Ростов-на-Дону Вторник, 26 ноября
Политика, 26.04.2018 13:32

Первый камень в строительство Багаевского гидроузла с помпой заложили в Ростовской области

Губернатор Ростовской области Василий Голубев вместе с министром транспорта РФ Максимом Соколовым в понедельник, 23 апреля заложили символический камень в начало строительство Багаевского гидроузла в хуторе Арпачин. Основная цель проекта - увеличение глубин в низовьях Дона для удобства работы грузоперевозчиков.

На закладке строительства ни министр, ни губернатор не скрывали, что грандиозное гидротехническое сооружение, ради которого будет подтоплена часть прибрежных территорий и исчезнет уникальный остров на Дону, строится для решения вопросов транспортников.

Максим Соколов сравнил гидроузел  со строительством аэропорта "Платов" и заявил, что этого события "ждала вся транспортная отрасль".

- Строительство объекта позволит повысить пропускную способность Волго-Донского канала, обеспечить безопасность судоходства, решить задачи гарантированного водозабора и приступить к оздоровлению Цимлянского водохранилища, - считает министр.

Голубев соколов гидроузел.jpg

Судовладельцы давно жалуются на мелеющий Дон. Особенно проблемными считаются 114 километров водного пути от Кочетовского гидроузла до выхода в Азовское море. Груженым судам для прохода по реке требуется не менее 340 см глубины, а наполнение Дона напрямую зависит от накопления воды в Цимлянском водохранилище. Кроме этого, планы транспортников постоянно зависят от сгонно-нагонных явлений на Дону.

Падение грузооборота подтверждают данные ФБУ "Азово-Донская бассейновая администрация": в 2014 году через Дон прошло 14 млн 276 тыс тонн груза, в 2015 уже 8 млн 705 тыс тонн. В 2016-ом ситуация немного выправилась, но по итогам 2017 года транспортные компании перевезли по Дону 9,8 млн тонн. Транспортники говорят, что перевезти могли бы больше грузов, но глубина Дона не позволяет им загружать суда на 100%.

гидроузел волго дон.jpg

Для выхода из ситуации было принято решение значительно расширить бассейн реки в районе хутора Арпачин. Там будет построена малонапорная плотина, канал для прохода рыбы на нерест вверх по Дону, два судоходных шлюза и защитная дамба. По замыслу разработчиков, после ввода гидроузла вода в Дону должна была подняться на 2,8 метра от существующего уровня. Под затопление планировалось 217 га земли. Жителям прилегающих территорий обещают компенсации, рабочие места на гидроузле, ремонт дорог и улучшение водоснабжения. 

Строительство Багаевского гидроузла оценивается в 22 млрд рублей.

гидроузел план.jpg

Несмотря на то, что он вошел в федеральную программу развития транспорта, долгое время проект не мог получить все необходимые согласования. Специалисты рыбной отрасли считают, что гидроузел усугубит и без того плачевное состояние Дона, который страдает от растущих аппетитов транспортной отрасли начиная с 50-х годов прошлого века.

По данным Азовского НИИ рыбного хозяйства, по сравнению с тридцатыми годами прошлого века, когда был зафиксирован пик рыбопродуктивности Азовоморсково бассейна, к концу пятидесятых годов, когда началось строительство Цимлянского водохранилища, уловы проходных и полупроходных рыб Азово-Донского района снизились в пять раз, к концу семидесятых - в 20, а в начале 21 века - 260 раз (проходных рыб) и в 1700 раз - полупроходных. После 1952 года все осетровые - белуга, русский осётр, стерлядь, севрюга а также шемая, подуст, вырезуб, белоглазка постепенно перекочевали из разряда промысловых в Красную книгу

- На протяжении 10-15 лет падение улова одного только судака упало с 800 тысяч тонн до нескольких тонн, то есть сократилось в тысячу раз. И причина здесь не промышленный лов, а отсутствие условий для естественного воспроизводства, - говорит зам. директора АзНИИРХ Владимир Белоусов.

Сторонники строительства гидроузла заявляют, что затопление новых территорий создаст дополнительные нерестилища, но практика показывает обратное: чем больше гидроузлов появляется на Дону, тем меньше в нем становится рыбы. По данным АзНИИРХ, строительство гидроузла ниже Кочетовского уничтожит последнее естественное нерестилище осетровых в низовьях реки Сал, а также будут затоплены все основные нерестилища знаменитой донской селедки - всего около 1160 га.

Ихтиологи объясняют: увеличение площади водоема в местах прохода сельди приведет к снижению скорости течения ниже 0,4 м/с, а это вдвое уменьшит эффективность ее размножения - для метания икры этому виду рыб необходимо высокое течение.

Кроме этого, на образовавшемся мелководье в жаркий период доля кислорода будет падать, а сероводорода - увеличиваться. Это создаст дополнительные экологические риски для водоема.


Против строительства гидроузла активно выступили жители Багаевского района. Они несколько лет требовали проведения более детальной экологической экспертизы проекта, критикуя чиновников за желание поскорее получить федеральное финансирование "для освоения" и игнорирование мнения экологов.

- Для чего нужен Багаевский гидроузел? Чтобы перевести несколько десятков тысяч лишних тонн подешевевшей нефти? Чтобы отрапортовать об освоении нескольких десятков миллиардов бюджетных инвестиций? - возмущается местный жители, один из активистов движения против строительства гидроузла Юрий Малик. - Даже прямой экономический эффект от этой операции подсчитать невозможно – его просто не может быть: основную прибыль получит турецкий перевозчик, который годами не платит в наш бюджет ни копейки налогов. Да если бы экономический эффект и был, кто может наделить себя правом решать какие-либо экономические задачи за счет уничтожения еще одного куска нашей, увы, «объятной» Родины?

Местных жителей пугает подтопление прилегающих плодородных земель, которое неизбежно из-за строительства плотины и подъема грунтовых вод. Если за затопленные территории власти согласны выплатить компенсации, то потери рядовых земледельцев никто подсчитывать не собирается.

   - Я подписал коллективное письмо против строительства, и мои механизаторы подписали – больше трёх тысяч подписей. Земля нас кормит, причём достаточно, чтобы нормально жить. Если поднять уровень Дона, мы потеряем всё, что имеем, – рассказал газете "Крестьянин" Игорь Сидякин, директор ООО «Багаевское». – Нам объясняют: «Это дело государственное…» А какое оно государственное? Пароходы не государственные, а частные. Кто-то хочет заработать денег, а я, наоборот, должен их потерять. С какой стати?

Летом прошлого года власти провели общественные слушания, на которых попытались получить одобрение строительства гидроузла со стороны жителей Багаевского, Семикаракорского и Усть-Донецкого районов. В ходе слушаний чиновники заявили, что нашли технические решения тех вопросов, которые волновали людей. Было заявлено, что отметку подпорного уровня снизят до  двух метров балтийской системы вместо планируемых 2,8 метра. Правда, тогда стала не понятна цель многомиллиардных затрат,  если они всего лишь на 1,1 метр увеличат средне-многолетний уровень воды в Дону в районе Арпачина. Людей попытались успокоить обещаниями, что такое решение значительно снизит площадь затопления. Сокращение длины рыбоходно-нерестового канала позволит увеличить в нем скорость течения, обеспечит необходимые условия для нереста рыбы и снизит угрозу образования сине-зеленых водорослей. Инженеры также пообещали местным жителям комплекс мер, который не позволит грунтовым водам подняться до уровня, приводящего к заболачиванию сельхоземель и разрушению фундаментов их домов.

Однако, собравшиеся на общественные слушания граждане все равно выступили категорически против. Они потребовали "перенести сроки начала строительства Багаевского гидроузла на неопределенное время для более тщательной проработки проекта и более качественной оценки всех сопутствующих рисков и его экономической эффективности".

 Возмущение людей достигло такого предела, что попало в поле зрения Администрации президента. Второго марта текущего года по итогам медиафорума "Правда и справедливость" проведенного Общероссийским народным фронтом, Владимир Путин поручил ростовскому губернатора до 30 апреля "обеспечить проведение общественных слушаний по вопросу строительства Багаевского гидроузла на р. Дон, а также экологической экспертизы его проектной документации". 

Но вместо выхода на очередной виток диалога  с местными жителями, власти Ростовской области 13 апреля в одном из бизнес-центров провели научно-практическую конференцию, на которую пригласили специалистов и представителей общественных организаций, лояльных к проекту строительства гидроузла. Как заявляет по итогам конференции официальный портал правительства Ростовской области, заслушав ряд выступлений на тему экономических преимуществ нового гидроузла, "большинство участников обсуждения пришли к выводу, что строительство Багаевского гидроузла может помочь в решении проблем Цимлянского водохранилища".

По всей видимости, ростовские чиновники сочли, что таким образом выполнили поручение президента и теперь могут приступать к "освоению" средств федерального бюджета.

Подрядчик уже определился: подготовительными работами на строительстве гидроузла займется  компания "Стройтрансгаз", которую контролирует известный российский миллиардер Геннадий  Тимченко. Как следует из протокола конкурсной комиссии на сайте госзакупок, "Стройтрансгаз" оказалась единственной компанией, чья заявка была признана соответствующей требованиям заказчика - Федерального агентства морского и речного транспорта. Изначально стоимость контракта на проведение подготовительных работ оценивалась заказчиком в 740 млн рублей, СТГ согласилась выполнить эти работы за 667,2 млн рублей.

По данным областного правительства, подготовительные работы по строительству Багаевского гидроузла должны завершиться к декабрю текущего года, а полностью построить гидроузел власти региона обещают к 2020-му году.

Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону
Багаевский гидроузелАрпачинГолубевСоколовДонэкологияЦимлянское водохранилище
0
0