«Голубев не ошибся, потому что ничего не делал»: политологи — о последствиях визита ЧВК «Вагнер» для ростовского губернатора
Губернатор Голубев выбрал свою тактику
Губернатор Ростовской области Василий Голубев может избежать какого-либо наказания за свое бездействие, самоустранение и триумфальный вход в регион ЧВК «Вагнер». Так считают политологи.
Многие политологи просто отказывались комментировать тему корреспонденту «Блокнот-Ростов». Либо: «вообще не комментируем тему»; либо: «еще рано делать выводы». Но некоторые все же высказались.
Эксперты указали на две основные причины, по которым Кремль никак не станет наказывать Голубева. Во-первых, будучи сугубо штатским человеком, Голубев ничего и не мог предпринять, чтобы оборонить свой регион от наступающих военных колонн. Во-вторых, в самом Кремле тоже поначалу растерялись от разворота событий, и чего уж тогда пенять на ростовского губернатора.
Иван Чумаков, эксперт. Фото: соцсети эксперта
Эксперт Иван Чумаков полагает, что проблемы, с которыми сталкивается страна, – они именно федерального масштаба, поэтому вряд ли кто-то решит свалить вину на региональную власть.
С 2020 года, можно сказать, с начала эпидемии коронавируса, относительно спокойная жизнь россиян закончилась, а история с «Вагнером» оказалась лишь одной из цепочек событий.
— Произошедшие события стали стрессом для всего общества, для всей страны. Но не нужно забывать, что страна и общество, в принципе, находятся последние три года в состоянии перманентного ужаса перемен. На события в Ростове-на-Дону сейчас, конечно, смотрела вся страна, и «стрелочников», безусловно, назначат – так у нас устроена система. Но вот что касается положения дел у губернатора, то я не вижу пока предпосылок для громкой отставки. В системе все настроено на сохранение стабильности, а любая отставка – это дестабилизация. Убрать губернатора из обоймы, переместить его – это для Кремля сродни признать вину за произошедшее, за какие-то недоработки. Поэтому сегодня к этому методу не прибегают. К тому же, новый губернатор – это внутриполитический, внутриэлитный передел в регионе, а это сейчас ни системе, ни Кремлю не на руку, особенно с учетом того, что регион – стратегический, — рассказал Иван Чумаков.
Эксперт отметил, что в федеральном центре явно не готовы к замене того, что до сего дня худо-бедно работало.
- Я бы не забывал про кадровый кризис, который налицо. Проверенные кадры постарели, можно, сказать, выдохлись, а дети элит, мягко говоря, инфантильны и не готовы работать на результат. Поэтому заменять кадры некем. И потому я не вижу предпосылок для того, чтобы сильно менять расклады, тем более в стратегическим регионе, — предположил Иван Чумаков.
Дмитрий Еловский, генеральный директор центра коммуникационного менеджмента "ACTOR". Фото: соцсети эксперта
Гендиректор центра коммуникационного менеджмента «ACTOR» Дмитрий Еловский, отмечая, что губернатор должен не допускать беспорядков и конфликтов, напомнил, что последний все же является гражданским лицом. Поэтому вряд ли Василий Голубев смог бы остановить отряды «Вагнера», даже если бы захотел.
— Губернатор в этой ситуации ничего сделать не смог бы в принципе. А что он смог бы сделать: выйти навстречу им с автоматом? Ну, как бы на этом – и все… Это дело абсолютно не губернатора, это дело военных. А руководитель региона мог только в рамках своих полномочий заниматься тем, чем обычно губернатор занимается. Ну, и по большому счету, принять меры, чтобы люди не пострадали, организовывать работу служб ГО и ЧС. А останавливать тяжеловооруженную колонну – это точно не работа губернатора, — заявил Дмитрий Еловский.
Константин Калачев, руководитель "Политической экспертной группы". Фото: соцсети эксперта
Руководитель «Политической экспертной группы» Константин Калачев не исключил, что Василий Голубев может смотреться бледно на фоне тех, кто сейчас говорит: ух, я бы на его месте…
— Сейчас многие губернаторы пытаются рассказать, как они «боролись с мятежом» - кто сколько дорог перекопал, кто кого готов был мобилизовать. Курский губернатор вообще говорит, что через Курскую область мятежники бы не прошли, потому что в регионе были бы мобилизованы силы сопротивления… Но вот Василий Голубев занял позицию невмешательства и исходил из врачебного принципа «не навреди». Или «не ошибается тот, кто ничего не делает». Конечно, кто-то сейчас скажет, что от него ждали каких-то действий, что надо было показательно выходить на площадь, разговаривать с мятежниками, призывать их разойтись… Но, мне кажется, это было бы чересчур героично, — указал политолог.
По замечанию Калачева, губернатор Ростовской области предпочел бездействие «дурной активности». И его за это «ничегонеделание» не накажут именно потому, что все закончилось миром.
— Иногда бездействие лучше, чем дурная активность. Может, надо было действовать как-то по-умному, например, во избежание эксцессов как-то поспособствовать тому, чтобы толпы не собирались на площади, а может, надо было отключать интернет… Ну и так далее. Но все рассуждения имели бы смысл, если бы все закончилось кровопролитием. А поскольку завершением этой истории все удовлетворены в той или иной степени, то и претензии сейчас предъявлять было бы не очень серьезно. Конечно, если захотеть, то можно найти, что вменить в вину Василию Голубеву, и сказать, что губернатор бездействовал… Но нужно смотреть на результат. А он таков, что Ростов-папа по-прежнему цветет, никто не погиб, а максимум разрушений – это ворота цирка, — напомнил политолог.
Еще одной причиной, по которой Москва не будет предъявлять претензий к ростовскому губернатору – это то обстоятельство, что и в федеральном центре тоже оказались не на высоте во всей этой истории.
— Кремль и сам находился в очень странной ситуации. Какие тут могут быть претензии к Василию Голубеву или кому-то еще, если очевидной была растерянность первых часов, а те действия, которые предпринимались, в дальнейшем лишь создали проблемы и привели к человеческим жертвам, — сказал Константин Калачев.
В общем, в лужу сели если не все, то многие. А поэтому вряд ли накажут того, кто плюхнулся громче всех.
Дмитрий Ремизов
Наш сайт в соцсетях: Одноклассники, ВКонтакте, Telegram, Дзен.