Ростов-на-Дону Четверг, 18 апреля
Общество, 16.12.2020 07:31

Начало нового пути: десять лет назад в Ростове открыли Темерницкий мост

В декабре 2010 года в Ростове-на-Дону открылся мост, который сегодня носит имя Темерницкий. О том, что помогло ускорить стройки и были ли реализованы первоначальные планы, вспоминает «Блокнот Ростов». 

Впервые о необходимости строительства моста через Дон в районе железнодорожного вокзала стали говорить ещё в 1995 году. В Ростове было лишь три переправы через реку – Западный, Аксайский и Ворошиловский мосты. Как раз проблемы с последним и ускорили работы по возведению переправы. 

22 октября 2007 года во время планового осмотра Ворошиловского моста была обнаружена трещина из-за чего мост был временно закрыт. В итоге попасть из центра города на левый берег или наоборот можно было только по мостам, находящимся на окраинах. В декабре 2007 года по Ворошиловскому мосту пустили два бесплатных автобуса, которые передвигались лишь в пределах моста и перевозили пассажиров с одного конца на другой. В конце месяца открыли движение городских автобусов, а также автобусов, следующих в Батайск. И лишь с 23 июня 2008 года после установки специальной подпорки на правом берегу движение машин на мост вернули, однако без грузового транспорта и лишь по одной полосе в каждую из сторон. 

870_580_fixedwidth.jpg

Ворошиловский мост признали аварийным

Строить будущий Темерницкий мост начали незадолго до этих событий – 16 октября 2007 года, хотя его проект подготовили ещё в 2005 году. После ситуации с Ворошиловским мостом властям пришлось ускоряться: благодаря обращению губернатора Ростовской области Владимира Чуба федеральный центр дал кредит на 1,5 млрд рублей для возведения переправы. Работы на мосту шли в три смены, специалисты ОАО «Мостоотряд - 10» возводили его даже в новогоднюю ночь. 

Согласно проекту, пропускная способность моста должна составить порядка 60 тысяч автомобилей в сутки. Это существенно больше, чем на Ворошиловском – 46 тысяч автомобилей в сутки. Длина мостового комплекса составила 4,5 км, включающая сам мост длиной чуть менее 460 метров, правобережную эстакаду длиной 966 м, левобережную эстакаду длиной 829 м. Общая стоимость работ составила 7,7 млрд рублей. 

Поскольку мост проходил по территориям 17 предприятий, городские власти договаривались о выкупе земельных участков. Тут есть чему поучиться: задержек с возведением переправы это не вызвало, как в случае с путепроводом на улице Малиновского. Тем не менее, во время строительства моста вводилось несколько ограничений, в частности, был закрыт сквозной проезд по улице Береговой на проспект Сиверса. В мае 2010 года из-за строительства в районе начала улицы Большой Садовой почти на месяц все троллейбусные маршруты были заменены автобусными, а «рогатых» отправили работать на Западный. Но все неудобства воспринимались населением с пониманием – все знали, что мост нужен как можно скорее. 

3377699765117557_4c64.jpg

Переправу построили даже чуть раньше срока. Техническое открытие состоялось 16 декабря 2010 года, а официальное – спустя девять дней. На него приехал министр транспорта РФ Игорь Левитин. Ростовчане впервые увидели в центре своего города разноуровневые развязки, а первые дни даже специально колесили по мосту, пытаясь изучить, куда они ведут. 

Своё имя мост, которой до этого называли не иначе как «в створе проспекта Сиверса», получил в ходе голосования на сайте городской администрации, которое шло в течение месяца. Среди вариантов были: Южный, Южные ворота, Гвардейский, Евразийский, Петровский, Купеческий, Донская волна, Батюшкин, Шолоховский. В итоге жители и власти остановились на наименовании «Темерницкий» - за этот вариант проголосовали 36%. 

При этом власти регулярно подчёркивали, что новая переправа – это только первый шаг в строительстве малого транспортного полукольца протяженностью более 8 км, включающего 5 разноуровневых транспортных развязок и с десяток путепроводов и эстакад. Оно должно было пройти дальше по проспект Сиверса, вдоль улицы Локомотивной, по южной стороне улицы Нансена и вернуться на левый берег через улицы Российскую, район завода (а теперь – жилого комплекса) «Красный Аксай» и Зелёный остров. Предполагалось, что это снимет транспортную нагрузку в центре Ростова. Однако этого нет в конкретных проектах даже спустя десять лет.

– Изначально специалисты хотели продолжить мост вдоль магистрали и выйти на Батайскую развязку. Но, к сожалению, тогда область и город не обладали достаточными финансовыми ресурсами, поэтому мы пошли по укороченному варианту, — рассказывал уже в 2014 году тогдашний мэр Михаил Чернышёв. — Мост должен выходить на Мечникова и на южную сторону Нансена. И на Мечникова переезд через железную дорогу должен быть ликвидирован. Там, согласно проекту, должна появиться двухуровневая развязка. 

По его словам, проект всем хорош, кроме цены – для его реализации нужно 14 млрд рублей. После того, как Ростов попал в число городов-организаторов ЧМ-2018, акценты финансирования сместились. В частности, был полностью отстроен заново Ворошиловский мост. На этот раз коллапса не случилось, поскольку теперь центр «страховал» Темерницкий. Первоначально много вопросов возникало из-за развязки на левом берегу в районе ТЦ «Мегамаг» - она проходила чуть ли не через заправку. Однако перед Мундиалем в рамках реконструкции Южного подъезда к городу вопрос решили. 

131218318_261805388612704_1709548909137923784_n.jpg

Темерницкий мост 

Но с точки зрения бессветофорной магистрали через город Темерницкий мост пока ведёт вникуда. Впрочем, для Ростова это не ново: в конце XX века точно также был построен Текучёвский мост. Согласно первоначальным планам, магистраль от него должны были провести в створе улицы Толмачёва до улицы Зорге. Но этого тоже так и не случилось за 20 с лишним лет. 

И тем не менее, Темерницкий мост внёс существенный вклад в связь левого и право берега Дона. Регулярных пробок на нём нет до сих пор. А узнать фотографии, сделанные на нём, можно по ярко-оранжевым перилам.

Данила Сазонов

Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.


Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиFacebookВКонтактеTelegram

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
Ростовмостстроительство
1
0