«Коррупционерами для коррупционеров»: в Ростове рассказали, как госзакупки могут довести до тюрьмы
Госзакупки нуждаются в реформе Фото: pixabay.com
Читайте также:
- Слепая старушка выживает в полуразрушенном доме в Ростове (11.09.2019 18:07)
- В Ростове умер бывший ректор РГСУ Виктор Шумейко (11.09.2019 15:24)
- Владеющий несколькими квартирами и земельными участками ректор ДГТУ Месхи отвечает в ЗС за ЖКХ и науку (11.09.2019 21:00)
Законодательство о госзакупках в строительной отрасли остро нуждается в изменениях. Иначе это может привести к непредсказуемым последствиям. Этот вопрос обсуждали на «Открытой трибуне», которую организовало Законодательное собрание и Торгово-Промышленная палата региона.
Вице-президент ТПП Ростовской области Сергей Шнейдер рассказал, что они проанализировали 64 закупки на оказание услуг по проектированию и строительству, проведенные с 16 июня по 26 августа.
– Мы брали только те закупки, которые уже были завершены. Общая сумма закупок составила 3 млрд рублей. Из них две — это конкурсная процедура, а остальные — аукционы. С удивлением обнаружили, что если закупка состоялась, то в 61% случаев денежные средства достались единственному участнику, и только 15% - на основе конкурсных торгов, – отметил Шнейдер.
По словам вице-президента ТПП РО, об экономии бюджетных средств, ради которых и была придумана практика проведения аукционов, речи сейчас не идет вообще.
Сергей Шнейдер стал инициатором дискуссии Фото: ТПП РО
– Мы рассмотрели экономию средств бюджета и увидели, что когда закупка происходит у единственного поставщика, то там экономия 0,3%, при конкурентной закупке экономия чуть больше — 3%. Общая экономия бюджета составляет всего 0,63%. Учитывая затраты на последующие судебные разбирательства, ее там вообще нет, – заявил Шнейдер.
Одной из причин он назвал использование т. н. сметного метода, который, по сути, «является средневековым». Согласно всем нормативам сейчас в России используются базовые цены, принятые еще в советское время, но помноженные на множество коэффициентов.
– Мне пришлось поработать с немцами, которые столкнулись с «сметным методом». Мой коллега мне сразу заявил, что это придумали коррупционеры для коррупционеров. О каком-либо рынке или борьбе мы тут говорить вообще не можем. Цена складывается из случайных факторов и никак не отражает реальную ситуацию, – отметил Шнейдер.
В качестве альтернативы предлагается использовать ресурсный метод – разбивка строительных работ на простые этапы: стоимость одного кубического метра железобетонных работ, кирпичной кладки, остекления, отделки, и т. д. Главное – достигнутые показатели, а не объемы использованной продукции.
Именно благодаря использованию старого метода очень часто отменяются результаты конкурса или даже возбуждаются уголовные дела. Наиболее ярким примером тут можно назвать ситуацию вокруг «золотого песка» у стадиона «Ростов Арена». Поводом для уголовного дела стало использование песка не той фракции, при этом все ключевые показатели были достигнуты.
Другие эксперты также отмечали, что представители проверяющих органов сами считают, что смена метода расчета сметы позволить в разы сократить количество дел, возбуждаемых по этому поводу.
Другой проблемой по словам Шнейдер, является и метод закупки. Россия осталась единственной страной в мире, где строительные работы проводятся путем аукционов.
– В любом словаре можно прочитать, что на аукционе продаются товары. На него выставляются товары, которые можно потрогать и посчитать. Строительство и проектирование - это услуги, и на аукционе они не торгуются. Это грубейшая ошибка, – пояснил вице-президент ТПП.
По его словам, из-за этого страдает качество работ. Альтернативой тут может выступить или введение конкурсной процедуры или же внедрение метода выполнения работ «под ключ».
– Введение аукционов должно было посодействовать появлению конкуренции, но произошло обратное – на рынке появилось огромное количество неквалифицированных подрядчиков. Все потому, что в аукционе побеждает та компания, которая предложит наименьшую цену. В тоже время конкурс позволяет установить основной критерий оценки подрядчика по его квалификации и опыту работы. Метода же выполнения работ «под ключ» наши законы вообще не предполагают. Однако частные компании им уже давно и активно пользуются, – добавил Шнейдер.
Бывший главный архитектор Ростова, а ныне архитектор «Ростовгражданпроект» Владимир Гейер согласился, что все вышесказанное действительно оказывает влияние на отрасль.
– Вот всем известно, что власти Ростова не нашли подрядчика на строительство школы в Левенцовке. А все почему? Потому что цена там была неадекватная. Мы рассчитывали аналогичную школу в Аксае — там сумма вышла свыше 800 млн рублей. А тут точно такая же, но за 500 млн. Тем временем, население в Левенцовке растет, и там уже нужны не одна, а целых две школы, – рассказал Гейер.
Владимир Гейер рассказал о неудачном опыте Фото: РостовГражданПроект
А что касается аукционов, то Владимир Гейер отметил, что принять участие в госзакупках становится все труднее. В качестве примера он привел пять тендеров, в которых «Ростовгражданпроект» хотел участвовать. Так, в одном из них при первоначальной стоимости в 5,5 млн рублей работы были заключены за 124 тысячи рублей, в другом победитель сбил цену с 4,1 млн рублей до 134 тысяч рублей.
– Я даже представить себе не могу, что можно за такие деньги делать. Ведь в стоимость же закладывается и оплата труда персонала и множество других показателей. Такое ощущение, что там сидит группа лиц и на кнопочки нажимает. Я теперь с нетерпением жду, что принесут победители аукционов по этим контрактам, – добавил Гейер.
Претензии есть и у строителей. Так гендиректор фирмы «Руслан» Адам Батажев отметил, что предложение на рынке есть, но принимать участие в госпроектах люди не спешат.
– Сейчас, как минимум, 10 предложений есть. Причем как только они появляются, то сразу начинаются звонки, мол, вы будете принимать участие, мы тоже, давайте договариваться и прочее, – отметил Батажев.
По словам строителя, сейчас абсолютно неясен вопрос с расценками на работы. Понять, какова реальная цена — невозможно. При этом изменения в проекты вносить практические нельзя — не более 2% от того, что заложено. Для сравнения, в Европе можно менять от 20 до 30% проекта в зависимости от ситуации.
– Мы довели сейчас до того, что строители как генералы без армий. Рынок просто опасным стал для нас. Вроде и работа есть, но есть и страх, что можно хорошо попасть, – возмущается Батажев.
Начальник отдела контроля закупок УФАС по Ростовской области Тигран Акопян отметил, что в законодательстве нигде не сказано, что необходимо проводить только аукционы, это уже инициатива именно заказчиков. Акопян уверяет, что закон о закупках работает нормально и в том, что возникают сложности, виноваты сами строители, которые, в нарушение закона, демпингуют по договоренности между собой.
С 1 июля для строительных работ и капитального ремонта отменили возможность установления заказчиком требований к товарам и материалам. Это сделано для того, чтобы заказчики не могли подготовить конкурсную документацию под определенного подрядчика.
Адам Батажев рассказал о шантаже коллег
– Теперь все участники допускаются до торгов, выходят на аукцион, проводятся торги, и уже после определения победителя заказчик смотрит его заявку на соответствие, проверяет достоверность представленных данных и так далее, – рассказывала накануне на совещании в администрации города начальник управления экономического контроля города Патимат Махдиева.
При этом Махдиева отметила, что администрация города уже направила свои предложения в федеральный минстрой.
Переживания городских властей абсолютно оправданы. По статистике, именно контракты департамента ЖКХ города и МУП «ДИСОТИ» чаще всего становятся предметами разбирательств в судах и УФАС.
Еще один способ решить проблему с методом определения поставщика предложил и Владимир Гейер. В качестве примера он привел методы работы госкорпорации «Роснефть».
– Там двухступенчатая система. На первом этапе они проводят конкурсную процедуру, а затем, на втором, уже организуют аукцион. Это позволяет избежать участия неквалифицированных участников, – рассказал архитектор.
Председатель комитета ЗС по строительству Александр Скрябин отметил, что вопрос требует проработки, однако эти изменения необходимы. Он пообещал, что к работе могут подключиться и депутаты госдумы от Ростовской области.
Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.
Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: Одноклассники, Facebook, ВКонтакте, Telegram.
Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону