Ростов-на-Дону Четверг, 02 октября
Общество, сегодня, 15:00

Психиатр из Ростова прокомментировал популярную у подростков операцию по разрезанию рта

В интернете завирусилось шокирующие видео, где подростки разрезают себе уголки рта ради широкой улыбки. Чем это опасно и почему так происходит, рассказал доктор клиники Тимура Мамедова психиатр, психиатр-нарколог, психотерапевт, детский психиатр, к.м.н. Юрий Элланский.


В целом «Блокнот Ростов» решил узнать, почему подростки выбирают различные бодимодификации.

Видео: Глеб Сибилев

— Данное действие относится к модификациям тела. И если брать в целом, модификации тела бывают обратимые и необратимые. В данном случае это необратимая модификация тела, которая вызвана тем, что подросток просто хочет привлечь к себе внимание, изменяя внешность довольно, на мой взгляд, странным образом. Потому что впоследствии, при взрослении, я думаю, что чтобы устранить данную модификацию, ему потребуется обращаться к пластическому хирургу, когда мода на эту модификацию тела пройдет.

— Почему подростки делают тату, пирсинг и так далее?

— В подростковом возрасте, учитывая, что психика подростков достаточно лабильна, подвержена влиянию моды и момента, очень часто подростки пытаются воспроизвести то, что они видят в интернете, то, что они видят у сверстников, потому что это привлекает внимание.

Есть такие модификации тела, как татуировка, шрамирование или пирсинг. Или там, например, разрезание языка очень часто бывает. В данном случае можно потом удалить татуировку, можно снять пирсинг, шрамирование тоже удаляется.

Это требует потом последующих длительных пластических операций. И они не так безболезненны и не бесплатны, скажем так.


Фото: социальные сети

— Как вы считаете, подростки это делают для эстетики или подсознательно хотят сделать себе больно?

— По статистике, люди, которые делают необратимые модификации тела, чаще страдают депрессивными расстройствами и чаще впоследствии даже совершают суицидальные попытки. Это признак внутренней депрессивности, потому что человек не имеет чувства самосохранения, выживания.

Это нормальные человеческие инстинкты, которые в этом случае немножко нарушаются.

Как отметил Юрий Юрьевич, существуют разные модификации – и родителям стоит обращать на них внимание и в определенных случаях не откладывать поход к специалисту.

— Есть модификации, которые психологически понятны. Например, мой друг сделал тату, я сделал тату, это понятно, я подражаю сверстникам. 

Но когда они носят достаточно странный характер, например разрезание ног, ампутация пальцев, ампутация каких-то частей тела, в этом случае родителям, конечно, надо обращаться к специалистам для того, чтобы ребенка посмотрели специалисты, потому что под этим может скрываться депрессивность, могут скрываться особенности характера, может быть начало психической болезни. Поэтому, в данном случае, обследование необходимо сделать, а впоследствии уже  специалист разберется, что это, особенность характера или болезнь, или просто подражание моде. Потому что 30% и нормальных людей такое могут сделать, не имея ни особенностей характера, ни психболезней.


Фото: социальные сети

— Что в поведении трудных подростков должно напрячь родителей, чтобы они обратились к специалисту?

— Здесь уже видно всем, что он что-то с собой делает. Наверное, пирсинги сейчас уже в течение молодежной моды так не привлекают внимания. Скажем, если у тебя уши проколоты, нос проколот, уже не надо, наверное, идти к психиатру.

Когда это 100 проколов на голове, надо, наверное, озаботиться. Потому что еще бывают компульсивные модификации, а бывают ситуации, когда человек просто не может остановиться. 

— У вас есть такие случаи в практике, чтобы человек пришел с подобными проблемами?

— Чаще подростки приходят с депрессивными проблемами. Очень часто биполярные расстройства. И у этих пациентов мы в 90% случаев находим татуировки, пирсинги, самоповреждения. Когда человек наносит себе такое самоповреждение в состоянии депрессии, и порезы это не демонстративные — это признаки депрессивного состояния, требуют осмотра. У таких подростков высокий риск суицидальности впоследствии.


Фото: Глеб Сибилев

— Как вы считаете, связаны ли депрессивные расстройства у подростков с трендами и интернетом, или же это личные особенности?

— Если брать в целом, то предрасположенность подростков с особенностями характера, такими как демонстративность, возбудимость, закрытость, способствуют этому и без депрессивности.

Если человек любит демонстрировать эпатаж, любыми способами привлекать к себе внимание, то, естественно, он делает какие-то вещи со своим телом, которые привлекают внимание. При депрессивности механизмы немного другие, самоповреждения с целью облегчиться. Вот здесь уже надо смотреть, где особенности характера, а где депрессивность, или идет все вместе. 

Мы это видим и лечим, естественно. Но первично мы лечим именно депрессию, чтобы человека перевести в состояние нормального настроения, чтобы он понимал, что вот это болезнь, а вот это — особенность характера.

— Перечислите острые состояния, при которых нужно обратиться к специалисту, например, если ребенок чувствует себя как-то не так. Есть определенные особенности?

— Конечно, если ребенок замыкается в себе, отгораживается от родителей, отгораживается от сверстников. Одно дело реакция группирования в 14−15 лет, у подростков идет реакция группирования — для них более значима становится компания, в которой они находятся, где учатся, или это неформальная компания, даже интернет-общения.

Когда ребенок начинает отгораживаться не только от родителей, но и от сверстников, и делает себе модификации тела, то это повод обратиться к психиатру. 

Если ребенок отстраняется от родителей, но в компании — он звезда или неформальный лидер, то здесь я не думаю, что надо бить тревогу, — рассказал психиатр Юрий Элланский.

Григорий Мелихов

Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиВКонтактеTelegramДзен.




Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
психиатрподросткидепрессияпирсингтату
0
0