Как добраться до Марса за две недели и грозит ли нам вторжение инопланетян: объясняет ростовский астроном Валерий Тупицын
Валерий Федорович всю жизнь посвятил астрономии. Фото: Валерий Тупицын
Читайте также:
- В Ростове построят торговый центр с парковкой на крыше (15.06.2019 15:15)
- В Ростове депутаты запретили гулять с собаками без поводка (15.06.2019 09:13)
- В Ростове центральные улицы помыли с шампунем, удивив горожан (15.06.2019 08:26)
Об инопланетянах, захвате планеты, полете на Марс, проектах Илона Маска, будущем астрономии в России «Блокнот-Ростов» поговорил с основателем «Донской астрономической обсерватории C80» Валерием Тупицыным.
Обсерватория находится на окраине донской столице и относится к ЮФУ. В ней можно понаблюдать за звездами и планетами в один из двух телескопов. В этом году она празднует свое 40-летие, а появилась она благодаря энтузиазму одного человека – 76-летнего Валерия Фёдоровича Тупицына. «Блокнот-Ростов» выяснил, как она была построена, верит ли ростовский астроном в инопланетян, может ли быть обсерватория трамплином для серьезной работы и есть ли будущее у науки о наблюдении за звездами.
– Как была организована обсерватория?
– В 1978 году в Ростовском Государственном Педагогическом Университете появилась новая специальность – учитель астрономии. На кафедре решили, что нужно организовать наблюдательную обсерваторию. Я съездил в Санкт-Петербург и Одессу, взял проекты небольших обсерваторий.
За любимым делом. Фото: Валерий Тупицын
Когда я ректору показал проект и смету, он ответил, что таких средств (а нужно было 40000 рублей) институту взять неоткуда. Для сравнения, автомобиль «Волга» тогда стоит 8000 рублей. Пришлось делать все самому. Взял лопату, астролябию и линейку и выкопал землю под фундамент. Центр залили бетоном, за зиму фундамент сел и после этого кирпич добывали с миру по нитке - где-то студенты-заочники брали, у кого-то на стройке оставался лишний. Также приходилось ездить в МГУ просить оборудование - у них подвалы забиты им, они там стоят с огромным запасом.
Так потихоньку осенью 1979 году начали строить, а уже в феврале 1981 года делали первые пробные наблюдения.
– Сейчас обсерватория на народные по-прежнему живет средства?
– На все, что здесь сейчас есть, средства собирали мы! Государство не дает ни копейки. Люди приносят старую советскую технику, в ней много меди, латуни - я потом это сдаю в металлолом и получаю деньги. Всю старую технику тащат мне - на это обсерватория и живет. Есть специальный коробок, люди читают, на что собираем, и оставляют деньги. Вот бы еще найти человека, который помог обновить сайт к 40-летию обсерватории, которое будет осенью.
Рабочий кабинет Валерия Федоровича. Фото: Валерий Тупицын
– Как любители сейчас узнают об обсерватории?
– В интернете, в частности на профильных форумах. Неизвестные люди часто звонят, спрашивают, когда можно прийти. Кстати, из всех соцсетей я есть только в Instagram.
– Вся техника такое долгое время в сохранности?
– Однажды у меня украли один из телескопов, однако затем он сюда вернулся. Ему уже 40 с лишним лет, однако он шикарно показывает, на нем идеально получаются фотографии. Пришлось три года пользоваться трофейным мюнхенским телескопом. Милиция отказалась искать пропажу. Однако однажды ребята пришли с тортиком поздравлять меня с днем рождения и сказали: «Вам подарок! Он уже стоит во дворе». И выяснилось, что тот самый телескоп они увидели на радиорынке и купили.
Каркас будущего купола обсерватории. Фото: Валерий Тупицын
– Как получилось, что человечество променяло космос на айфоны?
– Это натура человечества: у него есть, а у меня нет, и я тоже хочу. Но это не просто мода – это и связь, это функционально. Но постепенно пошли разные «навороты», и мир пришел к тому, что даже валюта теперь электронная. Так везде: рядом с чем-то хорошим и положительным всегда идет что-то плохое.
– Проекты Илона Маска это чистый пиар или имеют основание?
– И то, и другое. И пиар есть, но он успешно развивает все направления. Только полеты на Марс – никому не нужная ерунда. Рано еще, зачем?
Снимок сделан учениками Валерия Федоровича. Фото: Донская астрономическая обсерватория C80
– А что должно быть перед этим?
– Сейчас мы летаем на первой космической скорости и немного на второй. Это достигается реактивным движением - для этого сжигается что-то органическое. По энергии и скорости это предел. А представьте, если все это время ускоряться? То есть сначала надо создать двигатель и пути его создания есть, и заделы в том числе - например, ионные. Теоретическая основа разработана давно, путешествие к Марсу может происходить в 2-3 раза быстрее. Например, если разгоняться полпути, а полпути тормозить - то вообще полмесяца.
– Почему спустя полвека после высадки на Луне никто сейчас это не делает? При том что техника стала более современной. Неужели нет ни у нас, ни у США этим заниматься?
– Там просто нечего делать. Для чисто научных целей это дорогое удовольствие. А для практической цели человечество еще не дозрело. Когда появится управляемый термоядерный реактор, тогда встанет проблема освоения Луны.
Еще один снимок из обсерватории. Фото: Донская астрономическая обсерватория C80
– А вы сами видели летающие тарелки?
– Один из ребят, Руслан, как-то ночью забегает с вытаращенными глазами: «Валерий Фёдорович! НЛО!». Увидели расплывчатое пятно, которое на фоне восхода растаяло. Начали фотографировать, делать триангуляцию, чтобы определить расстояние. Уже спустя три года я узнал, что это испытывали лазер на полигоне.
Вообще, я в НЛО не верю. Конечно, неопознанные объекты есть, но они рисуются не инопланетянами, а атмосферой Земли и перепадами плотностей. Даже миражи в пустынях переносят картинку на несколько километров.
– А вообще другие цивилизации есть?
– Да, но что толку? Ни они нам, ни мы им ничем не полезны, кроме ощущения братства разума.
– Не получится ли, что кто-то прилетит и нас захватит?
– Нереально, физика не позволит, слишком большие пространства. Понимаете, есть физические константы, которые если изменить, то изменится и мир, либо исчезнет. Именно эти константы не позволяют нам двигаться быстрее, чем скорость света.
– Есть ли потенциал для популяризации астрономии?
– Да, поскольку сейчас ее вернули в школу, причем не вместо физики, а параллельно. Еще многое зависит от преподавателя. Я всегда перед тем, как рассказывать, пытаюсь понять, насколько глубокие знания у детей. Как-то приходит класс, я задаю наводящий вопрос: «Что вращается вокруг чего – Земля вокруг Солнца или наоборот?». Одна девочка говорит: «Ну что вы нас, совсем за дураков держите? Солнце утром на востоке, вечером на западе. Конечно, оно вокруг Земли и вращается!».
– А жена у вас есть?
– Да, вторая жена. Она моя бывшая студентка – ее родители на год старше меня. Но дома восприняли меня нормально, а окружение – с иронией. Вместе живем уже 30 с лишним лет, ни разу не ругались.
Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938) 107-87-80 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.
Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: Одноклассники, Facebook, ВКонтакте, Telegram.
Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону