Ростов-на-Дону Среда, 24 сентября
Общество, 20.09.2025 18:00

«Уроки до темноты»: психолог рассказала, чем опасна вторая смена для детей в Ростовской области

В Ростовской области почти пятая часть школьников посещают школу во второй половине дня. По информации министерства образования региона, предоставленной в ответе на запрос изданию «Блокнот Ростов», в 2025–2026 учебном году обучение ведётся в двухсменном режиме в 243 школах, а количество обучающихся во вторую смену - 83,7 тыс. человек, что составляет 18% от общей численности школьников. С 2020 года численность обучающихся увеличилась на 26 тыс. человек.

За последние пять лет число учеников в области увеличилось на 26 тысяч человек. На начало текущего учебного года в школах обучаются 465 тысяч детей, среди них - 42 тысячи первоклассников и 16 тысяч одиннадцатиклассников. Несмотря на масштабное строительство и модернизацию школ, решить проблему двухсменки пока не удаётся.

- Процент школ с двухсменным обучением держится на одном уровне именно из-за роста количества детей. Мы создаём новые места, но одновременно растёт и численность школьников. Тем не менее строительство современных зданий продолжается, открываются дополнительные классы. Мы понимаем, что для многих семей эта проблема болезненная, поэтому вопрос остаётся в числе приоритетных, – сообщили «Блокнот Ростов» в министерстве образования Ростовской области.

Психолог Евгения Бибик подробно рассказала журналисту «Блокнот Ростов», как вторая смена сказывается на эмоциональном, когнитивном и физическом состоянии детей.

- На первый взгляд может показаться, что позднее начало уроков удобно: утром можно поспать, спокойно собраться, не спеша позавтракать. Но детский организм устроен так, что утро - это пик энергии и концентрации. Когда занятия смещаются на послеобеденные часы, часть «окна эффективности» теряется. Дети приходят на уроки уже уставшими, мозг хуже воспринимает информацию, внимание снижается, растёт раздражительность и снижается мотивация к учёбе, - объяснила специалист.

Она отметила, что вечерние занятия напрямую влияют на режим сна.


фото: из архива "Блокнот Ростов", 2022 год / Александр Прохорцев

- Даже если ребёнок спит дольше утром, вечерние уроки создают перегрузку нервной системы: дорога домой, ужин, выполнение домашних заданий, общение с родственниками - всё это формирует перевозбуждение, что приводит к хроническому недосыпу. Ребёнку сложнее сосредоточиться, ухудшается память и скорость реакции. Со временем это отражается на успеваемости и общем эмоциональном состоянии, - добавила Бибик.

Кроме того, психолог подчеркнула влияние второй смены на социализацию.

- Дети пропускают важные встречи со сверстниками, секции и кружки, которые проходят днём. Это может приводить к чувству изоляции, снижению самооценки и трудностям в построении доверительных отношений. Особенно это заметно у подростков, которым крайне важно общение с ровесниками, - отметила она.

Бибик также рассказала о рисках хронической усталости.

- Даже при стандартной нагрузке уроков день ребёнка в двухсменной школе ощущается как бесконечный. Утро занято подготовкой, затем уроки до вечера и после - домашние задания. У ребёнка остаётся мало времени на отдых, прогулки, хобби, что формирует привычку быть «вечно уставшим». Это снижает эмоциональную устойчивость и радость от повседневной жизни.

Особое внимание психолог обратила на уровень тревожности.

- Вечерние занятия подрывают чувство стабильности и контроля над собственной жизнью. Меньше времени на семейные ритуалы - совместный ужин, игры, разговоры. Всё это создаёт фоновой стресс, особенно для детей с повышенной тревожностью. Они быстрее утомляются, чаще срываются на слёзы или агрессию, сложнее адаптируются к новым заданиям и изменениям.

Вместе с тем Бибик подчеркнула, что учёба во вторую смену не является приговором.

- Дети обладают высоким адаптационным ресурсом. Если родители и педагоги понимают риски и помогают выстраивать баланс, многие негативные эффекты сглаживаются. Важно сохранять привычные ритуалы сна, включать утренние часы в отдых и физическую активность, а также искать возможности для социализации в те дни, когда это возможно, - резюмировала психолог.

Минобразования Ростовской области отмечает, что при грамотной организации и поддержке взрослых негативное влияние второй смены можно минимизировать, и она остаётся лишь временной мерой до появления дополнительных мест в школах.

«Блокнот Ростов» ранее писал о том, каждая четвертая школа на Дону нуждается в ремонте.

Денис Забнин

Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиВКонтактеTelegramДзен.

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
Ростовская областьобразованиепсихологкомментарий
0
0