Ростов-на-Дону Пятница, 19 апреля
Общество, 02.11.2020 07:31

«Это была провокация»: военные медики в Ростове решили добиваться оправдательного приговора

В Южном окружном военном суде начались апелляционные слушания по «делу военврачей». Суду предстоит пересмотреть приговоры бывшему начальнику филиала №2 ФГКУ «Главный центр военно-врачебной экспертизы» (ГЦ ВВЭ) Минобороны Евгению Выдышу и начальнику отделения врачебно-летной экспертизы и отбора специалистов Владимиру Малегину. Оба – подполковники медицинской службы.

 Эта история началась в марте 2018 года, когда был взят с поличным в рабочем кабинете еще один подполковник медицинской службы, начальник отделения экспертизы (военнослужащих и военнообязанных) филиала №2 ФГКУ ГЦ ВВЭ Сергей Змушко. Военного задержали при получении им 335 тыс. рублей. Эти деньги он должен был передать сотрудникам военкоматов – за «содействие» в освобождении от службы нескольких призывников.

Змушко заключил с правоохранителями соглашение о сотрудничестве и дал показания против других своих коллег. Так, он рассказал историю, как подполковник из штаба ЮВО Владислав Тиняев решил досрочно закончить службу по медицинским показаниям. По версии Змушко, подполковник Тиняев обратился за «помощью» к начальнику медпункта штаба Елене Гулий с просьбой помочь ему уволиться по состоянию здоровья. Та озвучила сумму, за которую готова посодействовать: 230 тыс. рублей. Часть этих денег она намеревалась взять себе, часть передать «посреднику» Змушко, а половина суммы полагалась более высоким начальникам. Прозвучали фамилии Выдыша и Малегина.

Змушко и Гулий раскаялись и оказали «содействие» следствию. Выдыш и Малегин вины не признают.

По мнению защиты, «конечным получателем денег» был Змушко, который неоднократно вымогал взятки. Но, чтобы убедить взяткодателей передать ему сумму побольше, он ссылался на «высоких начальников», с которыми должен делиться. Эту версию взяли в оборот следователи и подослали Гулий, написавшую явку с повинной, к Выдышу, снабдив ее звукозаписывающим устройством. Далее версии обвинения и защиты расходятся. Следователи сочли, что слова, которые произнес на встрече с начальницей медштаба округа Выдыш, изобличают его в соучастии в преступлении. Защита, наоборот, уверена, что в том разговоре Выдыш показал свою неосведомленность.

30 октября состоялось первое заседание в окружном военном суде. Обвиняемые участвовали в процессе через видеоконференцсвязь. Адвокат Юрий Чупилкин пожаловался на предвзятость первой инстанции – судьи Ростовского гарнизонного суда. Так, суд проигнорировал указания защиты на то, что аудиозапись разговора Гулий и Выдыша была дважды конвертирована. По мнению защиты, это может указывать на то, что запись была смонтирована в нужном следствию виде. В ходе записи слышно, как женщина и мужчина обмениваются фразами, которые можно истолковать по-разному. По заявлению Выдыша, он решил встретиться с начальницей медпункта, чтобы узнать об обстоятельствах дела Змушко. Слово «деньги» офицер не произносит.

Снимок.JPG

Окружной суд рассматривает апелляцию военных врачей Фото: Южный окружной военный суд

Саму операцию по засылке Гулий к Выдышу адвокат склонен считать провокацией сотрудников ФСБ – военных контрразведчиков. В момент встречи с женщиной подполковник был пьян, и мало отдавал себе отчет, что происходит и о чем идет речь.

– На встречу с Гулий Выдыш прибыл с празднования юбилея коллеги, где употребил 0,5 литра виски. Об этом рассказали свидетели, – напомнил адвокат Чупилкин.

В ходе заседания в окружном военном суде показания также дала свидетельница – заместитель заведующего поликлиники ФГКУ «1602 ВКГ» Минобороны Елена Кутузова. Она рассказала о «нестыковках» в датах документов, которыми оперирует следствие, сообщила, что во время указанных дат была в отъезде. Защита считает, что этот факт тоже говорит о фабрикации дела.

Евгений Выдыш и Владимир Малегин 22 июля 2020 года гарнизонным судом были признаны виновными в получении взятки. Выдышу назначили пять лет колонии общего режима, Малегину — четыре года. Оба должны выплатить многотысячные штрафы, им также запрещено в течение трех лет занимать руководящие должности в армии и на госслужбе. Эти сроки – значительно меньшие, чем требовало обвинение. Возможно, сыграли свою роль заслуги военврачей: оба являются участниками боевых действий, а Выдыш награжден орденом Мужества.

С учетом времени пребывания в СИЗО осужденные медики могли бы уже подавать прошения об условно-досрочном освобождении. Вместо этого офицеры решили бороться за свое оправдание. Евгений Выдыш считает, что с ним расправились за его «несговорчивую» позицию, обвинив во взяточничестве – в том, с чем он всегда боролся в своем ведомстве. Известно, что Выдыш направил обращения главе СКР Александру Бастрыкину и генпрокурору Юрию Чайке с просьбой взять под контроль расследование его уголовного дела. Защита подала жалобу на действия судьи первой инстанции в Высшую квалификационную коллегию и четыре жалобы в Европейский суд по правам человека.

На заседании 30 октября адвокат Чупилкин ходатайствовал о вызове и допросе свидетелей: экспертов, которые проводили фоноскопическую и лингвистическую экспертизу, а также сотрудников ФСБ, проводивших оперативно-розыскные мероприятия. Сторона обвинения взяла тайм-аут до следующего заседания, чтобы подготовить ответ.

Подсудимые и их защита явно настроены по-боевому. Но реально ли они оценивают ситуацию? Если осужденных вдруг оправдают – это означало бы признание фабрикации уголовного дела, после чего может последовать уже расследование деятельности контрразведчиков, доведших дело до ареста офицеров и суда. Нужно ли это Южному окружному военному суду?

Впрочем, может, мы недооцениваем силу аргументации защиты и решительность военных судей…

 Дмитрий Ремизов

Присылайте свои новости, фото и видео на номер +7 (938)108-56-10 (Viber, WhatsApp). Звоните, если попали в сложную ситуацию и не получили помощи от чиновников.

Подпишитесь на нашу группу в Instagram. Наш сайт в соцсетях: ОдноклассникиFacebookВКонтактеTelegram.

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
Ростовсудвоенныемедики
1
0