«Раньше нас принимали за шпионов»: ростовчанин о том, кто такие споттеры и как увлечение самолетами становится работой
Съемкой авиатехники Эрик увлекается уже много лет. Фото: Эрик Романенко
Читайте также:
- Комары, плесень и крысы: как выживают жильцы аварийного дома в центре Ростова (28.04.2019 21:38)
- Ростовская модель Анастасия Костенко резко раскритиковала завистников (28.04.2019 15:42)
- «Лучшее пенное – в Бельгии? Это стереотип»: пивовары из Ростова о том, как приготовить крафт из огурца и сделать на этом бизнес (27.04.2019 12:01)
Сейчас съемка самолетов в России становится все более популярным увлечением, однако еще лет 15 назад ни авиакомпании, ни аэродромы ничего о нем не знали. Первый официальный споттинг в России состоялся летом 2004 года в аэропорту Шереметьево.
— До этого служба авиационной безопасности совместно с милицией задерживали фотографов за периметром аэропортов, якобы для установления личности, но всё равно в итоге отпускали, поскольку в этом нет ничего противозаконного. Сейчас к фотографам уже не относятся как к шпионам, а официальные споттинги проводятся практически во всех аэропортах России на регулярной основе, — говорит Эрик Романенко.
Кадры, порой, получаются невероятно эффектными. Фото: Эрик Романенко
— Когда ты сам начал увлекаться споттингом?
— В 2006 году я жил в Ростове в месте, где регулярно можно было видеть заходящие на посадку самолеты. Тогда я начал читать советские энциклопедии с картинками, чертежами и описанием всего, что летает. После этого пошёл в авиамодельный кружок, строил летающие самолеты, участвовал в городских и областных соревнованиях. Это стало началом моей жизни в авиации.
— А как начал непосредственно съемку самолетов?
— В 2007 году, тогда у меня были только телефон и бинокль. Я придумал, что можно их объединить и получится достаточно крупно фотографировать. Тогда я еще не знал, что займусь этим профессионально. Спустя пару лет мне удалось купить первый простенький фотоаппарат, с ним я уже стал ездить ближе к аэропорту — там, где самолеты заходили на посадку. Меня несколько раз задерживали для выяснения личности, но отпускали — ничего противозаконного я не делал. Там же у аэропорта я познакомился со многими своими нынешними друзьями, которые приезжали посмотреть и сфотографировать воздушные суда. Мы ходили пешком через поля, в жару, холод и ливень по 10 километров, но было интересно — как пообщаться, так и побывать в новых местах. Чтобы снять из-за забора, мы искали любые возвышенности — деревья, камни и т. п.
За подобными кадрами приходится охотиться. Фото: Эрик Романенко
— Что-то необычное удалось тогда заснять?
— Однажды мы с другом поехали в Ростовскую область на один из аэродромов, как нам позвонил знакомый и сообщил, как слышал по рации, что группа из 10 самолётов Ан-2 собирается совершить дозаправку на закрытом еще в 1990-е годы маленьком сельском аэродроме. Мы стали спрашивать у местных, где находится этот аэродром, еле нашли его по карте и приехали туда буквально перед посадкой самолетов. Это были лайнеры из Белоруссии, которые летели с химических работ из Ставрополя в Гродно. Столько самолетов Ан-2 увидеть вместе можно не так часто. Мы тогда пообщались с экипажем и сделали снимки. Кроме того, мы часто искали информацию о заброшенных аэродромах Ростовской области, ездили к ним.
— Кто-то давал «наводки» на интересные перелеты?
— Тогда среди споттеров было много работников из авиационных кругов. Сейчас все проще: самолеты видны прямо на карте на популярном сайте flightradar24. Также есть множество авиационных форумов, где люди делятся своей информацией.
— Что ты делал для того, чтобы получать красивые кадры?
— Как я сказал, сначала я снимал на телефон, а потом — на простенький фотоаппарат. После этого я решил развиваться дальше и поменял с десяток фотоаппаратов с объективами. Сейчас делаю снимки на профессиональную фототехнику. Однако важно не только то, на что снимаешь — нужно уметь пользоваться камерой, видеть правильные ракурсы и свет. Важно и редактирование: авиационные фотографии несколько отличаются от других жанров, к ним нужен особый взгляд и подход, умение сохранять детали. Обработке я и сам учился сам многие годы, совершенствуясь не без помощи споттеров из других городов.
Работать порой разрешают и из кабины аппарата. Фото: Эрик Романенко
— О чем общаются или чем делятся между собой в сети споттеры?
— Информацией по перелётам интересных бортов. При этом особый интерес у нас к отечественной авиационной технике, советской, а также новым и редким моделям. Также мы говорим про авиационные мероприятия, авиашоу.
— В чем драйв и особый интерес в споттинге?
— Драйв в путешествиях и полётах. Ведь помимо того, что мы ездим и летаем в различные города и страны, чтобы сделать красивые кадры, мы так же отдыхаем, гуляем по этим городам. Особый интерес в том, чтобы снять что-то редкое: например, можно запечатлеть самолет, который весь выцветший поднимают в небо спустя 20 лет стоянки для перелета на авиаремонтные заводы. Или, к примеру, можно снять только выпущенные на заводе самолеты или вертолеты — такие фотографии часто просят различные СМИ и готовы за это платить. Самое моё любимое занятие — это проведение воздушных съёмок, когда снимаешь с одного воздушного судна другое это называется жанр air to air.
— Когда официальные споттинги дошли до Ростова?
— Первое такое мероприятие мы совместно с нашей командой и пресс-службами авиакомпании и еще старого аэропорта провели в 2012 году. В тот день ростовская авиакомпания «Донавиа» получила первый самолёт airbus А319.
Раньше за подобные кадры споттера могли принять за шпиона. Фото: Эрик Романенко
— Случалось, что официальные службы или авиакомпании узнавали у тебя нужную информацию?
— Иногда бывают моменты, когда я знаю больше чем официальные службы. В этом очень помогает наш дружественный авиационный круг, который сформировался за эти долгие годы в различных городах и странах.
— В итоге твое увлечение переросло в работу?
— Да. Моя мечта была работать в авиации и за последние годы я успел за эти годы много где поработать — как в военных ведомствах, так и в гражданских. Где-то официально, где-то нет. Сейчас я работаю в международном аэропорту Платов, занимаюсь наземным обслуживанием авиационной техники. Работа очень нравится как графиком, так и тем, что мне всё это интересно! Кроме авиации не вижу себя ни в какой другой сфере. Я считаю, нужно заниматься тем, что ты любишь и что понимаешь.
— А сам ты часто летаешь? Есть ли опыт пилотирования?
Летаю достаточно часто как гражданскими, так и военными самолётами и вертолётами, в том числе и частными. Опыт пилотирования есть — управлял как вертолётами, так и самолётами.
Эрику и самому приходилось управлять самолетами. Фото: Эрик Романенко
— Ты говорил о споттерах из других городов, а как насчет других стран?
— Ко мне уже неоднократно в гости приезжали иностранные авиалюбители. Благодаря споттингу круг моего общения стал настолько большим, что куда бы я не прилетел, практически в любой город или страну, меня всегда встретят, и покажут места для съемок.
— Чем занимаешься в свободное от работы и споттинга время?
— Свободное от работы время я люблю проводить со своей любимой девушкой. Мне нравится выехать на машине в новые интересные места, на природу, рыбалку. Так как среди споттеров есть и авиационные специалисты, в том числе и пилоты, имеющие личные самолеты и вертолеты, меня приглашают полетать. Также я занимаюсь своими авиационными блогами в соцсетях. Летом по утрам бегаю и катаюсь на велосипеде. Очень люблю быть подальше от центра города — там, где настоящая природа и свежий воздух.
Снять такой кадр очень сложно. Фото: Эрик Романенко
Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.
Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: Одноклассники, Facebook, ВКонтакте, Telegram.
Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону