Багаевский гидроузел окупит себя в лучшем случае через 100 лет, а заработают на нем как всегда иногородние компании, - эксперт
Читайте также:
- Донская селедка исчезнет, если построят Багаевский гидроузел, - Юрий Малик (02.11.2017 19:30)
- Трек против строительства Багаевского гидроузла выпустил Хамиль из "Касты" (02.11.2017 12:25)
- В прямом эфире на вопросы возможных последствиях строительства Багаевского гидроузла ответит Юрий Малик (01.11.2017 16:32)
Необходимость строительства Багаевского гидроузла, которое планируют начать в Ростовской области близ станицы Манычской, до сих пор не подкреплена серьезными экономическими расчетами. А те данные, которыми оперируют сторонники проекта, никак не учитывают потери, которые гигантская стройка нанесет экологии Дона. Об этом в прямом эфире сайта "Блокнот" рассказал общественник и виноградарь Юрий Малик, который требует взвешенно подойти к принятию решения по строительству этого объекта.
- Когда впервые этот проект пытались реализовать в 2012 году, назывался срок окупаемости 52 года. По данным проектно-изыскательского института ЗАО «ЛЕНГИПРОРЕЧТРАНС», который разработал концепцию проекта, суммарные потери флота из-за недогруза и простоя судов составляют 10 миллионов тонн груза или один миллиард рублей в год. При этом строительство Багаевского гидроузла оценивается в 22 миллиарда рублей. И странным образом за несколько лет эта цифра не изменялась: шли годы, менялся проект, цены на стройматериалы и минимальная заработная плата, цена на электроэнергию, но цифра оставалась неизменной. 22 миллиарда для достижения глубины в четыре метра - это «святые» цифры, которые сегодня никто и не пытается оспорить.
Так вот даже если поверить, что на стройку потратят всего 22 миллиарда, хотя история нас учит, что цифра будет в разы выше, то за 22 года мы поможем сэкономить коммерсантам 22 миллиарда, построив этот гидроузел. Но позвольте спросить, почему государство в этой ситуации так печется об интересах частных компаний? Если бы этот проект реализовывали при Советском Союзе, когда все компании были государственными, интерес был бы понятен. Да и экономика этих предприятий была прозрачна, можно было просчитать и прибыль, и убытки. Сейчас прибыли судоходных компаний - закрытая для нас тема. Везде пишут, что речные перевозки гораздо экономичнее любых других. Но попробуйте узнать, сколько стоит перевезти тонну груза по Волго-Донскому каналу или Дону! Если вам озвучат те же цифры, что и мне, то выходит что эта цена эквивалента пятидесяти долларам и по нынешнему курсу равняется 30 тысячам рублей. Я умею считать и понимаю, что при таких расценках реальный оборот судоходных компаний очень сильно отличается от официального. Поэтому как можно говорить о каком-то экономическом эффекте проекта, когда в нем неизвестны все исходные?
Определенный эффект безусловно будет, но не совсем тот, о котором нам сейчас говорят. Потому что если за бюджетные деньги какая-нибудь компания начнет рыть яму в чистом поле первые полгода, а вторые полгода ее закапывать, то от этого будет огромный вклад в ВВП, потому что люди будут получать зарплату, платить налоги, налоги будет платить производство. То есть экономический эффект будет по сути обеспечен одним самим фактом реализации объекта на территории региона. Вот только практика говорит о том, что выполнять этот объем работ и строить Багаевский гидроузел скорее всего, будут не наши строители.
С точки зрения государства единственный источник получения экономической выгоды - это полученные налоги. Если предположить, что эти судоходные компании «белые и пушистые», и как законопослушные бизнесмены заплатят все налоги с компенсированного им миллиарда, то это будет лишь 20% от от миллиарда, а чтобы вернуть потраченные на стройку 22 миллиарда рублей, потребуется 100 лет. При этом нужно брать в расчет, что не все суда нуждаются в шлюзовании, у нас есть и мелкотоннажный флот. Они будут нести убытки из-за стройки.
Кроме того, никто не считал затраты на обслуживание гидроузла, а это немаленькие цифры одних только расходов на электричество. Я уже не говорю о том, что за кадром остались экологические потери, та же погибшая донская сельдь, - эти потери вообще никто не брал в расчет.
Полную запись прямого эфира, в котором Юрий Малик говорил об экономической целесообразности строительства Багаевского гидроузла, о последствиях стройки для местных жителей и местных виноградников, о странной позиции ростовских властей в этом вопросе, смотрите здесь.
Новости на Блoкнoт-Ростов-на-Дону