«Уроки до темноты»: психолог рассказала, чем опасна вторая смена для детей в Ростовской области

фото: коллаж «Блокнот Ростов"
Читайте также:
- Первый зам определен: Слюсарь объявил о новых кадровых решениях в донском правительстве (19.09.2025 18:50)
- За восемь месяцев погибло 280 человек в 1682 ДТП на донских дорогах (19.09.2025 18:25)
- Донской губернатор уволил двух своих заместителей и трех министров (19.09.2025 17:56)
- Дом-гигант на Красноармейской в Ростове продолжают «улучшать» (19.09.2025 19:25)
В Ростовской области почти пятая часть школьников посещают школу во второй половине дня. По информации министерства образования региона, предоставленной в ответе на запрос изданию «Блокнот Ростов», в 2025–2026 учебном году обучение ведётся в двухсменном режиме в 243 школах, а количество обучающихся во вторую смену - 83,7 тыс. человек, что составляет 18% от общей численности школьников. С 2020 года численность обучающихся увеличилась на 26 тыс. человек.
За последние пять лет число учеников в области увеличилось на 26 тысяч человек. На начало текущего учебного года в школах обучаются 465 тысяч детей, среди них - 42 тысячи первоклассников и 16 тысяч одиннадцатиклассников. Несмотря на масштабное строительство и модернизацию школ, решить проблему двухсменки пока не удаётся.
- Процент школ с двухсменным обучением держится на одном уровне именно из-за роста количества детей. Мы создаём новые места, но одновременно растёт и численность школьников. Тем не менее строительство современных зданий продолжается, открываются дополнительные классы. Мы понимаем, что для многих семей эта проблема болезненная, поэтому вопрос остаётся в числе приоритетных, – сообщили «Блокнот Ростов» в министерстве образования Ростовской области.
Психолог Евгения Бибик подробно рассказала журналисту «Блокнот Ростов», как вторая смена сказывается на эмоциональном, когнитивном и физическом состоянии детей.
- На первый взгляд может показаться, что позднее начало уроков удобно: утром можно поспать, спокойно собраться, не спеша позавтракать. Но детский организм устроен так, что утро - это пик энергии и концентрации. Когда занятия смещаются на послеобеденные часы, часть «окна эффективности» теряется. Дети приходят на уроки уже уставшими, мозг хуже воспринимает информацию, внимание снижается, растёт раздражительность и снижается мотивация к учёбе, - объяснила специалист.
Она отметила, что вечерние занятия напрямую влияют на режим сна.
фото: из архива "Блокнот Ростов", 2022 год / Александр Прохорцев
- Даже если ребёнок спит дольше утром, вечерние уроки создают перегрузку нервной системы: дорога домой, ужин, выполнение домашних заданий, общение с родственниками - всё это формирует перевозбуждение, что приводит к хроническому недосыпу. Ребёнку сложнее сосредоточиться, ухудшается память и скорость реакции. Со временем это отражается на успеваемости и общем эмоциональном состоянии, - добавила Бибик.Кроме того, психолог подчеркнула влияние второй смены на социализацию.
- Дети пропускают важные встречи со сверстниками, секции и кружки, которые проходят днём. Это может приводить к чувству изоляции, снижению самооценки и трудностям в построении доверительных отношений. Особенно это заметно у подростков, которым крайне важно общение с ровесниками, - отметила она.
Бибик также рассказала о рисках хронической усталости.
- Даже при стандартной нагрузке уроков день ребёнка в двухсменной школе ощущается как бесконечный. Утро занято подготовкой, затем уроки до вечера и после - домашние задания. У ребёнка остаётся мало времени на отдых, прогулки, хобби, что формирует привычку быть «вечно уставшим». Это снижает эмоциональную устойчивость и радость от повседневной жизни.
Особое внимание психолог обратила на уровень тревожности.
- Вечерние занятия подрывают чувство стабильности и контроля над собственной жизнью. Меньше времени на семейные ритуалы - совместный ужин, игры, разговоры. Всё это создаёт фоновой стресс, особенно для детей с повышенной тревожностью. Они быстрее утомляются, чаще срываются на слёзы или агрессию, сложнее адаптируются к новым заданиям и изменениям.
Вместе с тем Бибик подчеркнула, что учёба во вторую смену не является приговором.
- Дети обладают высоким адаптационным ресурсом. Если родители и педагоги понимают риски и помогают выстраивать баланс, многие негативные эффекты сглаживаются. Важно сохранять привычные ритуалы сна, включать утренние часы в отдых и физическую активность, а также искать возможности для социализации в те дни, когда это возможно, - резюмировала психолог.
Минобразования Ростовской области отмечает, что при грамотной организации и поддержке взрослых негативное влияние второй смены можно минимизировать, и она остаётся лишь временной мерой до появления дополнительных мест в школах.
«Блокнот Ростов» ранее писал о том, каждая четвертая школа на Дону нуждается в ремонте.
Денис Забнин
Наш сайт в соцсетях: Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен.