай посетил свой родной приход — храма Тайной Вечери в Ростове-на-Дону. Впервые — в новом сане. Скромно, без охраны. На интервью приехал из Новошахтинска за рулем KIA Rio — навещал родных. Попросил пару минут, чтобы снять верхнюю одежду и счистить с обуви кладбищенскую землю:
— Время такое, сами понимаете...
А потом спустился в гостиную на первом этаже приходского дома католического прихода, где в углу — настоящая ценность — две гипсовые скульптуры Девы Марии и Иисуса Христа. Скульптуры раньше украшали главный храм ростовских католиков, он находился недалеко от пересечения Соборного и ул. М. Горького, там сейчас стоит дом, а на первом этаже - Зал художников.
Старая католическая церковь в Ростове была разрушена в 50-ых годах
Ту церковь католики строили несколько лет и закончили в 1884 году. Она была освящена в честь св. Станислава, рядом стояли дом священника и католическое училище. Удивительно, католический приход в Ростове официально пережил репрессии и Великую Отечественную войну, но в 1952 году церковь у верующих отобрали окончательно, а позже снесли. Гипсовые статуи хранились в краеведческом музее и были возвращены верующим в начале 90-ых, когда возродился приход. Новая церковь во имя Тайной Вечери в Ставропольском переулке освятили в 2004 году. Сейчас католическая община Ростова насчитывает порядка 500 прихожан.
Церковь Тайной Вечери в Ростове-на-Дону в парке им. Чуковского была торжественно освящена в 2004 году . Фото Яндекс
В начале 90-ых студент Николай Дубинин был одним из тех, кто помогал ее создавать. Сейчас он — один из пяти католических епископов России, если не считать апостольского нунция — посла государства Ватикан, который носит сан архиепископа, но осуществляет дипломатическую миссию и в структуру поместной церкви не встроен. На территории России действуют четыре католических епархии: европейская часть страны делится на Северную (с центром в Москве) и Южную (с центром в Саратове) епархии; азиатская часть — на Западную (Новосибирскую) и Восточную (Иркутскую) .
— Московская архиепархия, конечно, самая большая. Трудно сказать точно, сколько всего в стране католиков, сейчас ведь даже при переписи населения не предусмотрена графа о вероисповедании. Прихожанами, согласно каноническому праву, являются все крещеные католики, которые проживают на территории прихода. Но, конечно, далеко не все они регулярно посещают храм, у многих контакт с Церковью практически отсутствует... Всего в Архиепархии Матери Божией с центром в Москве порядка 90 приходов, около 130 священников, пара сотен монашествующих, — рассказывает Николай Дубинин, который согласился поговорить о себе, вере, христианстве и поисках Бога в современном мире.
— Расскажите, кто вы в иерархии католической церкви?
— Наша архиепархия — самая большая в России, и архиепископ нуждается в помощи — регулярно объехать все приходы непросто. Поэтому апостольский престол откликнулся на просьбу архиерея и назначил меня вспомогательным епископом. Наш правящий архиепископ Павел Пецци решил вверить моей непосредственной пастырской заботе северо-запад и запад архиепархии :от Мурманска до Пскова через Санкт-Петербург и Калининградскую область.
В центре первого ряда - архиепископ Московский Паоло Пецци. Фото из личного архива Н. Дубинина
— Каково это — быть единственным в мире и первым за несколько сотен лет русским католическим епископом?
— Россия — многонациональная страна. У меня отец — из донских казаков, мама — из западной Беларуси. Кто я? Правильно всё же — россиянин. Да, большинство католических священнослужителей в России — это выходцы из других стран, многие из Польши или из регионов с сильным влиянием польской культуры. Отсюда и предрассудки, и штампы типа «это польская церковь», «костёл», «ксендзы»... Это — стереотипы, а иногда и «терминологические манипуляции».
— Да, еще: «мы — христиане, а вы — католики» — тоже часто встречается. Лейтмотив этих высказываний: католицизм — чуждое России явление. Как россиянин — вы что на это отвечаете?
— Католическая церковь — это Вселенская церковь. Христос сказал «Идите и провозглашайте Евангелие по всей земле, крестите людей во Имя Отца, и Сына и Святого Духа». Потому и называется она вселенской, что в ней есть все — европейцы, африканцы, вьетнамцы, россияне. К тому же историческим фактом является, что католики на территории России присутствуют издавна. Здесь, на южных землях с середины XIII века были францисканцы, которые шли в ставку татаро-монгольского хана. Они прошли по нижнему Поволжью, по степям. Часть их осталась — обращали в христианство полукочевые народы. В Сарай-бату, столице Золотой Орды — ныне село Селитренное Астраханской области — был центр францисканской кустодии, орденской административной самостоятельной единицы. Католические миссии были и на юге (Приазовье, Крым, Поволжье, Северный Кавказ), и на северо-западе (Приладожье, новгородчина, псковщина), не говоря уже о территории Калининградской области.
Российские паломники. Фото из личного архива Н. Дубинина
— А что случилось потом?
— Всё было уничтожено в силу различных исторических обстоятельств и настолько разрушено, что не могло быть восстановлено. Во времена Петра I в Россию прибыло немало иностранцев-католиков. Многие оставались в России навсегда. Да — с итальянскими, немецкими, французскими фамилиями, но они не были ни привилегированным классом, ни людьми второго сорта, они жили как все, делили с народом России его радости и горести, были частью страны. В этом году, кстати, Санкт-Петербург празднует 350-летие со дня рождения Доменико Трезини, своего первого градостроителя, архитектора Петропавловской крепости и многих других известных зданий. Именно он основал первую католическую общину в Петербурге. Его сын Пьетро стал первым крещеным в этой общине — и догадайтесь, кто был крёстным отцом? Да, сам царь Петр. При Екатерине II и ее политике «свободных земель» в Россию достаточно массово потянулись, в частности, немцы и чехи — пользуясь привилегией свободы собственной культуры и вероисповедания, они и их потомки приобрели здесь новую родину. А после раздела Польши и расширения границ Российской империи на запад католическое население страны насчитывало более миллиона верующих.
— А почему у католиков не сложились отношения с советской властью?
— Это историю СССР надо смотреть. Уничтожали не только священников, но и целые народы. Советская власть провозгласила воинствующий атеизм, католическая церковь в стране подверглась жестоким репрессиям и была практически уничтожена. Когда в 1991 году были восстановлены отношения с Апостольским Престолом и архиепископ Тадеуш Кандрусевич был назначен апостольским администратором для католиков латинского обряда, в европейской части России было всего два действующих католических храма — в Москве и Санкт-Петербурге. Когда на волне свободы и гласности католическая церковь вернулась в Россию, то это было практически возрождение из пепла.
Паломники. Из личного архива Н. Дубинина
— Вы выросли в Советском Союзе, т. е. в атеистической среде. Откуда в вас появилось столько веры, что вы решились на такое самопожертвование — стать католическим священником, отказавшись от мирской жизни?
— По отцу я — из донских казаков, моя мама — из Западной Беларуси. Их родители были глубоко верующими: на Дону — православные, в Беларуси — католики. Меня крестили в младенчестве в православном храме (иной возможности просто не было). В Новошахтинске бабушка с дедушкой — я видел — молились дома. А когда мы приезжали к родственникам в Лиду, ходили в католический храм. Когда началось восстановление общины в Ростове, я пришел сюда.
— Интересно, как молодой человек вдруг принимает решение отказаться от мирской жизни, от возможности иметь семью и полностью посвятить себя Богу?
— Это называется почувствовать свое призвание. Как? Так, как люди чувствуют влюбленность или любовь. Почему вы любите своего супруга? Нет ведь рациональных объяснений, иначе это будет не любовь. Это не карьера, не хобби, не увлечение. Церковная мудрость считает призвание посвященной Богу жизни — даром от Бога. Человек его либо распознаёт, либо нет, — либо же этого дара у него может и не быть. Если призвания нет, всё заканчивается тупиком. Это не до конца зависит от нас, и это понятно не всем. Христос сказал: «Не вы Меня избрали, Я каждого избрал и предназначил вас, чтобы вы шли и плоды добрые приносили». Я благодарен Богу за то, что в моей жизни это происходит так. В какой-то момент я понял, что меня тянет в храм, мне там хорошо и интересно, и всё это привлекает больше, чем всё другое. Хотя в студенческие годы я ни на что не жаловался: жил, как все, учился, где хотел; у меня были друзья, подруги, увлечения. Это была вполне себе полноценная жизнь. Но в ней вдруг появилась такая жемчужина, ради которой можно было поступиться другими вещами. Эти вещи не столь ценными оказались для меня.
На Белоостровском кладбище Санкт-Петербурга выделен участок для захоронения католиков. Фото из личного архива Н. Дубинина
— В православии если ребенок становится священником — это предмет гордости всей семьи, объект зависти соседей. У католиков — всё сложнее. Родителям очень трудно принять тот факт, что их дитя лишает себя возможности жить обычной жизнью, продолжить их род. Как ваше решение восприняли ваши родители?
— Это сложно понять и принять, но надо делать поправку на состояние веры близких. В тот момент происходило много странных вещей. В 92-ом году я был одним из первых молодых католиков возрождающейся церкви, потом — в числе первых студентов вновь открытой католической семинарии в Москве, потом ушел во францисканцы — первый русский францисканец за несколько сотен лет. Как родители восприняли? Со сложностями, конечно. Они люди верующие, но одно дело — практиковать, а другое — посвятить церкви свою жизнь. Им понадобилось время, чтобы принять и понять самое важное: что это мой путь, мое желание, что это не подростковый каприз, ради которого человек теряет голову, самые важные годы, не получает «нужного образования», опыта, вовремя заведенной семьи ... Но с отцами и детьми всегда так: дети часто не соответствуют вашим представлениям о них и не делают выбор, который бы хотели, чтобы они сделали. Но если вы добрая мать, то какими бы ни были ваши дети, куда бы они ни пошли, вы станете спокойны, когда увидите, что ваш ребенок счастлив в том, что делает; он развивается, восполняет себя и находится в безопасности. А то, что вы представляли его врачом, а он стал, например, художником (как это нередко бывает), на самом деле не играет решающей роли.
Николай Дубинин был рукоположен в сан епископа 4 октября 2020 года архиепископом Павлом Пецци. Фото из личного архива Н. Дубинина
— Что значит в вашем понимании «быть христианином»?
— Христианство — это не набор ритуалов, не механическое или традиционное хождение в церковь. Исходный пункт, базовая ценность — быть хорошим человеком, поступать по-христиански. А дальше возникает вопрос — что значит «поступать по-христиански». Я рос в Новошахтинске, в атеистической среде, у меня были разные учителя разных национальностей, происхождения, партийные и беспартийные. Они не ходили ни в какую церковь, но это были хорошие люди — честные, добрые, справедливые, неподкупные. При этом в большинстве своём они не были воцерковлёнными христианами. Для христианина важна фундаментальная причина — почему. Почему вы хотите быть добрым и поступать по-христиански.
— Потому что я люблю Бога?
— Потому что «Бог есть Любовь». Я верю, что Бог сотворил меня по своему образу, что он добрый и милосердный, он дал нам, христианам, пример и образец. По мере того, как ты узнаешь мир, ты возрастаешь в вере и начинаешь осознавать свою миссию как задание, которое тебе дает Бог. И это становится основанием, тем самым фундаментом — почему ты поступаешь не всегда эгоистично. Сейчас — как: главное — это человек, если тебе комфортно — это хорошо, не комфортно — нехорошо; «после нас — хоть потоп»; пока молодые, сильные — все нормально. А потом начинаются разочарования, жизненные драмы, психотропы, мысли о суициде, одинокая старость, страдания, болезни... Если человек не нашел в своей жизни Бога, это в какой-то момент становится невыносимым. Как будто живешь в закрытой банке, нужен свежий воздух, но не можешь эту банку открыть. Или боишься.
— Церковь может в этом помочь?
— Церковь — это не центр психологической помощи. Она ведет к Богу, свидетельствует о Нём. И в церкви Бог действует. Когда я пришел в церковь, мне никто никакой специальной помощи не предлагал и не оказывал. Но я видел возрождающуюся общину, где есть радость совместной молитвы, совместного труда на общее благо, где вокруг — неравнодушие. И ты задаешь себе вопрос — «почему?». У меня ведь были замечательные друзья - и старше, и младше, очень веселые, неравнодушные. Но все это было — обычное, человеческое. А все, что человеческое — разрушается. Сегодня ты молод и здоров, а завтра — коронавирус, и с чем ты останешься? Это просто как взбитая пена, а тебе нужна твердая земля под ногами. Но эту настоящую основу человек сам не придумает себе и не сможет изобрести. Вера, надежда и любовь — это фундамент христианского образа жизни.
Пасхальная церемония в монастыре Св. Антония Чудотворца. Фото из личного архива Н. Дубинина
— Можно ли научить христианству?
— О христианстве можно и нужно свидетельствовать. Поделиться можно лишь тем, что у тебя есть. А вот что ты приобретаешь — это ответственность каждого человека. Человек принимает ровно столько, насколько открыт. Если ты открыт, то Бог тебя наполняет не в той мере, как ты готов, а гораздо обильнее — так как способен только Он. При этом Бог уважает тот дар, который дал человеку — свободу и разум. Если сам человек не хочет, закрыт, то Бог не будет постоянно и «насильно» вбивать в человека. Это действует во всех отношениях: чем я наполняюсь, кого впускаю в свою жизнь, что мне важно, что я сею в этой жизни. Семена даёт Бог, но как я посею, так оно и вырастет. Был я как-то в Сочи, привез оттуда семена магнолии. В банке, с подробными инструкциями. Подарил брату, он взял, говорит: «Хорошо, спасибо». И всё так и оставил. Я сейчас, спустя несколько лет, иногда над ним подшучиваю: ну что, говорю, где наша магнолия?
— Кстати: власть — от Бога?
— «Богу — Богову, кесарю- кесарево». Власть нуждается в институциях, органы власти нужны, но подразумевается — и это наша общая ответственность, что те люди, которым вверяется власть, имеют один главный мотив — служение, забота об общем благе. Не власть сама по себе, не корысть, а именно забота об общем благе. А это общее благо подразумевает, что мы заботимся и помогаем тем, кто больше нуждается. Признак правильного пути не в том, чтобы построить больше храмов и заставить всех туда ходить. Более совершенной моделью человеческого сообщества всегда будет та, где меньше эксплуатации, корысти и несправедливости, которая начинается с заботы о слабых, бедных и нуждающихся.
— Есть такие?
— Любая из существующих систем, которая только на человеческих устремлениях основана, имеет свое начало, расцвет и закат. Ни одна из чисто человеческих систем не идеальна.
— Очень часто люди говорят: как можно верить в Бога, когда был холокост, массовые репрессии, невинные дети болеют страшными болезнями. Что вы на это отвечаете?
— В одном монастыре Польши захоронены останки жертв первой мировой войны. Немцы запустили газ, не до конца опробованный, жертвы были с обеих сторон. Их похоронили вместе. На могиле написано «Люди людям уготовили эту судьбу». Не стоит обвинять Бога в неприглядных деяниях людей: они, как раз наоборот, свидетельствуют, насколько мы отдалились от Бога Человек способен и на прекрасное, и на ужасные поступки. Христианское мировоззрение — это не ждать, что все создадут тебе идеальные условия быть хорошим и обеспечат надлежащее окружение. Надо начинать с себя: делать добро и делиться им с другими, учиться делать первый шаг, а в случае конфликтов — мириться и прощать.
В приходском доме католической общины Ростова-на-Дону. Фото Е. Романовой
— Все-таки Бог наказывает?
— Проще всего сказать, что эпидемия или стихийное бедствие — это божье наказание. Так считалось в ветхозаветные времена: «Бесплодные люди — наказание», холера, мор — наказание, землетрясение — наказание. Это, конечно, очень плоский взгляд. На самом деле всё, что происходит на земле и затрагивает нас, будучи нам неподвластно — это, скорее, сигналы, чтобы нам задуматься, где наше место как творений.
— Коронавирус — это то самое?
— Любые потрясения правильно рассматривать не как наказание, а как то, что Бог хочет нам что-то сказать. Обратная сторона коронавируса — в определенном плане он стал умягчителем сердец. Я в Петербурге увидел, сколько людей включились в волонтерское движение. (Я и сам записался, хотя мало что смог сделать: нас двое всего в монастыре в пандемию осталось, второй брат ездил, покупал пожилым продукты и лекарства, а я за монастырем следил). Я видел, сколько молодых людей вышли из интернета, из закрытого кокона собственных дел и интересов, стали совершенно бескорыстно помогать незнакомым людям. Видел воодушевленные лица этих людей, с некоторыми общался. В основном, они делали что-то подобное впервые в жизни — и этот труд, трата времени, сил, а иногда и средств, приносил им радость. То есть, в мире есть много хорошего, и в каждом из нас есть много добра, и каждый способен на добрые поступки — а от этого способен не только становиться добрее и человечнее, но также радостнее и счастливее .
— О чем вы говорили прихожанам в это Рождество?
— О том, что пришествие Христа несёт нам свет, радость и спасение не только, когда у нас все это есть, но прежде всего тогда, когда мы чувствуем себя испуганными и обескураженными. Христос не боится никаких наших человеческих условий и обстоятельств, Он приносит людям Божественное спасение, а примем мы его или нет — зависит от нас. Как человек верующий, я буду призывать людей к тому, чтобы они не зацикливались на страхах и несчастьях, чтобы не боялись открывать свои сердца для Бога, который приходит в нашу жизнь и действует в ней во благо и спасение.
Гипсовые фигуры из разрушенного католического храма в Ростове. Фото Е. Романовой
... На прощание владыка Николай согласился сделать фото с теми самыми фигурками из старого католического храма в Ростове, которые сейчас украшают приходской дом.
— Во время первого визита в Ростов архиепископ Тадеуш Кондрусевич со слезами на глазах сказал нам, прихожанам: «этими руками должны стать вы», — вспомнил он.
Елена Романова специально для «Блокнот Ростов»
Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.
Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: Одноклассники, Facebook, ВКонтакте, Telegram.