Календарь: в Ростове 88 лет назад было построено и введено в эксплуатацию здание новой жд-станции «Сельмаш»

фото: «Блокнот Ростов"
Читайте также:
- Из-за места за партой и одноклассницы подрались школьники в ростовской школе (04.09.2025 20:45)
- Стали известны подробности о смерти найденного на лавке в центре Ростова мужчины (04.09.2025 18:24)
- Защитники животных из Ростова пожаловались президенту на «негуманные законопроекты» депутатов Госдумы (04.09.2025 20:12)
- Нарушения в работе передвижного зоопарка выявили в Ростовской области (04.09.2025 16:28)
4 сентября 1937 года в центре Сельмашевского поселка Ростова-на-Дону был торжественно открыт железнодорожный вокзал Сельмаш. Его строительство было приурочено к нуждам завода «Ростсельмаш»: тогда рабочих приходилось ежедневно доставлять из удалённых станиц и поселков, а прежние условия ожидания поезда под открытым небом были крайне неудобными. Проект нового вокзала разработал архитектор Игорь Смирнов, и за 9 месяцев здание выросло в современное, просторное и светлое сооружение, которое сразу стало одной из архитектурных жемчужин города.

фото: мини-рынок перед зданием вокзала Сельмаш, 1993 год / pastvu.com
Современники отмечали «ослепительно белый фасад, строгие линии, фронтон с шестью колоннами и огромные буквы СЕЛЬМАШ», видимые с улицы. Внутри вокзал поражал просторным залом на 500 человек, залитым светом через два ряда высоких окон. Пол выстлан метлахской плиткой, а мебель из светлого ореха и зелень в виде пальм и фикусов создавали атмосферу уюта и комфорта. Для пассажиров были предусмотрены буфет с холодными закусками, парикмахерская, культурный уголок и все необходимые удобства. Уже тогда газета писала: «Строители вокзала добросовестно выполнили правительственное задание, создали замечательное архитектурное сооружение».
В годы Великой Отечественной войны здание было частично разрушено, а в 1946 году восстановлено. В 1960-е годы через станцию Сельмаш пошли первые электропоезда серии ЭР9п, связавшие Ростов и Лихую. В 1980-е вокзал оставался активным пунктом пассажирских перевозок: здесь действовали зал ожидания, кассы, автоматические камеры хранения и кафе. В 1990-е годы некоторые поезда дальнего следования, такие как 175/176 Тамбов–Ростов, также останавливались на станции.
фото: электровоз ЭП1м-413 с вагоном измерителем на Сельмаше. / nashpoezd.narod.ru
9 марта 2019 года на здании станции была открыта мемориальная доска в честь Алексея Береста, участника водружения Знамени Победы над Рейхстагом и героя, спасшего ребёнка, упавшего на железнодорожные пути в 1970 году.
Сегодня, в XXI веке, вокзал Сельмаш, хотя и затерявшийся среди современных высотных домов, остаётся символом истории и архитектуры Ростова. Он продолжает функционировать как остановочный пункт Северо-Кавказского отделения, обслуживая пригородные поезда, а его здание напоминает о том, какой вклад железнодорожная инфраструктура внесла в развитие города и завода «Ростсельмаш».
фото: скорый поезд 116 СПБ – Адлер проходит Сельмаш без остановки. 2008 год / nashpoezd.narod.ru
Станция Сельмаш расположена напротив предприятия «Ростсельмаш» и находится на линии Кизитеринка — Ростов-главный. Через нее проходят как пассажирские, так и грузовые поезда, при этом остановка предусмотрена только для пригородных маршрутов. Сегодня вокзал остаётся одним из знаковых исторических объектов Ростова-на-Дону, соединяющим прошлое и настоящее города.
«Блокнот Ростов» ранее писал о том, как в Ростове для железнодорожников открылось техническое училище.
Денис Забнин
Наш сайт в соцсетях: Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен