В деле «ростовских судей-взяточников» подсудимые попросили их оправдать или же проявить милосердие
На скамье подсудимых. Фото: Дмитрий Ремизов
На последнем заседании по «делу судей-взяточников» подсудимые выступили в прениях и сказал свое последнее слово перед приговором.
Елена Золотарева отказалась участвовать в прениях.
Татьяна Юрова, взяв слово, сообщила, что ее решение не давать показаний и не свидетельствовать против себя на суде было обусловлено «предвзятым отношением» и «обвинительным уклоном» всего процесса.
Юрова заявила, что обвинение построено на рапортах и справках сотрудников ФСБ, а в зафиксированных скрытой аудиозаписью ее разговорах с Золотаревой нет указаний на суммы инкриминируемых взяток. Также подсудимая укорила следствие в том, что оперативники длительное время наблюдали за судьями, но не пресекали предполагаемые преступления, создавая тем самым многосерийность обвинения.
Отдельно подсудимая коснулась вопроса своего арестованного имущества, заявив, что принадлежащие ей квартиры на улицах Семашко и Максима Горького были приобретены легально. Юрова напомнила суду, что она достигла пенсионного возраста.
Дольше всех в прениях выступал подсудимый Георгий Бондаренко. Он повторил, что вины не признает, а доказательства, по его мнению, были получены следствием незаконным путем. Он имел в виду, прежде всего, скрытую видеозапись в кабинете Елены Золотаревой.
Бондаренко настаивал на своей версии о том, что видеокадры, когда он передавал Золотаревой пакетик со словами «вам четыреста» – это была его умышленная «комбинация-дезинформация» с целью спровоцировать сотрудников ФСБ на какие-то действия и тем самым узнать – ведется ли видеонаблюдение в кабинете. А в самом пакетике были не деньги, а листки бумаги.
Бондаренко предупредил – видимо, своих коллег в лице судьи райсуда Краснодара, – о вероятности в будущем эскалации «карательной практики», когда других судей начнут осуждать на основании видеозаписей. А с учетом развития нейросетей и возможности создания дипфейков такого «цифрового контента» может оказаться немало, предупредил Бондаренко.
В отличие от других подсудимых – у которых много «серий» взяточничества, – бывший председатель ростовского Железнодорожного райсуда Бондаренко обвинен только по одному эпизоду. По мнению следствия, он выступил посредником в передаче взятки Золотаревой за досрочное освобождение из колонии одного осужденного. Бондаренко напомнил, что «взяткодатель» до сих пор не установлен, проходя по делу как «неустановленное лицо». Бондаренко призвал суд оправдать его за отсутствием состава преступления и оправдать остальных подсудимых, а также снять аресты с имущества.
На этом прения закончились, и суд перешел в стадию «последнего слова».
Подсудимые во время общения с адвокатами. Фото: "Блокнот Ростов"
— Оказавшись в этой ситуации, понимаешь, как важно быть на свободе, быть рядом с родными. Я очень прошу вас – при вынесении приговора – за материалом дела увидеть человека, с его ошибками и с его заслугами, — сказала Елена Золотарева.
— На основе собранных доказательств, я уверена, вы дадите правильную оценку, исходя из принципа презумпции невиновности. Но если так случится, что вы все-таки придете к выводу о моей виновности, прошу – с учетом моего возраста, состояния здоровья, которое ухудшается в силу наличия многих хронических заболеваний, данных о личности – проявить гуманность и снисхождение. Наказания нет без милосердия, — обратилась к суду Татьяна Юрова.
Также Юрова сказала судье, что в его руках теперь не только судьбы подсудимых, но и их семей. Она сообщила, что она – единственная бабушка для своих внуков, и попросила не лишать их бабушки.
Андрей Рощевский заявил, что обвинение «шито белыми нитками» и нельзя под видом борьбы с коррупцией использовать «еще худшие средства».
— Я искренне рассчитываю на объективность и беспристрастность суда и прошу принять справедливое решение по этому делу, — сообщил Рощевский.
Георгий Бондаренко попросил учесть данные о его личности и напомнил, что на воле у него осталась 88-летняя мама, которая ждет сына из тюрьмы. Также он отметил, что, если у суда возникли какие-то сомнения, то они должны трактоваться в пользу подсудимого.
— Прошу меня оправдать, — закончил последнее слово Бондаренко.
Судья Первомайского райсуда Краснодара Николай Щелочков объявил о завершении судебного процесса и назначил вынесение приговора на 22 декабря.
Напомним, что в Первомайском районном суде Краснодара рассматривается «дело ростовских судей». На скамье подсудимых бывший председатель Ростовского облсуда Елена Золотарева, ее заместительница Татьяна Юрова, бывший начальник управления судебного департамента Ростовской области Андрей Рощевский и экс-председатель Железнодорожного райсуда Ростова-на-Дону Георгий Бондаренко.
Золотарева обвиняется в получении взяток (ч. 5 и ч. 6 ст. 290 УК РФ). Юрова также обвинена в получении взяток и в посредничестве в их получении (ст. 291.1 УК РФ). Рощевский и Бондаренко обвиняются в посредничестве в получении взяток.
Пятый подсудимый – бизнесмен и бывший представитель главы Чеченской республики в Калининграде Альберт Романов, также обвинявшийся в посредничестве во взяточничестве, – покинул скамью подсудимых, заключив контракт с министерством обороны РФ.
Судебный процесс начался в июле этого года.
Дмитрий Ремизов
Наш сайт в соцсетях: Telegram, Дзен, MAX.
Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону