«Теперь у них есть право нам мстить»: участники бойни в Орловском районе готовятся к продолжению противостояния
Репортаж об массовом убийстве в х. Чернозубов. Фото: «Блокнот"
Читайте также:
- В Ростове задержали вооруженного преступника (24.10.2019 10:58)
- В Ростове из-за приезда патриарха изменят схему движения транспорта (24.10.2019 10:04)
- «Палками погоним всех»: ростовчане встали на защиту рынка на Чкаловском (21.10.2019 19:01)
Во вторник 22 октября вблизи хутора Чернозубов в Орловском районе Ростовской области в ходе перестрелки было убито пять человек, двое оказались в больнице. Так закончился длившийся несколько лет конфликт между двумя чеченскими кланами в донском хуторе Камышевском. Или не закончился?
Трагедия разыгралась днем, возле стойбища для скота между хуторами Чернозубов и Камышевка. По различным оценкам, от 10 до 20 человек встретились там, чтобы поговорить. Но вместо разговора там началась драка, а потом завязалась перестрелка. Сколько на самом деле людей участвовало «в разговоре», сейчас установить трудно: представители семьи Дакишвили не хотят усугублять судьбу своих арестованных родственников, поэтому не говорят, кто еще с их стороны поехал выяснять отношения. Представители клана Бациевых с журналистами общаться не хотят. С их стороны в том «разговор» троих убили сразу, двоих доставили в больницу.
Перестрелка произошла на овцеводческой точке между х. Чернозубов и х. Камышевка. Фото «Блокнот»
Чеченец Турпал Витаханов работает тренером по вольной борьбе в Ростове. Он говорит, что Дакишвили — это потомки клана Дакиевых, которые во времена массовой депортации чеченцев 1944 года бежали в Грузию и спаслись в Панкисском ущелье, изменив фамилии.
— У нас таких называют «кистинцы», и это тоже было поводом для стычек. Бациевы всем говорили: «Они не чеченцы, они кистинцы». Это оскорбление для нас: кистинцы — те же чеченцы, никакой разницы нет, — рассказывает Турпал, который на следующий день после трагедии приехал в Камышевку, чтобы помощь похоронить единственного погибшего из клана Дакишвили — Зураба.
О происшествии Турпал говорит сдержанно: с одной стороны — хочет рассказать о том, как погибли его друзья, а с другой — не навредить тем, кто после перестрелки оказался в розыске.
— Второй погибший с нашей стороны — это Эдгар, он армянин. Он работал в колхозе. Поехал поддержать друзей, его первым и застрелили. Прямо в лицо выстрелили. Зурабу выстрелили в бок, говорят, он тащил Эдгара и кричал «Не стреляйте, не стреляйте!», — пересказывает Турпал версию своего клана и постоянно куда-то звонит. Ему известно, что Бациевы уже забрали своих погибших и отвезли хоронить в Чечню.
Турпал Витаханов приехал в Камышевку из Ростова — помочь похоронить своего друга, погибшего в перестрелке
После разыгравшейся трагедии Турпалу пришлось взять на себя скорбные заботы: большинство молодых мужчин из клана Дакишвили оказались на допросах в полиции, один — 39-летний Василий Дакишвили — арестован, его братья и племянник — в розыске. Турпал привез в Камышевку муллу, чтобы тот омыл тело Зураба, завернул в саван и отдал родственникам — везти в Чечню. На окраине Камышевки уже появился мусульманский участок кладбища, но живущие там чеченцы возят хоронить своих родственников на историческую родину.
Чеченцы начали массово переселяться в Камышевку лет 30 назад, рассказывает местная жительница, попросив не называть ее имени. На следующий после трагедии день хутор словно вымер: на улице, никого; несколько машин ОМОНа, полиция и «люди в штатском» — лишь у дома арестованного Василия Дакишвили. Через дорогу от него, в доме сбежавшего брата Михаила работают эксперты-криминалисты. В распахнутом настежь гараже стоит объявленный накануне в розыск «мерседес» с тремя семерками в номере.
Оцепление на улицах Камышевки. Фото "Блокнот"
— Раньше они селились только в кашарах, там строили себе домики и жили. А потом — да, стали селиться в хуторах, дома покупать, земли. Их здесь много сейчас, я даже не знаю, что там произошло. Слышала, что постреляли кого-то — по радио передали. А кто, кого — даже не знаю, — говорит немолодая женщина, рассматривая полицейские машины издалека. — Не знаю я ничего, не спрашивайте.
Во дворе дома Дакишвили для полицейских накрыт стол с термосом для чая и одноразовыми стаканчиками. Завидев журналистов, ОМОН нехотя перекрывает участок улицы, запрещая проезжать мимо даже местным жителям.
— Идут следственные действия, — отмахиваются они от назойливой прессы.
Дом арестованного Василия Дакишвили в Камышевке. Фото "Блокнот"
Хозяина дома нет — в день перестрелки его на своем рабочем месте задержали сотрудники полиции, в доме и в администрации сельхозпредприятия прошли обыски, была изъята документация.
Бывший совхоз, который обрабатывает землю вокруг Камышевки, Василий Докишвили возглавил год назад.
— Он из таких долгов предприятие вытащил, колхоз в таких «минусах» был, — рассказывает Турпал. — А они — Бациевы — здесь никто, просо богатые фермеры, у них земли много, они просто сами хотели здесь всем заправлять. А Василия народ выбрал.
По словам юриста СПК «Новоселовский» Романа Кельбауха, причиной конфликта стали участки, которые раньше «Новоселовский» арендовал у местных жителей — владельцев земельных паев. Бациевы несколько лет планомерно скупали у крестьян земли, увеличивая свои владения. А недавно выкупили пастбище, которое находилось в аренде у совхоза и потребовали не приближаться к их земле:
— Они приобрели эти земельные участки и как собственники потребовали, чтобы кооператив не эксплуатировал их, — говорит юрист. — Но в соответствии с действующим законодательством, до истечения сроков аренды новый собственник обязан исполнять эти договоры.
Юрист СПК "Новоселовский" Роман Кельбаух. Фото: "Блокнот"
Незадолго до трагедии, совхозный тракторист начал перепахивать пастбище, подготавливая землю к зиме. По рассказам сотрудников СПК, тогда на поле приехали представители семьи Бациевых и потребовали от тракториста убираться с их земли, пригрозив расправой.
— Новые собственники не согласились предоставлять свои участки для аренды, сначала в устной форме потребовали освободить землю, а затем, со стороны клана Бациеых начались угрозы, — говорит Кельбаух. — Председатель кооператива мне сказал, что ему угрожают именно расстрелом. Утром перед событиями один из представителей клана Бациевых подъехал в кооператив, и в присутствии большого количества работников заявил, что он намерен пострелять.
Турпал Витаханов подтверждает: трактористу, которые приехал пахать землю, Бациевы угрожали расправой. Перепуганные колхозники отказались выходить в поле.
— Но пахать надо было, земля ведь не может просто так стоять, — объясняет позицию главы кооператива Василия Дакишвили друг его семьи. — После этих угроз Василий сказал: «Мы лично сами поедем, возьмем несколько тракторов и будем пахать». Из-за этого они сильно «закусились». Бациевы к нему вечером домой приходили, угрожали. Об этом все знают.
В стане Бациевых о том утреннем визите в «контору», где вел совещание председатель кооператива Василий Докишвили, не говорят. По словам одного из участников перестрелки Балауди Хусиханова, Василий Дакишвили и Увайс Бациев в очередной раз поругались по телефону и договорились «поговорить по-мужски», встретившись один на одни возле стойбища для скота между Камышевкой и Чернозубова.
Хусиханов говорит, что инициатором встречи был именно Василий Докишвили, он хотел поговорить с Увайсом Бациевым.
Представители клана Бациевых возле Орловской больницы не захотели общаться с журналистами. Фото "Блокнот"
Трагедия разыгралась на овцеводческой точке, которая принадлежит одному из Бациевых.
— Когда его (Увайса — прим. ред.) вызвали, мы вдвоем поехали туда. Как только приехали, позвонили этому Васе, сказали, что мы стоим ждем его, — приводит слова раненого Хусиханова телеграм-канал «База». — И когда они подъехали, 4 или 5 машин, мы вышли из машины, я поздоровался ребятами и сказал, давайте поговорим. Я как старший хотел, чтобы они помирились, поговорили, чтобы разобраться. Мы вообще не планировали никакой драки, ничего. А они из машин выпрыгнули и начали битами избивать нас. Когда я очнулся, я слышал стрельбу.
Это пока что единственное показание свидетелей со стороны Бациевых, появление которого трудно представить без участия правоохранительных органов: Балауди Хусиханов сейчас находится в Орловской больнице, его охраняют вооруженные сотрудники полиции, а остальные члены клана Бациевых с приехавшими в Орловский район журналистами разговаривать категорически отказываются.
— У нас трое убитых и двое в больнице, как вы думаете — кто больше пострадал в этой истории? — один из бородатых мужчин в черных шапочках, которые собрались под елями возле Орловской больницы, нехотя бросил журналистам эту фразу и попросил оставить их в покое.
Именно основываясь на показаниях раненых, полицейские объявили в розыск 41-летнего Малхози и 35-летних Рамзана и Георгий Дакишвили и арестовали Василия.
У клана Дакишвили другая версия событий. По словам Отара Муташвили — дяди Василия Дакишвили — на разговор к стойбищу со стороны Бациевых приехало 14 (!) машин, и никакого разговора не было — по приехавшим сразу начали стрелять.
Отар Муташвили ожидает продолжения войны кланов. Фото "Блокнот"
— Мы защищались! Они (погибшие Зураб Дакишвили и его армянский приятель Эдгар — прим. ред.) думали по-хорошему, а эти с ружьем приехали и сразу начали стрелять. Одного сразу убили, второго положили (ранили), — рассказывает Отар Муташвили.
Но на вопрос, кто же тогда убил троих Бациевых и ранил еще двоих, сторонники Дакишвили начинают переглядываться и пожимать плечами. Их реакция понятна: они хотят спасти от обвинения в тройном убийстве Василия и его братьев. Родственники утверждают, что 39-летнего председателя кооператива задержали на рабочем месте и в перестрелке он никакого участия не принимал.
По версии стороны сторонников Дакишвили, Василий, который, к слову, председателем стал только в конце прошлого года, начал в судах успешно оспаривать земельные сделки Бациевых, из-за чего давняя вражда между двумя чеченскими кланами в Камышевке обострилась. До прихода Дакишвили, говорят его родственники, все предыдущие председатели кооператива быстро попадали под влияние клана Бациевых и менялись раз в 2-3 года, а некогда общие земли колхоза уходили в пользу Бациевых.
Влиятельным Бациевым и сейчас удастся избежать ответственности, убежден Отар Муташвили.
— У них деньги, связи, — говорит он. — Несколько лет назад один из них — Идрис (в списке погибших в перестрелке — прим. ред.) попался на чем-то. Его забрали в полицию, а потом через 2-3 дня отпустили. Говорят, «всё порешали». Вот и сейчас: наших объявили в розыск, Василия арестовали, а Бациевых никто не ищет.
Нателла Гаургашвили до замужества носила фамилию Дакишвили. Фото "Блокнот"
Его сестра Нателла Гауграшвили подтверждает, имея в виду угрозы со стороны противоборствующего клана:
— Мы несколько раз писали заявление в полицию, до нас никому дела нет.
Главное, что сейчас беспокоит семью Дакишвили, так это продолжение противостояния. Стычки и драки между представителями обоих кланов происходили и раньше, но сейчас пролилась кровь, а это уже совсем иной уровень конфликта с точки зрения чеченцев.
— С нашей фамилии, получается, один погиб, а с их — трое. По закону они могут начать мстить, — говорит Отар Муташвили. — Вы у любого здесь спросите — у русских, у армян, у турок — Бациевых никто не любит. Они деньги под проценты дают — это большой грех. Мы даже старейшин собирали, старейшины признали, что Бациевы неправильно себя ведут, но им старейшины — не указ. Конечно, мы бы хотели помириться. Для этого есть возможность: собирают старейшин, люди говорят, что прощают друг друга. Но я не думаю, что нам это поможет.
Известно, что в Камышевке побывал представитель Рамзана Кадырова в Ростовской области Имран Исмаилов. Он рассказал детали конфликта журналистам и сейчас принимает участие в урегулировании его. В Камышевке и на месте перестрелки был замечен внедорожник без номеров, водитель и пассажиры которой, одетые в «горку», передвигались, закрыв лица балаклавами.
Трагедия в окрестностях Камышевки осталась вне поля внимания региональных чиновников
Ростовские власти продолжают хранить молчание по поводу трагедии в Орловском районе. Появившаяся вскоре после ЧП информация о том, что на место трагедии вылетел губернатор Василий Голубев, оказалась ложной: ни в день трагедии, ни после никто из региональных чиновников не дал никакой оценки случившемуся. Вместо этого на сайте правительства появилась информация о том, что в ноябре сотрудники примут участие в семинаре по вопросам реализации национальной политики в регионах.
— В ходе занятий слушатели познакомятся с правовыми основами государственной национальной политики, новейшими тенденциями и исследованиями в сфере межнациональных отношений, вопросами конфликтологии, социологии, этноконфессиональной и интеграционной политики, — говорится на сайте правительства Ростовской области.
Елена РомановаПрисылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.
Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: Одноклассники, Facebook, ВКонтакте, Telegram.
Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону